Дело № 2а-4397/2021
УИД 21RS0025-01-2021-005026-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Илугиной Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике к Частному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия» о ликвидации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
У с т а н о в и л:
Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике обратился в суд с административным иском к административному ответчику Частному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия», в котором просит ликвидировать Частное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия» (далее ЧДОУ «ЦРР - Детский Сад «Дошкольная Академия») и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ЧДОУ «ЦРР - Детский Сад «Дошкольная Академия» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ., ОГРН №. Учреждение действует на основании Устава, утвержденного решением единственного учредителя ДД.ММ.ГГГГ. и в новой редакции от ДД.ММ.ГГГГ.
Основной целью деятельности Учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (пункт 2.1 Устава).
Единственным учредителем Учреждения является юридическое лицо - ООО «КлассМастер». Согласно сведениям ЕГРЮЛ, учредитель был исключен из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ. в порядке, предусмотренном ч.5 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в связи с наличием в ЕГРЮЛ недостоверных сведений в течении более чем 6 месяцев.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее - Управление) в рамках осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, на основании статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), и в соответствии с распоряжениями Управления Минюста России по Чувашской Республике от 01.07.2021 № 321-р, от 24.08.2021 № 418-р проведена плановая документарная проверка деятельности Учреждения, по результатам которой выявлены следующие нарушения.
В нарушение п. 2 ст.14 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками), Учреждение не соблюдает требования своего Устава в части деятельности органов управления. А именно в проверяемый период не проводились заседания Коллегиальных органов:
- Общего собрания работников и Педагогического совета в соответствии с пунктами 8.4.1, 8.4.2, 8.4.3 Устава;
- Попечительского совета в соответствии с пунктом 8.4.3.3 Устава.
Первичные бухгалтерские документы, подтверждающие доходы и расходы Учреждения, на проверку не представлены.
Вместе с тем, согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, а в соответствии со ст. 7 указанного закона ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем организации.
Кроме того, согласно данным ЕГРЮЛ место нахождения Учреждения: <адрес>.
Помещение по данному адресу Учреждению было предоставлено на основании договора аренды имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ, арендодателем на момент подписания договора являлось Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (новое наименование - Государственная служба Чувашской Республики по делам юстиции). Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, согласно письменной информации исполняющей обязанности заведующей Учреждения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванный договор аренды с ДД.ММ.ГГГГ расторгнут. В связи с прекращением уставной деятельности новый договор не заключался.
В нарушение п.7 ст.32 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которому некоммерческие организации обязаны в трехдневный срок информировать Управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, и представлять соответствующие документы, Учреждение не представило сведения об изменении адреса и лица, имеющего право действовать от имени Учреждения без доверенности в установленный срок.
Также, в нарушение статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ не все обязательные сведения имеются на сайте Учреждения <данные изъяты>
В частности, отсутствуют следующие сведения, предусмотренные ст.29 Федерального закона № 273-ФЗ:
- о структуре и об органах управления образовательной организацией (подпункт «б» пункта 1 части 2);
- о руководителе образовательной организации (подпункт «ж» пункта 1 части 2);
- о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы (подпункт «з» пункта 1 части 2);
- о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года за ДД.ММ.ГГГГ годы (подпункт «р» пункта 1 части 2);
- отчеты о результатах самообследования (пункт 3 части 2 статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ).
Кроме того, Учреждение использует эмблему на своих страницах в сети интернет (<данные изъяты>) в виде изображения стилизованной совы и надписи «Дошкольная академия».
При этом описание эмблемы в уставе отсутствует, что является нарушением п.5 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которому описание символики некоммерческой организации (эмблемы, герба, иные геральдические знаки, флаги, гимны) должно содержаться в учредительных документах организации (уставе).
В Управление ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение от имени Учреждения о содействии в ее ликвидации, так как проведение процедуры ликвидации Учреждением не представляется возможной из-за ликвидации Учредителя.
Согласно уставу Учреждения к полномочиям Учредителя относились вопросы изменения Устава, назначения и досрочного прекращения полномочий заведующего, утверждения состава Попечительского совета, назначение ревизионной комиссии (ревизора) и другие вопросы.
Таким образом, после ликвидации учредителя Учреждение не имеет возможности избрания органов управления и внесения изменений в Устав, что носит неустранимый характер и препятствует дальнейшей деятельности Учреждения.
Характер указанных нарушений с учетом отсутствия единственного учредителя Учреждения носит неустранимый характер.
Таким образом, Учреждение неоднократно нарушало требования законодательства, что в силу пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" является основанием для ликвидации.
Согласно пп.74 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, территориальный орган Минюста России уполномочен обращаться в суд с заявлением о признании общественных объединений, прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Просят суд ликвидировать Частное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
На судебное заседание представитель административного истца Управления Минюста России по Чувашской Республике не явился, извещены надлежаще о слушании дела, представили заявление о рассмотрении дела без участия их представителя, административный иск поддерживают в полном объеме и просят удовлетворить.
На судебное заседание представитель административного ответчика ЧДОУ «ЦРР - Детский Сад «Дошкольная Академия» не явился, извещены надлежаще о слушании дела, причину неявки суду не сообщили, явку представителя не обеспечили, своих возражений суду не представили.
Представитель заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о судебном заседании.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 4 ст. 263 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие сторон.
В силу п.п.1 и 2 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Судом установлено, что Частное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ., ОГРН №.
Учреждение действует на основании Устава, утвержденного решением единственного учредителям ДД.ММ.ГГГГ. и в новой редакции от ДД.ММ.ГГГГ.
Основной целью деятельности Учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (пункт 2.1 Устава).
