ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-43/2021 от 11.08.2021 Байкитского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-43/2021

УИД 88RS0002-01-2021-000087-37

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 августа 2021 года с. Байкит

Байкитский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Навгиновой В.В.,

при секретаре Иванченко Н.А.,

с участием

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий) к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным отказа во внесении изменений к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в части приведения описания местоположения (границ) лесного участка в соответствии с лесохозяйственным регламентом Краевого государственного бюджетного учреждения «Байкитское лесничество», выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л:

Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий) (далее по тексту - Община), обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является арендатором лесного участка площадью <данные изъяты> га, расположенного в КГБУ «Байкитское лесничество» Красноярского края (далее- Лесничество) на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Договор аренды), заключенного с Агентством лесной отрасли Красноярского края. Договор зарегистрирован в 2010 году и действует до ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды заключен в порядке переоформления договора безвозмездного пользования участками лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Общиной и ФГУ «Байкитский лесхоз», на основании приказа агентства лесной отрасли Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. Данный приказ издан во исполнение статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов, который согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 89 ЛК РФ подлежит государственной экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Во исполнение данного требования закона Община заключила договора с ООО «Центр экологических разработок и аудита» № от ДД.ММ.ГГГГ по подготовке дополнительного соглашения, разработке и согласованию проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из письма ООО «ЦЭРиА» от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе выполнения работ по договору подряда возникли проблемы. Согласно действующему законодательству проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, на территории которого расположен предоставленный в аренду лесной участок. В ходе работ по разработке проекта освоения лесов выявлено несоответствие описания границ предоставленного Общине в аренду лесного участка действующему лесохозяйственному регламенту Байкитского лесничества, утвержденному приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. Так, пункт 2 договора аренды содержит номера кварталов, отсутствующие в лесохозяйственном регламенте Лесничества. Возникновение этой технической ошибки обусловлено тем, что при описании местоположения предоставленного в аренду лесного участка в договоре аренды не были использованы материалы лесоустройства 2005-2006 годов по Байкитскому участковому лесничеству, которые при описании соответствующей территории лесного фонда использованы в упомянутом выше лесохозяйственном регламенте Лесничества. Кроме того в ходе работ установлено, что част ь арендованного лесного участка имеет наложения на лесной участок, переданный а аренду СРО КМНС «Кунноир» по другому договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ (описание границ лесного участка по данному договору – в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ), а именно, в части указаний некоторых номеров кварталов Ошаровского участкового лесничества и Байкитского участкового лесничества. При разработке проекта освоения лесов подрядчиком границы переданного по договору от ДД.ММ.ГГГГ-о лесного участка описывались в соответствии с действующим лесохозяйственным регламентом Байкитского лесничества. Кроме того из описания границ данного лесного участка были исключены наложения на участок, переданный в аренду СРО КМНС «Кунноир» по договору от ДД.ММ.ГГГГ В результате возникло несоответствие описания границ лесного участка в проекте освоения лесов местоположению, указанному в пункте 2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем экспертной комиссией министерства лесного хозяйства выдано отрицательное экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ рег. на предоставленный на экспертизу проект освоения лесов с формулировкой: «Местоположение арендованного лесного участка, указанного в таблице 2.1 (2) проекта не соответствует местоположению, указанному в пункте 2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим письмом от ДД.ММ.ГГГГ Общиной в адрес министерства лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) направлен проект дополнительного соглашения к договору аренды, приводящий пункт 2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (описание границ) и иные его части содержащие описание местоположения лесного участка в соответствие с действующим лесохозяйственным регламентом Байкитского лесничества, и устраняющий наложения на лесной участок, предоставленный в аренду Общине по договору от 15.10.2008г. , также предложение рассмотреть возможность заключения такого соглашения в связи с выявленной технической ошибкой. По результатам рассмотрения данного обращения министерство лесного хозяйства Красноярского края письмом от ДД.ММ.ГГГГ «О заключении дополнительного соглашения», полученным Общиной по почте вх. от ДД.ММ.ГГГГ, направила в адрес Общины уведомление об отказе в заключении дополнительного соглашения в связи с тем, что испрашиваемые изменения не соответствуют описаниям охотхозяйственного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и тем, что у министерства отсутствуют правовые основания для подготовки такого дополнительного соглашения. Считает отказ необоснованным и не соответствующим законодательству. В письме министерство ссылается на общие положения законодательства, регулирующие заключение договора аренды лесного участка, на статью 36 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков. В письме министерство также ссылается на охотхозяйственное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное СРО КМНС «Кунноир» и Администрацией Эвенкийского муниципального района в отношении охотничьих угодий общей площадью 441846 га, расположенных в границах земель лесного фонда КГБУ «Байкитское лесничество». Вместе с тем считает, что охотхозяйственные соглашения как вид правоустанавливающего документа на охотничьи угодья введены Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 апреля 2010 года. Указанное охотхозяйственное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, как следует из его преамбулы, заключено не в общем порядке (по результатам аукциона в соответствии с ч. 3, ст. 27, ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ), а на основании ч. 3 ст. 71 данного Федерального закона и долгосрочной лицензии на пользование животным миром от ДД.ММ.ГГГГ серии . Таким образом, право пользования охотничьими угодьями и ресурсами по охотхозяйственному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ у Общины не является вновь возникшим правом, а является правом, возникшим еще в 2006 году, документальное оформление которого приведено в соответствие с действующим законодательством в 2015 году. При этом право безвозмездного пользования лесным участком, переоформленное в 2008 году на право аренды возникло еще раньше: в 2005 году. То есть право пользования лесным участком у Общины возникло раньше, чем право пользования охотничьими угодьями. Следовательно, ссылка министерства на статью 36 ЛК РФ, в которой до 2010 года нет упоминания об охотхозяйственных соглашениях, считает необоснованной.

