ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-439/201830АВГУ от 30.08.2018 Сланцевского городского суда (Ленинградская область)

Отметка об исполнении решения ______________________________________

Дело № 2а-439/2018 30 августа 2018 года

РЕШЕНИЕ

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Давидович Н.А.,

при секретаре Марковой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сланцевского городского прокурора действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в непринятии мер к выделению на стоянке мест для парковки автотранспортных средств инвалидов, и об обязании выделить на стоянке места для парковки автотранспортных средств инвалидов, оборудовать выделенные места специальными знаками в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 51256-99 в срок 4 месяца с момента вступления судебного решения в законную силу,

у с т а н о в и л:

Сланцевский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга, лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в непринятии мер к выделению на стоянке мест для парковки автотранспортных средств инвалидов, и об обязании выделить на стоянке места для парковки автотранспортных средств инвалидов, оборудовать выделенные места специальными знаками в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 51256-99.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил заявленные требования в порядке ст. 46 КАС РФ, а именно: признать незаконным бездействия администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер к выделению на стоянке, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. сланцы, ул. Кирова, д. 16, мест для парковки автотранспортных средств инвалидов, и обязать администрацию муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в срок 4 месяца с момента вступления судебного решения в законную силу выделить на стоянке, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Кирова, д. 16 места для парковки автотранспортных средств инвалидов, оборудовать выделенные места специальными знаками в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»: информационным знаком 6.4 «место стоянки», знаком дополнительной информации (табличкой) 8.17 «инвалиды», обозначив зону действия данных знаков; нанести горизонтальную разметку 1.24.3, дублирующую соответствующие дорожные знаки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная».

В административном исковом заявлении указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов на территории Сланцевского городского поселения, которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, а также законодательства о безопасности дорожного движения, на стоянке автотранспортных средств, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Кирова, д. 16, которая обозначена дорожным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место), отсутствуют выделенные места для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов, на что указывает отсутствие дорожных знаков 6.4 «Парковка (парковочное место)», установленных с табличкой 8.17 «Инвалиды», отсутствует дорожная разметка 1.24.3, дублирующая соответствующие знаки.

Данные нарушения подтверждаются Актом от 25.06.2018, составленным старшим государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД по Сланцевскому району.

Отсутствие парковочных мест для инвалидов, а также транспортных средств, перевозящих таких инвалидов, не обеспечивается беспрепятственный доступ инвалидов к таким объектам как МУДО «Сланцевский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» и МУДО «Дом детского творчества» нарушает права детей-инвалидов, нуждающихся в получении психолого-педагогической и социальной помощи, а также детей, желающих получать дополнительные образовательные услуги.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 38 Конституции определяет, что материнство и детство, семья, находится под защитой государства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивныe организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная, деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание, и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Наличие нарушений, установленных актом от 25.06.2018, свидетельствуют о бездействии органов местного самоуправления, выражающемся в непринятии мер к выделению на стоянке, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Кирова, д. 16 мест для парковки автотранспортных средств инвалидов, что нарушает права инвалидов, в том числе несовершеннолетних детей на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, в том числе к учреждениям дополнительного образования.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер к выделению на стоянке, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Кирова, д. 16, мест для парковки автотранспортных средств инвалидов. Обязать администрацию муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в срок 4 месяца с момента вступления судебного решения в законную силу выделить на стоянке, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Кирова, д. 16 места для парковки автотранспортных средств инвалидов, оборудовать выделенные места специальными знаками в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»: информационным знаком 6.4 «место стоянки», знаком дополнительной информации (табличкой) 8.17 «инвалиды», обозначив зону действия данных знаков; нанести горизонтальную разметку 1.24.3, дублирующую соответствующие дорожные знаки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная».

Представитель административного истца пом.прокурора Кулешова С.Г. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в их отсутствие, заявленные требования поддерживают в полном объеме (л.д. 56).

Представитель ответчика администрации Сланцевского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие. Указал, что исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, против отказа от исковых требований не возражают (л.д. 54-55).

Принимая во внимание, что административный истец, административный ответчик извещены надлежащим образом, на основании ст. 150 КАС РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

В силу норм ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частями 1 и 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствия к их осуществлению, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В силу статьи 15 названного Закона, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид". Порядок выдачи опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная, деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание, и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Судом установлено, что прокуратурой г. Сланцы была проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов на территории Сланцевского городского поселения, которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, а также законодательства о безопасности дорожного движения на стоянке автотранспортных средств, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Кирова, д. 16, которая обозначена дорожным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место), отсутствуют выделенные места для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов, на что указывает отсутствие дорожных знаков 6.4 «Парковка (парковочное место)», установленных с табличкой 8.17 «Инвалиды», отсутствует дорожная разметка 1.24.3, дублирующая соответствующие знаки.

Данные нарушения подтверждаются Актом от 25.06.2018, составленным старшим государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД по Сланцевскому району (л.д. 10).

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 № 689-О-О вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Административным ответчиком в суд представлялись доказательства – фотографии того, что ими требования прокурора исполнены в полном объеме. На них усматривается наличие парковочных мест для инвалидов (л.д. 30-32).

