Дело № 2а-43/2020
УИД: 28RS0015-01-2019-001363-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2020 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Ю.М.,
при секретаре Денисенко А.В.,
с участием представителя административного истца Учреждения администрации города Райчихинска ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
представителя заинтересованного лица ПАО ДЭК в лице филиала «Амурские электрические сети» ФИО3,
представителя заинтересованного лица АО «Дальневосточная распределительная компания» в лице филиала «Амурские электрические сети» ФИО4,
заместителя прокурора города Райчихинска Вельмискиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску органа местного самоуправления – Учреждение администрации города Райчихинска к органу государственной власти - Дальневосточное управление Ростехнадзора об оспаривании акта проверки готовности к отопительному сезону,
У С Т А Н О В И Л:
Орган местного самоуправления – Учреждение администрации города Райчихинска обратился в Райчихинский городской суд с административным исковым заявлением к органу государственной власти - Дальневосточное управление Ростехнадзора об оспаривании акта проверки готовности к отопительному сезону, указав в обосновании своих требований, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточным управлением Ростехнадзора проведена проверка готовности к отопительному периоду города Райчихинска. По результатам проверки ДУ Ростехнадзора пришло к выводу, что объекты теплоснабжения ООО «Тепловодоканал» и АО «Амурский уголь» не отвечают нормам в сфере теплоснабжения и город Райчихинск не готов к прохождению отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ г.г. В связи с этим составлен акт проверки готовности к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ г.г. от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что город не готов к отопительному сезону, а в выдаче паспорта готовности г. Райчихинска к отопительному сезону ДД.ММ.ГГГГ г.г. отказано, до устранения нарушений, указанных в Перечне замечаний к акту проверки. Согласно Перечню замечаний к акту проверки готовности к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ г.г. от ДД.ММ.ГГГГ№ муниципального образования Амурской области городской округ г. Райчихинск для получения паспорта готовности необходимо устранить следующие замечания: Пункт 1: «Документы, подтверждающие: наличие согласованных с электросетевыми организациями актов технологической и (или) аварийной брони у теплоснабжающих и теплосетевых организаций на котельных АО «Амуруголь» (котельные «Автобаза», «Ремзавод»), на котельных ООО «Тепловодоканал» (котельные «Центральная», «Вспомогательная», «Новая», «ДОС (№), «Север», «Больничный городок», «Юг», «РТП», «Широкий», «Интернат», «Восток», «Очистные сооружения») – срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Пункт 2: «Документы, подтверждающие организацию коммерческого учета реализуемой тепловой энергии на котельных ООО «Тепловодоканал» (котельные «Центральная», «Вспомогательная», «Новая», «ДОС (№), «Север», «Больничный городок», «Юг», «РТП», «Широкий», «Интернат», «Восток», «Очистные сооружения») – срок устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ. Пункт 3: «Не организован контроль режима потребления тепловой энергии ввиду отсутствия контроля подпиточной воды на котельных АО «Амуруголь» (котельные «Автобаза», «Ремзавод»), на котельных ООО «Тепловодоканал» (котельные «Центральная», «Вспомогательная», «Новая», «ДОС (№), «Север», «Больничный городок», «Юг», «РТП», «Широкий», «Интернат», «Восток», «Очистные сооружения») – срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Пункт 4: «Документы, подтверждающие, что организован водно-химический режим на котельных АО «Амуруголь» (котельные «Автобаза», «Ремзавод»), на котельных ООО «Тепловодоканал» (котельные «Центральная», «Вспомогательная», «Новая», «ДОС (№), «Север», «Больничный городок», «Юг», «РТП», «Широкий», «Интернат», «Восток», «Очистные сооружения») – срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Однако данные требования являются незаконными и необоснованными: по пункту 1 установлено, что котельные не требуют актов технологической и (или) аварийной брони, отсутствие актов технологической и (или) аварийной брони электроэнергии не относится к предмету проверки для готовности к прохождению отопительного сезона. По пункту 2 ДУ Ростехнадзора не учтено, что при отсутствии прибора учета на котельных, коммерческий учет теплоснабжающей организацией осуществляется расчетным способом. По пункту 3 указывает, что инструментальный учет подпиточной воды на котельных является составляющей узла учета тепловой энергии и теплоносителя (УУИЭ) на котельных и планируется при оборудовании ими котельных. Используемая в городском округе города Райчихинск открытая система теплоснабжения подразумевает горячее водоснабжение путем отбора горячей воды из тепловой сети и накладывает ограничения на использование приборного учета подпиточной воды, как самостоятельного и автономного устройства, так как не позволяет определять утечки теплоносителя, превышающие установленные нормы, принимать меры к обнаружению мест утечки и их устранению в силу неконтролируемого использования горячего водоснабжения потребителями в течение суток. Это не снимает обязанности с теплоснабжающих организаций вести контроль режима потребления подпиточной воды на котельных, используя расчетный метод. Контроль за расходом подпиточной воды и нормативными утечками на котельных ведется в соответствии с технологическим нормами Раздела 1.7 «Балансы теплоносителя» «Схемы теплоснабжения городского округа города Райчихинск