ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-439/18 от 19.10.2018 Рыбновского районного суда (Рязанская область)

Гражданское дело № 2а-439/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2018 года

Судья Рыбновского районного суда Рязанской области Соловов А.В.,

при секретаре Коровайчиковой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административным исковым заявлениям Мисеневой Татьяны Васильевны, Горбатовой Веры Петровны, Алдошиной Светланы Анатольевны, Кожиной Аллы Юрьевны, Морозовой Ольги Васильевны, Петровой Людмилы Евгеньевны, Акимовой Лидии Евгеньевны к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области», ФГБУ ФКП «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о признании действий по постановке на кадастровый учет сведений о зонах охраны объектов культурного наследия, утвержденных постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея - заповедника С.А. Есенина», незаконными,

установил:

Мисенева Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером общей площадью 2981 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенный по адресу: Рязанская область, <адрес>.

Горбатова В.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 2000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенный по адресу: Рязанская область, <адрес>.

Акимова Л.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1216 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительство, расположенный по адресу: Рязанская область, <адрес>.

Алдошина С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 2000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенный по адресу: Рязанская область, <адрес>.

Кожина А.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что ей на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером общей площадью 2321 кв.м. и с кадастровым номером общей площадью 2267 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенные по адресу: Рязанская область, <адрес>.

Морозова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что ей на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером общей площадью 2526 кв.м. и с кадастровым номером общей площадью 2687 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенные по адресу: Рязанская область, <адрес>.

Петрова Л.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Рязанская область, <адрес>.

При этом, административные истцы Мисенева Т.В., Горбатова В.П., Алдошина С.А., Кожина А.Ю., Морозова О.В., Петрова Л.Е., Акимова Л.Е. указали, что 28.04.2018 года в ЕГРН внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территории: «Зона охраняемого природного ландшафта Государственного музея-заповедника С.А. Есенина» с кадастровым номером 62.13.2.133, и их земельные участки полностью расположены в границах данной зоны. Считают, что действия ответчика существенным образом ограничивают их права и законные интересы как собственников земельных участков. Наложение на их земельные участки зоны с особыми условиями использования, запрещает им производить строительные работы на участках, а соответственно они не могут использовать данные участки в соответствии с его видом разрешенного использования. Кроме того, полагают, что существенно нарушена процедура постановки на кадастровый учет данной зоны. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 №972 утверждено положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Пункт 1 указанного Положения гласит, что настоящее Положение устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия народов РФ, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон. Считают, что постановление Правительства Рязанской области от 14.03.2006 г. №62 «Об утверждении границ государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея-заповедника С.А. Есенина», которое и послужило основанием для введения ограничений на земельные участки административных истцов, должно быть разработано с учетом требований Положения, а ответчик обязан вынести приостановку регистрационных действий до устранения допущенных нарушений третьего лица в силу закона. В соответствии с п. 6 Положения проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон. Таким образом, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области должна была провести соответствие текстовой части и графической предоставленных на кадастровый учет. В нарушение п. 14 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2015г. №1532 в Постановлении Правительства Рязанской области от 14.03.2006г. №62 отсутствует перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, в связи с чем не позволяет однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости, и, соответственно административный ответчик не имел право ставить на кадастровый учет границы Государственного музея-заповедника С.А. Есенина. Кроме того, из представленных сведений на публичной кадастровой карте, имеющих общедоступный характер, невозможно определить ограничения использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий, что является нарушением Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О государственной регистрации недвижимости».

В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов, административные истцы просили признать незаконными действия филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области» по постановке на кадастровый учет сведений о зонах охраны объектов культурного наследия, утвержденных постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея - заповедника С.А. Есенина».

Определением Рыбновского районного суда Рязанской области от 28 августа 2018 года административные дела по административным искам Мисеневой Т.В., Горбатовой В.П., Алдошиной С.А., Кожиной А.Ю., Морозовой О.В., Петровой Л.Е., Акимовой Л. Е. объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.

Определением Рыбновского районного суда от 28 августа 2018 года к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования Рыбновский муниципальный район Рязанской области.

Определением Рыбновского районного суда от 01 октября 2018 года к участию в настоящем деле в качестве соответчиков привлечены ФГБУ ФКП «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.