Единственным учредителем Учреждения является юридическое лицо - ООО «КлассМастер», ОГРН № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, учредитель был исключен из ЕГРЮЛ 18.06.2019г. в порядке, предусмотренном ч.5 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в связи с наличием в ЕГРЮЛ недостоверных сведений в течении более чем 6 месяцев.
Указом Президента РФ от 13 октября 2004 №1313 Министерство юстиции РФ уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее - Управление) в рамках осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, на основании статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), и в соответствии с распоряжениями Управления Минюста России по Чувашской Республике от 01.07.2021 № 321-р, от 24.08.2021 № 418-р проведена плановая документарная проверка деятельности Учреждения, по результатам которой выявлены следующие нарушения.
Так, в нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками), Учреждение не соблюдает требования своего Устава в части деятельности органов управления. А именно в проверяемый период не проводились заседания Коллегиальных органов:
- Общего собрания работников и Педагогического совета в соответствии с пунктами 8.4.1, 8.4.2, 8.4.3 Устава;
- Попечительского совета в соответствии с пунктом 8.4.3.3 Устава.
Первичные бухгалтерские документы, подтверждающие доходы и расходы Учреждения, на проверку не представлены.
Вместе с тем, согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, а в соответствии со ст. 7 указанного закона ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем организации.
Некоммерческие организации, указанные в п.3.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
В нарушение ст.29 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) не все обязательные сведения имеются на сайте Учреждения <данные изъяты>
В частности, отсутствуют следующие сведения, предусмотренные статьей 29 Федерального закона № 273-ФЗ:
- о структуре и об органах управления образовательной организацией (подпункт «б» пункта 1 части 2);
- о руководителе образовательной организации (подпункт «ж» пункта 1 части 2);
- о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы (подпункт «з» пункта 1 части 2);
- о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года за ДД.ММ.ГГГГ годы (подпункт «р» пункта 1 части 2);
- отчеты о результатах самообследования (пункт 3 части 2 статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ).
Кроме того, Учреждение использует эмблему на своих страницах в сети интернет (<данные изъяты>) в виде изображения стилизованной совы и надписи «Дошкольная академия».
При этом описание эмблемы в уставе отсутствует, что является нарушением п.5 ст.3 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которому описание символики некоммерческой организации (эмблемы, герба, иные геральдические знаки, флаги, гимны) должно содержаться в учредительных документах организации (уставе).
П.7 ст.18 ФЗ «О некоммерческих организациях предусмотрено, что некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно данным ЕГРЮЛ место нахождения Учреждения: <адрес>.
Помещение по данному адресу Учреждению было предоставлено на основании договора аренды имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ, арендодателем на момент подписания договора являлось Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (новое наименование - Государственная служба Чувашской Республики по делам юстиции). Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, согласно письменной информации исполняющей обязанности заведующей Учреждения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванный договор аренды с ДД.ММ.ГГГГ расторгнут. В связи с прекращением уставной деятельности новый договор не заключался.
В нарушение п.7 ст.32 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которому некоммерческие организации обязаны в трехдневный срок информировать Управление об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, и представлять соответствующие документы, Учреждение не представило сведения об изменении адреса и лица, имеющего право действовать от имени Учреждения без доверенности в установленный срок.
Пунктом 10 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Из содержания подп. «в» п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о своем адресе обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Оценивая характер допущенных нарушений, суд исходит из того, что эти нарушения неустранимы, поскольку, как следует из обращения от 29.07.2021 от имени Учреждения, они просят о содействии в ее ликвидации, так как проведение процедуры ликвидации Учреждением не представляется возможной из-за ликвидации Учредителя.
Согласно Уставу Учреждения к полномочиям Учредителя относились вопросы изменения Устава, назначения и досрочного прекращения полномочий заведующего, утверждения состава Попечительского совета, назначение ревизионной комиссии (ревизора) и другие вопросы.
Таким образом, после ликвидации учредителя Учреждение не имеет возможности избрания органов управления и внесения изменений в Устав, что носит неустранимый характер и препятствует дальнейшей деятельности Учреждения.
Характер указанных нарушений с учетом отсутствия единственного учредителя Учреждения носит неустранимый характер.
Таким образом, Учреждение неоднократно нарушало требования законодательства, что в силу подпункта 3 п.3 ст.61 ГК РФ и ст.32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" является основанием для ликвидации.
Согласно подпункту 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, территориальный орган Минюста России уполномочен обращаться в суд с заявлением о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Таким образом, доводы административного истца о нарушении административным ответчиком обязанностей, возложенных на организацию положениями ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» нашли подтверждение при рассмотрении дела и административным ответчиком не опровергнуты. Допущенные нарушения в силу п.10 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», могут служить основанием для ликвидации некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный, систематический характер на протяжении длительного периода времени, следовательно, имеются основания для удовлетворения заявленных требований о ликвидации юридического лица.
В соответствии с п.3 ст.49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Согласно ст.21 ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с п.12 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра. Минюст России (территориальный орган Минюста России) на основании полученной от налогового органа выписки из государственного реестра принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации (ее структурного подразделения) из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций.
Согласно ст.18 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п.2 ст.61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.
Процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
В п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами» разъяснено о том, что в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения граждан на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации (п.5 ст.61, п.2 ст.62 ГК РФ, п.2 ч.6 ст.180 КАС РФ).
Таким образом, сведения о юридическом лице - Частном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия» подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике к Частному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия» о ликвидации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать Частное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия» и исключить сведения о юридическом лице Частного дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия» из Единого государственного реестра юридических лиц (ОГРН №
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.В. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2021 г.