Амурской области до 2032 года (актуализация за 2018 год), где учитываются расходы воды на заполнение и подпитку тепловой сети, заполнение системы отопления потребителей, расхода воды на аварийную подпитку тепловой сети в соответствии со СНиП 41-02-003 «Тепловые сети». Установить баки подпиточной воды технологически невозможно, в том числе из-за отсутствия свободного места для установки. Проектами установка баков подпиточной воды никогда не предусматривалась. По пункту 4 – организация водно-химического режима необходима только в случаях, если используется техническая вода и для предотвращения загрязнения котловых труб из-за некачественной воды и последующих аварий. Однако на котельных используется питьевая вода из артезианских скважин, отвечающая требованиям СанПин. При этом непосредственно на насосных станциях осуществляется контроль качества холодной воды, подаваемой в котельные. Исключительный перечень обстоятельств (нарушений), когда не выдается паспорт готовности муниципального образования и составляется акт с указанием замечаний указан в п.15 и п. 19 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утв. Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103. Указанные в Правилах требования не нарушены, о чем имеются подтверждающие документы, водо-химический режим не нарушен, так как на котельных используется питьевая вода, отвечающая требованиям СанПиН. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ объявлялось предостережение прокурором города Райчихинска, согласно которому администрация должна принять меры к защите прав и интересов муниципального образования и направить возражения руководителю ДУ Ростехнадзора о необоснованных требованиях инспектора ДУ Ростехнадзора, указанных в акте проверки, которые заведомо не могут быть исполнены по технологическим причинам из-за отсутствия проектных решений, а также нарушениями, которые не являются основаниями для отказа в выдаче паспорта готовности, и при необходимости обратиться в суд. На основании предостережения прокурора города Райчихинска направлены в ДУ Ростехнадзора возражения к акту проверки. Однако поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ДУ Ростехнадзора в удовлетворении возражений на акт проверки. Указанными действиями ДУ Ростехнадзора нарушаются права муниципального образования на надлежащее исполнение полномочий органами местного самоуправления в сфере организации теплоснабжения населения в границах городского округа. Отсутствие паспорта ДУ Ростехнадзора готовности на отопительный сезон 2019-2020 г.г. указывает, что муниципальное образование не готово к прохождению отопительного сезона и не проведены обязательные мероприятия по подготовке объектов теплоснабжения к зиме, что также влечет административную ответственность за нарушение правил теплоснабжения по ст. 9.11 КоАП РФ, как для теплоснабжающих организаций, так и для органа местного самоуправления.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным акт проверки готовности к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ№ муниципального образования Амурской области городской округ г. Райчихинск; признать незаконными пункты 1-4 перечня замечаний к акту проверки готовности к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ№ муниципального образования Амурской области городской округ г. Райчихинск; обязать Дальневосточное управление Ростехнадзора выдать паспорт готовности муниципального образования Амурской области городской округ г. Райчихинск в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные административные исковые требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям. Дополнительно указал, что действия Дальневосточного управления Ростехнадзора являются незаконными, так как в силу ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" и Правил оценки готовности к отопительному периоду, проверка готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду не относится к полномочиям административного ответчика. Также полагал, что акт с указанием замечаний может выдаваться только в случае, предусмотренном п. 19 Правил оценки, т.е. при несоблюдении требования по наличию плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций. Просит требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО2 требования не признал, пояснил, что каких-либо нарушений при проведении проверки готовности муниципального образования г. Райчихинск к отопительному сезону 2019-2020 г.г. допущено не было. Поскольку управлением Ростехнадзора установлено, что теплоснабжающие предприятия (ООО «Тепловолдоканал», АО «Амуруголь») не готово к отопительному сезону по критериям, установленным Правилами оценки, а административный истец не предпринимает никаких мер, для того чтобы обеспечить их готовность к отопительному сезону, оснований для выдачи паспорта готовности муниципальному образованию не имелось. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица АО «Дальневосточная распределительная компания» в лице филиала «Амурские электрические сети» ФИО4, привлеченный для участия в деле определением Райчихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснил, что котельные муниципального образования г. Райчихинска относятся к объектам, осуществляющим эксплуатацию централизованного водоснабжения, в связи с чем согласно п. 14 (2) Постановления Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ составление акта аварийной брони является для них обязательным, так как ограничение режима потребления электрической энергии может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Поддержал позицию административного ответчика в части обоснованности замечаний к акту готовности по п. 1.