Административные истцы - Мисенева Т.В., Акимова Л.Е., Горбатова В.П., Кожина А.Ю., Морозова О.В., Петрова Л.Е., Алдошина С.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Представитель административных истцов Мокина О.О., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в административных исковых заявлениях основаниям и просит их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области» Синицин А.В., действующий на основании доверенности заявленные требования считает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области в настоящее время осуществляет свои полномочия по внесению сведений в том числе о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В ЕГРН внесены сведения о зонах охраны объекта культурного наследия федерального значения «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина», утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.3006 №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина», а именно: сведения о зоне охраняемого природного ландшафта Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, внесены в ЕГРН 28.04.2018 (номер 62.13.2.133) согласно представленной с письмом от 13.04.2018 №ОВ\33-1046 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области карты (плана) зоны охраняемого природного ландшафта Государственного музея-заповедника С.А. Есенина от 14.03.2018; сведения о зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности государственного музея-заповедника С.А. Есенина внесены в ЕГРН 08.05.2018 (номер 62.13.2.236) согласно представленной с письмом от 03.05.2018 №ДЗ\33-1222 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области карты (плана) зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Государственного музея-заповедника С.А. Есенина от 03.05.2018; сведения об охранной зоне Государственного музея-заповедника С.А. Есенина внесены в ЕГРН 08.05.2018 номер 62.13.2.137, согласно представленной с письмом от 03.05.2018 №ДЗ\33-1222 Государственно инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области карты (плана) охранной зоны Государственной музея-заповедника С.А. Есенина от 03.05.2018. Представленные документы соответствовали требованиям Закона о регистрации, Правилам, в том числе отсутствовали основания для направления уведомления о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН, предусмотренные ч. 2 ст. 34 Закона о регистрации. На основании изложенного, просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель административного ответчика ФГБУ ФКП «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причина их неявки суду не известна.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в судебное заседание не явился, суду предоставили отзыв, в котором заявляют о пропуске административными истцами трехмесячного срока для обращения в суд с вышеуказанными административными исковыми заявлениями. Также указывают, что по смыслу административных исков административные истцы фактически оспаривают установленные нормативными актами ограничения своих прав, что относится к подведомственности (ст. 20 КАС РФ). Просят в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области Карпицкий И.Г. пояснил, что постановка на кадастровый учет сведений о зонах охраны объектов культурного наследия, утвержденных постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея - заповедника С.А. Есенина» осуществлена в рамках действующего законодательства, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области по доверенности Шарапова Е.А. в судебном заседании просит в удовлетворении заявленных требований отказать, считает их незаконными и необоснованными.

Суд, выслушав представителя административных истцов Мокину О.О., представителя административного ответчика филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области» Синицина А.В., представителя заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области Карпицкого И.Г., представителя заинтересованного лицаадминистрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области Шарапову Е.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что административный истец Мисенева Т.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2981 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенного по адресу: Рязанская область, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права , выданным 08 июля 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, запись регистрации №.

Горбатова В.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенного по адресу: Рязанская область, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 27 июля 2015 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, запись регистрации №.

Акимова Л.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1216 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Рязанская область, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 19 января 2016 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, запись регистрации №.

Алдошина С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенного по адресу: Рязанская область, <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной 28 ноября 2017 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.

Кожина А.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2321 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенного по адресу: Рязанская область, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 08 июля 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, запись регистрации № и земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2267 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенного по адресу: Рязанская область, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 08 июля 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, запись регистрации №.

Морозова О.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2526 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенного по адресу: Рязанская область, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 02 ноября 2012 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, запись регистрации № и земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2687 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенного по адресу: Рязанская область, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными 02 ноября 2012 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, запись регистрации №.

Петрова Л.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Рязанская область, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 10 февраля 2016 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, запись регистрации №.

Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области на основании представленного с письмом от 13 апреля 2018 года № ОВ/33-1046 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области карты (плана) зоны охраняемого природного ландшафта Государственного музея - заповедника С.А. Есенина от 14 марта 2018 года в Единый государственный реестр недвижимости 28 апреля 2018 года внесены сведения о зоне охраняемого природного ландшафта Государственного музея - заповедника С.А. Есенина (номер 62.13.2.133); сведения о зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности Государственного музея-заповедника С.А. Есенина внесены в ЕГРН 08 мая 2018 года (номер 62.13.2.136) согласно представленного с письмом от 03 мая 2018 года №ДЗ/33-1222 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области карты (плана) зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Государственного музея - заповедника С.А. Есенина от 03 мая 2018 года; сведения о охранной зоне Государственного музея-заповедника С.А. Есенина внесены в ЕГРН 08 мая 2018 года (номер 62.13.2.137) согласно представленного с письмом от 03 мая 2018 года №ДЗ/33-1222 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области карты (плана) охранной зоне Государственного музея - заповедника С.А. Есенина от 03 мая 2018 года.