Однако, составлен акт проверки содержания дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 20.08.2018, которым установлено, что стоянка автотранспортных средств представляет собой площадку размером 28м х 14м для парковки транспортных средств в два ряда в соответствии с Проектом организации дорожного движения. Горизонтальная дорожная разметка 1.1 обозначающая парковочные места, отсутствуют. На стоянке выделено одно парковочное место для автотранспортных средств инвалидов. При этом по состоянию на 20.08.2018 стоянка автотранспортных средств, расположенная по адресу: д. 16а по ул. Кирова, г. Сланцы Ленинградской области, в нарушение законодательства о социальной защите инвалидов, достаточным количеством парковочных мест для парковки транспортных средств инвалидов не оборудована (л.д. 40-41).

Согласно положениям ГОСТ 52289-2004 размеры одного стояночного места при параллельном размещении автомобилей относительно друг друга должны быть не менее 2,5 м х 5,0 м (пункт 6.2.3).

Согласно Проекта организации дорожного движения. Схема расстановки технических средств организации дорожного движения (л.д. 45-46), данная стоянка предусматривает не менее 20 парковочных мест при параллельном размещении автомобилей.

Таким образом, учитывая требования законодательства о социальной защите инвалидов, а также нормы документов в области стандартизации (СП 113.13330.2012 Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99 и СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) стоянка по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Кирова, д. 16 должна быть оборудована парковочными местами для стоянки автотранспортных средств инвалидов шириной не менее 3,5 в количестве не менее двух парковочных мест.

В настоящее время администрацией муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области предприняты меры к устранению нарушений (л.д. 54-55). Однако предпринятые меры недостаточны для урегулирования данного вопроса.

Согласно п. 6.2.3. ГОСТа 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст) (ред. от 09.12.2013) разметку 1.1 применяют в случаях для обозначения границ стояночных мест на площадках, предназначенных для стоянки транспортных средств, или на околотротуарных стоянках.

Минимальные размеры одного стояночного места при последовательном размещении автомобилей вдоль края проезжей части или края стояночной площадки должны быть не менее 2,5 х 7,5 (2,5 x 6,5 м) <1> м для легковых и 3,0 х 11,0 м - для грузовых автомобилей без прицепов, при параллельном размещении автомобилей относительно друг друга - соответственно 2,5 х 5,0 ми 3,5 х 8,5 м.

В силу п. 5.9.21. данного ГОСТа табличку 8.17 "Инвалиды" применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что стояночная площадка (или ее часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов.

Пункт 6.2.28. данного ГОСТа разметку 1.24.3 применяют для обозначения участков дорог, стояночных площадок (стояночных мест), въездов, выездов и т.п., предназначенных для транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов.

Однако в соответствии с требованиями ГОСТа администрация не выполнила в полном объеме предъявляемые требования, то есть не оборудованы специальные места для парковки специальных транспортных средств инвалидов, на каждом из которых необходимо установить дорожный знак 6.4 "Место стоянки", информационные таблички 8.2.5 "Зона действия", 8.17 "Инвалиды".

Суд, оценив имеющиеся в материалах доказательства по правилам ст.ст. 63, 80 КАС РФ, пришел к выводу о том, что административным ответчиком не обеспечено выделение на территории, прилегающей к ГБУ ЛО «МФЦ» филиал Сланцевский, МУДО «Сланцевский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, МУДО «Дом детского творчества», магазины по розничной продажи продовольственных товаров, расположенных по улице Кирова, д. 16 в городе Сланцы специальных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов в количестве 10% от общего количества машино-мест, что является бездействием со стороны администрации.

Таким образом, требование прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер к выделению на стоянке, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Кирова, д. 16, мест для парковки автотранспортных средств инвалидов, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

При этом срок для проведения работ по выделению на стоянке, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Кирова, д. 16 места для парковки автотранспортных средств инвалидов, оборудовать выделенные места специальными знаками в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»: информационным знаком 6.4 «место стоянки», знаком дополнительной информации (табличкой) 8.17 «инвалиды», обозначив зону действия данных знаков; нанести горизонтальную разметку 1.24.3, дублирующую соответствующие дорожные знаки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная», истребованный прокурором, суд находит разумным и достаточным.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов, ответчиков, в связи с чем государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск Сланцевского городского прокурора действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в непринятии мер к выделению на стоянке мест для парковки автотранспортных средств инвалидов, и об обязании выделить на стоянке места для парковки автотранспортных средств инвалидов, оборудовать выделенные места специальными знаками в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 51256-99 в срок 4 месяца с момента вступления судебного решения в законную силу, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области выразившееся в непринятии мер к выделению на стоянке мест для парковки автотранспортных средств инвалидов.

Обязать администрацию муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в срок 4 месяца с момента вступления судебного решения в законную силу выделить на стоянке, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Кирова, д. 16 места для парковки автотранспортных средств инвалидов, в необходимом количестве, но не менее двух, оборудовать выделенные места специальными знаками в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»: информационным знаком 6.4 «место стоянки», знаком дополнительной информации (табличкой) 8.17 «инвалиды», обозначив зону действия данных знаков; нанести горизонтальную разметку 1.24.3, дублирующую соответствующие дорожные знаки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная».

На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление прокурора в течение месяца в Ленинградский областной суд после составления мотивированного решения с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.

Председательствующий судья Н.А. Давидович