Представитель заинтересованного лица ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» ФИО3, принимавшей участия на основании определения Райчихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просила отказать Администрации города Райчихинска в удовлетворении заявленных требований, считает, что заявленные административным истцом требования и приведенные в их обоснование доводы не подтверждены нормами права и доказательственной базой. Привела доводы, аналогичные позиции представителя заинтересованного лица АО «Дальневосточная распределительная компания» в лице филиала «Амурские электрические сети».
Представители заинтересованных лиц ООО «Тепловодоканал», АО «Амурский уголь» в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной (ч. 6 ст. 226 КАС РФ).
Выслушав пояснения участников процесса, допросив свидетеля, заслушав заключение заместителя прокурора г. Райчихинска, полагавшей требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Административный истец Учреждение администрации городского округа город Райчихинск обратился в суд с иском, предметом которого указал незаконность акта проверки готовности к отопительному периоду муниципального образования Амурской области «городской округ города Райчихинска».
Рассматривая по существу требования административного истца, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере теплоснабжения понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в рамках предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения полномочий, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных настоящим Федеральным законом, техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, и осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований.
Частью 4 статьи 4.1 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что федеральный государственный энергетический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
В силу части 2 указанной статьи проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о теплоснабжении, проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.
Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения (ч. 4 ст. 20).
Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (ч. 5 ст. 20).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 г. № 610 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора (далее - Положение).
Согласно пункту 2 (2) Положения государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляется органами государственного надзора и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении», техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее - обязательные требования в сфере теплоснабжения), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования в сфере теплоснабжения лиц к ответственности, а также деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере теплоснабжения, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в сфере теплоснабжения.
Дальневосточное управление Ростехнадзора является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территориях <адрес> и <адрес> и осуществляет деятельность в соответствии с Положением о Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании плана-графика проведения проверок готовности муниципальных районов, городских поселений и городских округов Амурской области к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ, постановлено провести проверку готовности к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ в отношении муниципального образования Амурской области городской округ «город Райчихинск». Создана комиссия, срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Предмет проверки – соблюдение обязательных требований в области теплоснабжения.
В распоряжении перечислен перечень необходимых документов для предоставления муниципальным образованием, в том числе: акты проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспорта готовности всех теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период, иные документы, необходимые для оценки готовности муниципального образования, в том числе указанные в Программе проверки.
На основании Программы проверки готовности к отопительному периоду 2019/2020 муниципального образования, среди документов, проверяемых в ходе проверки, указаны: документы, подтверждающие наличие согласованных с электросетевыми организациями актов технологической и (или) аварийной брони у теплоснабжающих и теплосетевых организаций ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям; перечень теплоснабжающих, теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования; акты ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии; акты ввода в эксплуатацию приборов учета и акты периодической поверки приборов учета.
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссия Дальневосточного управления Ростехнадзора в соответствии с установленной программой провела проверку муниципального образования Амурской области городской округ «город Райчихинск» на предмет готовности к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения проверки комиссия установила факт не готовности муниципального образования к работе в указанном отопительном периоде, в связи с чем, пришла к выводу, что объект будет готов к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией.