Согласно Публичной кадастровой карте, вышеуказанные земельные участки, принадлежащие административным истцам, полностью расположены в зоне с особыми условиями использования территории, а именно в зоне охраняемого природного ландшафта Государственного музея - заповедника С.А. Есенина (номер 62.13.2.133).

Полагая, что внесением указанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости об ограничениях на земельные участки, установленные Постановлением Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 г. №62 «Об утверждении границ государственного музея - заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея - заповедника С.А. Есенина», нарушены их права и законные интересы, административные истцы обратились в суд.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно пункту 1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с п. 1 ч. 1.1 вышеуказанного Приказа ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществляет свои полномочия по внесению сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Статьей 20.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определен порядок и сроки информационного взаимодействия с органом регистрации прав. Таким органом с 1 января 2017 г. является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии с ее территориальными органами, которая осуществляет государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Указанным Законом предусмотрено формирование Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).

Вышеуказанные полномочия на территории Рязанской области возложены на Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон о регистрации) государственным кадастровым учетом является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости.

Согласно пункту 4 статьи 7 Закона о регистрации орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном данным Федеральным законом.

В силу положений статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр границ вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия. Согласно пункта 4 части 3 статьи 32 Закона о регистрации органы охраны объектов культурного наследия направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решений (актов) об утверждении или изменении границ территории объекта культурного наследия, об установлении или изменении зон охраны объекта культурного наследия в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1 - 4, 6 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 16 статьи 32 Закона о регистрации, перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с 4. 1, 3 - 13, 15 ст. 32 Закона о регистрации, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с абзацем 2 пункта 14 Правил (ред. от 19.06.2017) в случае утверждения (изменения) границ территории объекта культурного наследия или зон охраны объектов культурного наследия орган государственной власти, принявший решение об установлении (изменении) границ территории объекта культурного наследия или его зон охраны, направляет в орган регистрации прав сведения, содержащие текстовое и графическое описания местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или его зон охраны, с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно пункту 32 Правил (ред. от 19.06.2017) обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), предусмотренным пунктами 5, 14 (в части утверждения (изменения) границ территории объекта культурного наследия и зон охраны объектов культурного наследия), 16 - 19 настоящих Правил, является описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, подготовленное в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О землеустройстве" для описания местоположения границ объекта землеустройства.

Пунктом 33 Правил (ред. от 19.06.2017) предусмотрено, что при информационном взаимодействии документы (за исключением документов, указанных в пунктах 12, 27, 29, а также в абзацах четвертом, шестом и седьмом пункта 30 настоящих Правил), в том числе карта (план) объекта землеустройства, предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о регистрации орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно части 3 статьи 34 Закона о регистрации документы (содержащиеся в них сведения), указанные в частях 1, 3 - 15 статьи 32 настоящего Федерального закона и полученные органом регистрации прав в связи с принятием органом государственной власти, органом местного самоуправления, судом соответствующих актов, заключением соглашения о создании особой экономической зоны или полученные органом регистрации прав в соответствии с нормативными правовыми актами, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, являются основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм права, законодателем определен порядок внесения сведений в реестр границ о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, а также утвержден исчерпывающий перечень необходимых документов (содержащихся в них сведений), на основании которых вносятся данные сведения в ЕГРН.

В рамках рассмотрения данного административного дела, судом были истребованы заверенные надлежащим образом материалы дел по постановке на кадастровый учет зон охраны объектов культурного наследия, утвержденные постановлением Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 г. №62 «Об утверждении границ государственного музея - заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея - заповедника С.А. Есенина», которые включают в себя в том числе: сведения, содержащие текстовое и графическое описания местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно карты (планы) Зон охраны Государственного музея - заповедника С.А. Есенина (зона охраняемого природного ландшафта, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, охранная зона); перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; постановление Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 г. №62 «Об утверждении границ государственного музея - заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея - заповедника С.А. Есенина»; Постановление Совета Министров РСФСР от 07 марта 1984 года №85 «О мерах по дальнейшему сохранению памятных мест, связанных с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина в Рязанской области»; письмо Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области о направлении карты (плана) зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности от 03 мая 2018 года №ДЗ/33-1222; письмо Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области о направлении карты (плана) охранной зоны от 03 мая 2018 года №ДЗ/33-1222; письмо Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области о направлении карты (плана) зоны охраняемого природного ландшафта, адресованное директору Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области, и полученное адресатом 13 апреля 2018 года, входящий номер 01-12/845. Вышеуказанные материалы были представлены в виде электронных документов в формате XML.

