ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4399/17 от 06.12.2017 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-4399/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2017 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи М.М. Сафронова, при секретаре судебного заседания Ю.В. Чарушиной, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому общества с ограниченной ответственностью «Арена-Регион» к Государственной инспекции труда по Омской области, государственному инспектору труда КСА о признании предписания в части незаконным,

В судебном заседании приняли участие:

от административного истца – СГА (по приказу, решение учредителей об утверждении ООО «Арена-Регион», выписка ЕГРЮЛ (л.д. 14,15-17,23-25), ГНМ (по доверенности, л.д. ___),

от заинтересованных лиц: ТАБ (по паспорту), БМН (по паспорту),

иные лица не явились,

У С Т А Н О В И Л:

23 октября 2017 года ООО «Арена – Регион»» обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением к Гострудинспекции в Омской области.

В обоснование указано, что 02 октября 2017 года в отношении ООО «Арена-Регион» было вынесено предписание об устранении нарушения трудового законодательства, подписанное Государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекцией труда в Омской области КСА.

В названом предписании на ООО «Арена-Регион» возложена обязанность начислить и выплатить удержанную заработную плату, денежную компенсацию за задержку заработной платы ТАБ, БМН., БМН указанную в акте проверки

О выполнении предписания необходимо сообщить по адресу: город Омск улица Певцова дом 13 в срок до 06 ноября 2017 года.

Полагает названное предписание вынесено незаконно и подлежит отмене в части нарушений требований ст. 137 ТК РФ, а именно: выплатить БМН удержанную заработную плату за стоимость питания в месяце, соответствующем табелю учета рабочего времени, согласно отработанным дням за июнь месяц 2017 года в размере <данные изъяты> рублей, за июль 2017 года – <данные изъяты> рублей; выплатить БМН удержанную заработную плату за стоимость питания в месяце, соответствующем табелю учета рабочего времени, согласно отработанным дням за июнь месяц 2017 года в размере <данные изъяты>, за июль 2017 года – <данные изъяты>; выплатить ТАБ. удержанную заработную плату за стоимость питания в месяце, соответствующем табелю учета рабочего времени, согласно отработанным дням за июнь месяц 2017 года в размере <данные изъяты> рублей, за июль 2017 года – <данные изъяты> рублей

Государственный инспектор труда КСА, ссылается на статью 137 ТК РФ в соответствии с которой удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иным федеральным законами.

Локальными нормативными актами ООО «Арена – Регион» не предусмотрено предоставление питания работникам за счет ООО «Арена – Регион». В положении о вахтовом методе работы ООО «Арена – Регион», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ установлено, что установлено, что работники организаций, труд которых используется в режиме вахтового метода организации работ, в обязательном порядке обеспечиваются ежедневным трехразовым общественным питанием.

Между ООО «Арена – Регион» и ООО «Трансюжстрой – Арена» заключен договор на предоставление персонала , согласно которого Исполнитель ООО «Арена – Регион» обязуется оказать по заявке Заказчика услуги по предоставлению Заказчику персонала для выполнения трудовых функций в интересах Заказчика, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно п.3.3 названного договора в калькуляцию не входят все расходы Исполнителя, в том числе расходы по доставке персонала, расходы по размещению, питанию работников.

Дополнительным соглашением к указанному договору на предоставление персонала, ООО «Арена – Регион» и ООО «ТЮС – Арена» пришли к соглашению расширить действие договора, в связи с чем, Исполнитель обязуется оказывать по заявке Заказчика услуги по предоставлению персонала для работы на строительном объекте «Корпус крупного дробления. Проект развития месторождения Гросс: Горно-обогатительный комбинат «Гросс» (РФ, Южная Якутия).

На освнаонии вышеуказанных Договра и дополнительного соглашения заключены трудовые договоры между ООО «Арена-Регион» и работниками БМН., БМН., ТАБ.

Согласно агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Арена – Регион» и ООО «ТЮС – Арена», последний обязуется по настоящему договору оказать услуги по организации питания. ООО «Арена – Регион» обязано возмещать суммы, израсходованные им на исполнение настоящего договора сверх переданных средств.

Согласно данного агентского договора и распечатки с магнитных карт, предоставляемых работникам ООО «Арена – Регион» составляется детализация услуг питания за месяц по каждому работнику конкретно, подписываются акты взаимозачета между ООО «ТЮС – Арена» и ООО «Арена – Регион», подписывается отчет комитенту и счет-фактура. Далее на основании личного заявления работника с него взыскивается конкретная сумма, выведенная на основании детализации его личной магнитной карты, на которую записывались суммы, потраченные на предоставление ему питания.

Между ООО «Трансюгстрой – Арена» и ООО «Партнеры Красноярск» заключен договор на оказание услуг по организации питания от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ООО «Партнеры Красноярск» организует четырехразовое питание работников ООО «ТЮС – Арена» из расчета минимального суточного комплекса блюд.

Принимая во внимание, что ни нормами действующего трудового законодательства, ни нормами трудового договора не предусмотрена обязанность работодателя обеспечивать работников бесплатным питанием, работники ТАБ., БМНБМН. выразили согласие на удержание денежных средств за питание.