В приложении к акту от ДД.ММ.ГГГГ содержится перечень замечаний к требованиям по готовности:
отсутствуют документы, подтверждающие наличие согласованных с электросетевыми организациями актов технологической и (или) аварийной брони у теплоснабжающих и теплосетевых организаций на котельных АО «Амуруголь» (котельные «Автобаза», «Ремзавод»), на котельных ООО «Тепловодоканал» (котельные «Центральная», «Вспомогательная», «Новая», «ДОС (№), «Север», «Больничный городок», «Юг», «РТП», «Широкий», «Интернат», «Восток», «Очистные сооружения»);
отсутствуют документы, подтверждающие организацию коммерческого учета реализуемой тепловой энергии на котельных ООО «Тепловодоканал» (котельные «Центральная», «Вспомогательная», «Новая», «ДОС (№), «Север», «Больничный городок», «Юг», «РТП», «Широкий», «Интернат», «Восток», «Очистные сооружения»);
не организован контроль режима потребления тепловой энергии ввиду отсутствия контроля подпиточной воды на котельных АО «Амуруголь» (котельные «Автобаза», «Ремзавод»), на котельных ООО «Тепловодоканал» (котельные «Центральная», «Вспомогательная», «Новая», «ДОС (№), «Север», «Больничный городок», «Юг», «РТП», «Широкий», «Интернат», «Восток», «Очистные сооружения»);
отсутствуют документы, подтверждающие, что организован водно-химический режим на котельных АО «Амуруголь» (котельные «Автобаза», «Ремзавод»), на котельных ООО «Тепловодоканал» (котельные «Центральная», «Вспомогательная», «Новая», «ДОС (№), «Север», «Больничный городок», «Юг», «РТП», «Широкий», «Интернат», «Восток», «Очистные сооружения»).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п. 1, 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в полномочия органов местного самоуправления городских округов входит организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Оценивая доводы представителя административного истца о том, что проверка проведена административным ответчиком в нарушение установленных Правил оценки готовности к отопительному периоду, суд приходит к следующему.
На основании п. 5 Правил оценки, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов образовываются соответствующие комиссии.
Пунктом 6 Правил оценки предусмотрено, что при проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III - V настоящих Правил. Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных настоящими Правилами, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.
В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки.
Главы III - V Правил оценки определяют требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии, требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований.
Из изложенного следует, что комиссия, которая проводит проверку муниципального образования, вправе проверить выполнение теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требования указанных Правил оценки, в том числе по вопросам, отраженным в акте, предусмотренным п.п. 11 п. 13 раздела III, п. 7 раздела II, п.п. 1 п. 13 раздела III, п.п. 9 п. 13 раздела III, п.п.7 п. 13 раздела III, п.п. 11 п. 13 раздела III Правил.
В связи с этим, утверждение представителя административного истца о том, что муниципальное образование может быть проверено только по вопросам, закрытый перечень которых изложен в п. 18 раздела V Правил оценки, суд находит несостоятельным.
Кроме того, п.п. 4 п. 18 Правил оценки устанавливает, что муниципальное образование проверяется на выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
Об этом так же говорит п. 23.4 Методических рекомендаций по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду (утв. Приказом Ростехнадзора от 17.07.2013 № 314) при оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду проверяется, в том числе, выполнение требований Правил оценки готовности к отопительному периоду № по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии (разделы VII и VIII настоящих Методических рекомендаций).
Допрошенный в судебном заседании свидетель П.В.В. пояснил, что он является государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора по Амурской области, непосредственно осуществлял проверку готовности к отопительному периоду муниципального образования г. Райчихинска. По результатам проверки был вынесен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сделана вывод о неготовности муниципального образования к работе в отопительный период, в приложении к акту указан перечень замечаний и сроки их устранения. Проверка проводилась в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103, и методическими рекомендациями по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду (утв. Приказом Ростехнадзора от 17.07.2013 N 314). В ходе проверки комиссия истребовала только документы согласно программе проверки, по причине их непредставления составлен акт. Выявленные нарушения отражены в акте и соответствуют действующему законодательству. В ходе проверки и при подписании акта никаких замечаний уполномоченное лицо органа местного самоуправления не предъявляло, выразило согласие. Согласно п. 5 ст. 19 ФЗ «О теплоснабжении» наличие приборов учета является обязательным условием для готовности муниципального образования к отопительному периоду. С учетом решения суда, обязывающего установить данные приборы, установлен срок для предоставления документов, подтверждающих организацию коммерческого учета на котельных. Также п. 2 ст. 19 ФЗ-190 обязывает осуществлять контроль учета теплоносителя. Указанные документы на момент проверки не были предоставлены. Также не были предоставлены документы, подтверждающие соблюдение водно-химического режима на котельных по всем скважинам. Учитывая наличие вышеуказанных нарушений, был предоставлен срок для их устранения.