Судом установлено, что на основании вышеназванных материалов были внесены сведения в ЕГРН о вышеуказанных зонах охраны Государственного музея - заповедника С.А. Есенина.

Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области», в соответствии с вышеприведенными нормами права, внес сведения о зонах охраны объектов культурного наследия в ЕГРН исключительно на основании поступивших в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) и с соблюдением сроков, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона о регистрации.

В связи с чем, суд не может признать законными и обоснованными доводы представителя административных истцов о нарушении процедуры постановки на кадастровый учет данной зоны.

Также не основан на законе и довод представителя административных истцов, что Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области» в нарушение норм действующего законодательства не произвел соответствие текстовой и графической части границ государственного музея - заповедника С.А. Есенина, утвержденных Постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 №62.

Как следует из поданных административными истцами административных исковых заявлений и пояснений их представителя, действия административного ответчика Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области» по внесению в ЕГРН сведений о зоне охраняемого природного ландшафта Государственного музея - заповедника С.А. Есенина, ограничивают права и законные интересы административных истцов, как собственников, принадлежащих им вышеуказанных земельных участков, поскольку наложение на их участки зоны с особыми условиями использования территории, запрещает им производить строительные работы на их участках, а соответственно они не могут использовать данные земельные участки в соответствии с видом их разрешенного использования.

Суд, проверив данный довод административных истцов и их представителя, исходит из следующего.

Установлено, что государственный музей-заповедник С.А. Есенина (далее - музей-заповедник) создан на основании решения Рязанского облисполкома от 11 июня 1965 г. № 304 и распоряжения Совета Министров РСФСР от 30 июля 1965 г. N 2878 "О мероприятиях по благоустройству мест, связанных с именем поэта С.А. Есенина", включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".

В целях сохранения и восстановления исторически сложившегося уникального мемориального и природного комплекса, всех памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью С.А.Есенина, дальнейшего развития научно-культурной работы по изучению и пропаганде творческого наследия великого русского поэта Правительством Рязанской области 14 марта 2006 года принято постановление №62 «Об утверждении границ государственного музея - заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея - заповедника С.А. Есенина», которым утверждены границы территории Государственного музея-заповедника С.А.Есенина как земель историко-культурного назначения, его зон охраны (охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого природного ландшафта) согласно Приложению №1.

Каких-либо нормативных актов, изменяющих границы, установленные указанным нормативным актом, уполномоченным органом власти не принималось.

Отсутствие в ЕГРН до 2018 года сведений о зонах охраны объекта культурного наследия федерального значения «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина», не свидетельствует о том, что данные границы не были установлены, и данное обстоятельство не являлось основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 Федерального закона №73-ФЗ (абзац 2 части 7 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия (часть 2 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ).

Такие ограничения в соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрены пунктом 4 части V режимов использования земель в пределах зоны охраняемого природного ландшафта музея - заповедника С.А. Есенина, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62, которым определен режим в данной зоне, не предусматривающий индивидуальное жилищное строительство.

Таким образом, являются несостоятельными вышеуказанные доводы о нарушении оспариваемыми действиями Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области» прав административных истцов, как собственников на пользование принадлежащим им земельным участкам, поскольку граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами (пункт 1 статьи 43 ЗК РФ).

В силу статей 42 и 56 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Между тем, положения статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ, содержащей понятия каждой зоны охраны объекта культурного наследия, предусматривают ограничения для свободного усмотрения собственников при использовании принадлежащих им земельных участков, входящих в одну из зон охраны.

Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области», внеся 28 апреля 2018 года в ЕГРН сведения о зоне охраняемого природного ландшафта Государственного музея - заповедника С.А. Есенина (номер 62.13.2.133), не устанавливал вновь и не изменял границы территории Государственного музея - заповедника С.А. Есенина, а внес сведения о границах, которые были установлены и определены еще в 2006 году, как зоны с особыми условиями использования территорий, что прямо предусмотрено статьями 10, 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и не противоречит пункту 1 статьи 56 ЗК РФ. Действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области носят учетный характер в целях приведения объектов учета в соответствие с их действительными характеристиками.