Организация питания работников, труд которых используется в режиме вахтового метода организации работ, предусмотрена действующим законодательством, положением о вахтовом методе работы, поэтому требования о возврате незаконно удержанных денежных средств из заработной платы за питание в июне и июле 2017 года полагают несостоятельными, поскольку удержание производилось ООО «Арена – Регион» правомерно и ООО «Арена – Регион» не допускала нарушений трудового законодательства в части нарушения ст. 137 ТК РФ.

Просит признать незаконным и отменить предписание Государственной трудовой инспекции труда в Омской области в части возложения обязанности произвести выплаты БМН удержанной заработной платы за стоимость питания в месяце, соответствующем табелю учета рабочего времени, согласно отработанным дням за июнь месяц 2017 года в размере <данные изъяты>, за июль 2017 года – <данные изъяты>; БМН удержанной заработной платы за стоимость питания в месяце, соответствующем табелю учета рабочего времени, согласно отработанным дням за июнь месяц 2017 года в размере <данные изъяты>, за июль 2017 года – <данные изъяты>; ТАБ удержанной заработной платы за стоимость питания в месяце, соответствующем табелю учета рабочего времени, согласно отработанным дням за июнь месяц 2017 года в размере <данные изъяты> рублей, за июль 2017 года – <данные изъяты> рублей.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечен инспектор Государственной инспекции труда Омской области КСА., заинтересованными лицами ТАББМН. и БМН

В судебном заседании представители административного истца требования поддержали.

Заинтересованные лица ТАБ. и БМН. пояснили, что в суд с иском к ООО «Арена-Регион» они не обращались. Заявления об удержании из их заработной платы денежных средств в счет питания они писали, зачем это делали пояснить не могут. Они питались, работая в ООО «Арена-Регион» и выполняя работы в столовой, размер учтенных бывшим работодателем расходов они не оспаривают.

Иные лица в суд не явились.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, изучив материалы проверки, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).

Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

Из дела видно, что ДД.ММ.ГГГГТАББМН. и БМН обратились с заявлением в Государственную инспекцию труда в Омской области с азявлением, в котором указали на несвоевременную выплату им административным истцом ООО «Арена-Регион» заработной платы.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком Гострудинспекцией в Омской области было вынесено распоряжение о проведении проверки административного истца.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда КСА административному истцу было направлено требование о предоставлении документов.

ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки и в этот же день административному истцу было вынесено предписание, в котором указано на обходимость начисления и выплты ТАБ., БМН. удержанной заработной платы, а также денежной компенсации за задержку ее выплаты. Выплату произвести за периоды, указанные в акте проверки.

Фактически на административного истца возложена обязанность:

- выплатить БМН удержанную заработную плату за стоимость питания в месяце, соответствующем табелю учета рабочего времени, согласно отработанным дням за июнь месяц 2017 года в размере <данные изъяты>., за июль месяц 2017 года <данные изъяты> руб.;

- выплатить БМН удержанную заработную плату за стоимость питания в месяце, соответствующем табелю учета рабочего времени, согласно отработанным дням за июнь месяц 2017 года в размере <данные изъяты> руб., за июль месяц 2017 года <данные изъяты> руб.;

- выплатить ТАБ удержанную заработную плату за стоимость питания в месяце, соответствующем табелю учета рабочего времени, согласно отработанным дням за июнь месяц 2017 года в размере <данные изъяты> руб., за июль месяц 2017 года <данные изъяты> руб.

Предписание от ДД.ММ.ГГГГ оспаривается административным истцом лишь в части возложения обязанности на ООО «Арена-Регион» выплатить (возвратить) БМН, БМН и ТАБ денежные средства, удержанные за питание за июнь и июль 2017 года.

При этом общество указывает, что оно осуществляло удержания денежных средств у работников за питание, поскольку они работали вахтовым методом, а обязанности обеспечить их питанием бесплатно у административного истца нет.

Оценивая такие доводы административного истца, объяснения административных ответчиков суд заключает, что разногласия, возникшие между административным истцом и работниками относительно удержаний из заработной платы расходов на питание, содержат признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации.

При таком положении оспариваемое предписание в указанной административном истцом части (в пределах заявленных требований) подлежит признанию незаконным.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Верховного Суда РФ от 25.11.2015 N 3-АД15-8, Постановлении Верховного Суда РФ от 01.08.2017 N 18-АД17-15.

Иные доводы административного истца суд не оценивает, полагая, с учетом привлечения к участию в деле самих работников в качестве заинтересованных лиц, что данный судебный акт не может предрешать судьбу возможных индивидуальных трудовых споров между бывшими работниками административного истца и занитересованными лицами.

Согласие заинтересованных лиц с оспариваемым предписанием на признание его незаконным не влияет.

Руководствуясь ст.ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным предписание от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда в Омской области в части возложения обязанности на ООО «Арена-Регион» выплатить (возвратить) БМН, БМН и ТАБ денежные средства, удержанные за питание за июнь и июль 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме.

Судья М.М.Сафронов

В окончательной форме решение изготовлено 11 декабря 2017 года