Доводы административного истца о незаконном требовании документов, подтверждающих наличие согласованных с электросетевыми организациями актов технологической и (или) аварийной брони у теплоснабжающих и теплосетевых организациях судом не могут быть признаны как обоснованные.
Как следует из пояснения представителя административного истца, на территории муниципального образования (в рамках проверки) используется открытая система теплоснабжения.
Из представленных свидетельств о государственной регистрации права следует, что АО «Амурский уголь» принадлежат на праве собственности котельные «Автобаза» и «Ремзавод», городскому округу город Райчихинск – котельные «Центральная», «Вспомогательная», «Новая», «ДОС (№), «Север», «Больничный городок», «Юг», «РТП», «Широкий», «Интернат», «Восток», «Очистные сооружения».
Согласно материалам дела, ООО «Тепловодоканал» на основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ приняла в пользование муниципальное имущество для предоставления потребителям города Райчихинска услуги по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (пункт 19.1 статьи 2) определено, что открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) - технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
В соответствии с п. 2 приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов - относятся к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим социальным последствиям.
Указанный в программе проверки готовности к отопительному периоду муниципального образования и необходимый для предъявления документ, подтверждающий наличие согласованных с электросетевыми организациями актов технологической и (или) аварийной брони у теплоснабжающих и теплосетевых организациях комиссии предоставлен не был.
Поскольку административный истец не представил, а административный ответчик на момент составления акта проверки готовности от ДД.ММ.ГГГГ достоверно знал, что котельные муниципального образования не соответствуют указанным требованиям подп. 3 п. 13 Правил оценки, суд приходит к выводу, что Дальневосточное управление Ростехнадзора за пределы установленных полномочий не вышло, нарушения прав и законных интересов административного истца не допустило.
Оценивая доводы административного истца по неправомерности указания в Перечне замечаний к акту готовности к отопительному периоду требований о непредоставлении документов, подтверждающих организацию коммерческого учета реализуемой тепловой энергии теплоснабжающей организации, суд находит их несостоятельными в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета об ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из содержания пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункты 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что количество тепловой энергии, поставляемой по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету, который осуществляется путем измерения энергоресурсов приборами учета, устанавливаемыми в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности. При отсутствии в точках учета приборов учета допускается осуществление коммерческого учета расчетными способами определения количества энергетических ресурсов, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 1 статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в пункте 80 которых установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: 1) отсутствие в точках учета приборов учета; 2) неисправность приборов учета; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Пунктами 31, 3, 86, 75 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя от 18 ноября 2013 г. N 1034, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность прибора учета; нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя. При этом под неисправностью средств измерений узла учета понимается такое состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).
Как следует из материалов дела, решением Райчихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г. Райчихинска возложена обязанность оборудовать приборами учета тепловой энергии муниципальные котельные г. Райчихинска.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Райчихинска предоставлена отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
При проведении проверки готовности муниципального образования к отопительному периоду, администрацией г. Райчихинска не предоставлены документы, подтверждающие организацию учета тепловой энергии.
Ссылка на применение расчетного метода учета топливно-энергетических ресурсов является несостоятельной, поскольку обязанность обеспечивать источники теплоты приборами учета установлена ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Также суд находит необоснованными доводы административного истца о несостоятельности п. 3 Перечня замечаний, что учет подпиточной воды на котельных не является составляющей узла учета тепловой энергии.
В силу подпункта 7 пункта 13 раздела III Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации 12 марта 2013 года N 103, одним из основных условий для положительной оценки готовности организации к работе в осенне-зимний период является организация контроля режимов потребления тепловой энергии.
Обязанность наличия прибора учета подпиточной воды на котельных установлена п. 6.2.31 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. N 115, согласно которому на каждом узле подпитки тепловых сетей определяется расход подпиточной воды, соответствующий нормативной утечке, и обеспечивается приборный учет фактического расхода подпиточной воды.
Администрацией г. Райчихинска не предоставлены доказательства, что использование данных приборов учета на котельных города Райчихинска не требуется и отсутствует техническая возможность их установки.