Поскольку установление зоны с особыми условиями использования территорий было произведено до возникновения у заявителей прав на спорные земельные участки, их права и законные интересы не могут быть нарушены действиями филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области, поскольку эти действия не влияют на факт нахождения земельных участков в границах такой зоны.

Наличие или отсутствие ранее в Государственном кадастре недвижимости сведений о нахождении спорных земельных участков в границах зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения не влияет на объективный факт существования такой территории в установленных границах. Сам по себе факт внесения в ЕГРН сведений о зоне охраняемого природного ландшафта Государственного музея - заповедника С.А. Есенина не нарушил прав и законных интересов административных истцов, поскольку не филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области включил земельные участки, принадлежащие административным истцам, в вышеуказанную территорию.

Поскольку материалами дела и нормативными актами подтверждено вхождение спорных земельных участков в зоне охраняемого природного ландшафта Государственного музея - заповедника С.А. Есенина, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области, внеся сведения об этих участках в ЕГРН, как о входящих в границы зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения, действовал в соответствии предоставленными ему законом полномочиями. Правовых оснований для признания незаконными действия филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области» по постановке на кадастровый учет сведений о зонах охраны объектов культурного наследия, утвержденных постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея - заповедника С.А. Есенина» не имеется.

Суд считает необоснованным довод представителя административных истцов о том, что в нарушении п.14 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2015 года №1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" в Постановлении Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62 отсутствует перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, в связи с чем не позволяет однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости, поскольку границы территории Государственного музея - заповедника С.А. Есенина, как зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения были установлены до введения в действие вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2015 года №1532.

Несостоятельным является довод представителя административных истцов о том, что постановление Правительства Рязанской области от 14.03.2006 №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея - заповедника С.А. Есенина», послужившее основанием для введения ограничений на земельные участки, принадлежащие административным истцам, должно быть разработано с учетом требований Постановления Правительства РФ от 12.09.2015 года №972, поскольку на момент разработки проекта зон охраны музея-заповедника и принятия Постановления Правительства Рязанской области от 14.03.2006 №62, установленный Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 года №972 порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия, принят не был. Постановления Правительства Рязанской области от 14.03.2006 №62 в установленном законом порядке не признавалось противоречащим требованиям действующего федерального законодательства. На момент разработки проекта зон охраны музея-заповедника и принятия постановления Правительства Рязанской области от 14.03.2006 №62 с учетом положений статьи 63 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, сохранялся порядок согласования градостроительной и проектной документации и порядок согласования и выдачи разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленный статьями 31, 34, 35, 40, 42 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

Вопреки доводам представителя административных истцов, на публичной кадастровой карте, определены ограничения использования объектов недвижимости (земельных участков административных истцов) в пределах таких зон, а именно в реестр границ внесены сведения, из которых усматривается, что земельные участки административных истцов находятся в зоне с особыми условиями использования территории, с обозначениями типа, номера, наименования, основания, описания, ограничений.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований административных истцов Мисенева Т.В., Акимова Л.Е., Горбатова В.П., Кожина А.Ю., Морозова О.В., Петрова Л.Е., Алдошина С.А. - не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно пункту 2 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Судом установлено, что административные истцы обратились в суд с вышеуказанными административными исковыми заявлениями в предусмотренный Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячный срок, поскольку о внесенных в ЕГРН 28 апреля 2018 года сведений о зоне охраняемого природного ландшафта Государственного музея - заповедника С.А. Есенина им стало известно в судебном заседании в рамках рассмотрения дел по административным исковым заявлениям к администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, а именно: Кожиной А.Ю., Горбатовой В.П. стало известно 15 мая 2018 года, с данным иском обратились 15 августа 2018 года; Мисеневой Т.В., Акимовой Л.Е., Морозовой О.В., Петровой Л.Е., Алдошиной С.А. стало известно 18 мая 2018 года, с данным иском обратились 15 августа 2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Мисеневой Татьяны Васильевны, Горбатовой Веры Петровны, Алдошиной Светланы Анатольевны, Кожиной Аллы Юрьевны, Морозовой Ольги Васильевны, Петровой Людмилы Евгеньевны, Акимовой Лидии Евгеньевны к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области», ФГБУ ФКП «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о признании действий по постановке на кадастровый учет сведений о зонах охраны объектов культурного наследия, утвержденных постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея - заповедника С.А. Есенина» незаконными - отказать.

Мотивированное решение будет изготовлено 24 октября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Рыбновский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>