В своих требованиях административный истец также выразил несогласие с п. 4 замечаний к акту проверки готовности № от ДД.ММ.ГГГГ, указав на отсутствие необходимости выполнения мероприятий по соблюдению водно-химического режима на муниципальных котельных.
Согласно подпункту 11 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, в том числе соблюдение водно-химического режима.
Пунктом 12.1 Правил технической эксплуатации энергоустановок предусмотрена необходимость организации водно-химического режима с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла. Не допускать образование накипи, отложений и шлама на теплопередающих поверхностях оборудования и трубопроводах в котельных, систем теплоснабжения и теплопотребления. Эксплуатация котлов без докотловой или внутрикотловой обработки воды не допускается (пункт 12.4 Правил технической эксплуатации энергоустановок).
Учитывая открытость системы водоснабжения на котельных, с целью проверки осуществления контроля соблюдения водно-химического режима на котельных г. Райчихинска специалистом Ростехнадзора были истребованы документы, подтверждающие соблюдение данного режима.
Вместе с тем на момент проверки и в ходе судебного разбирательства административным истцом не представлены доказательства отсутствия необходимости соблюдения данного положения, а также не представлены результаты химического анализа исходной докотловой воды, отобранной на котельных в точках распределительной сети.
Поскольку на момент проводимой проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ запрашиваемые документы не были предоставлены государственному инспектору Ростехнадзора по Амурской области, доказательств их необоснованности истребования административным истцом не представлена, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца.
Являются несостоятельными доводы представителя административного истца о том, что акт проверки с приложением перечня может быть составлен только в случае, установленном п. 19 Правил оценки.
Указанный п. 19 устанавливает, что к обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 настоящих Правил.
Анализ п. 18 Правил оценки позволяет прийти к выводу, что только по поводу требования п.п. 1 п. 18 Правил (отсутствие плана действий...) можно установить конкретный срок устранения нарушения. В отношении оставшихся трех подпунктов, включая п.п. 4 (выполнение требования по оценке теплоснабжающих организаций) установление конкретных сроков, по мнению суда, невозможно. На это и указывает п. 19 Правил оценки.
При этом по общему правилу, установленному пунктом 7 Правил оценки результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который должен содержать следующие выводы комиссии по итогам проверки:
- объект проверки готов к отопительному периоду;
- объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;
- объект проверки не готов к отопительному периоду.
В силу пункта 8 Правил оценки при наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний, с указанием сроков их устранения.
Оспариваемый акт от ДД.ММ.ГГГГ№ указанным требованиям соответствует.
Изложенная позиция, вопреки мнению представителя административного истца подтверждается, а не опровергается положениями Методических рекомендаций по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду (утв. Приказом Ростехнадзора от 17.07.2013 № 314), так как пункты 18 - 20 указанных рекомендаций содержат иные основания для составления акта с обязательствами по срокам устранения замечаний, помимо п.п. 1 п. 18 Правил оценки.
В соответствии с пунктом 9 Правил оценки, в том случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки выдается паспорт готовности к отопительному периоду.
В силу п. 10 Правил оценки, сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что в случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.
Поскольку по результатам проверки комиссией установлена неготовность муниципального образования городского округа город Райчихинск к работе в отопительном периоде ДД.ММ.ГГГГ, объект проверки (муниципальное образование) обязан продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению требований по готовности до ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению суда, оспариваемый акт, а также отсутствие паспорта готовности не препятствует осуществлять административному истцу его функции в сфере теплоснабжения.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено.
Принимая во внимание, что судом не установлено нарушений прав администрации городского округа «город Райчихинск» оспариваемыми действиями, а также не установлено несоответствие их закону, то правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований администрации города Райчихинска к органу государственной власти - Дальневосточное управление Ростехнадзора о признанаии незаконным акта проверки готовности к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ№ муниципального образования администрации городской округ г. Райчихинск, признании пунктов перечня замечаний к акту проверки готовности к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ№ муниципального образования администрации городской округ г. Райчихинск, возложении обязанности на Дальневосточное управление Ростехнадзора выдать паспорт готовности муниципального образования городской округ г. Райчихинск в срок в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд Амурской области в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме, то есть с 21 февраля 2020 года.
Председательствующий Ю.М. Кузнецова