Кроме того у Общины имеется еще одна долгосрочная лицензия на пользование животным миром от ДД.ММ.ГГГГ серии в отношении охотничьих угодий общей площадью га, расположенных в границах земель лесного фонда Байкитского лесничества. Согласно описанию границ охотничьих угодий, утвержденных постановлением администрации Эвенкийского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленных по данной лицензии, часть их находится в границах лесного участка, предоставленного Общине по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ-о. Статьей 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, возникшее у юридических лиц на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий; при исполнении юридическими лицами условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношений охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении территорий. На настоящий момент Община своим правом перейти с долгосрочной лицензии от ДД.ММ.ГГГГ на охотхозяйственное соглашение не воспользовалась, лицензия сохраняет силу и подтверждает право пользования Общиной охотничьими ресурсами в границах охотничьих угодий, расположенных в т.ч. в границах лесного участка, предоставленного Общине по договору от ДД.ММ.ГГГГ-о. Из ответа Министерства не усматривается, что оно рассмотрело и дало надлежащее оценку этому факту. Кроме того договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключен в порядке переоформления (приведения в соответствие с ЛК РФ) ранее заключенного Общиной с ФГУ «Байкитский лесхоз» договора безвозмездного пользования участками лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ. О данном факте также упоминает министерство в оспариваемом письме, однако не придало ему надлежащей оценки. Оба указанных договора заключены Общиной до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, то есть в порядке, когда соответствие границ охотничьих угодий и границ лесного участка, предоставленного для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, не требовалось. Место несоответствия описания границ предоставленного в аренду лесного участка действующему лесохозяйственному регламенту Лесничества обусловлено тем, что при описании местоположения лесного участка не были использованы материалы лесоустройства 2005-2006 годов. То есть имеет место быть техническая ошибка, которую необходимо устранить, не изменяя при этом площадь и реальное местоположение участка. Также часть арендованного по договору от ДД.ММ.ГГГГ лесного участка имеет наложения на лесной участок, переданный Общине по другому договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Письмо от ДД.ММ.ГГГГ составлено Центральным аппаратом министерства лесного хозяйства Красноярского края, в связи с чем Община обратилась с аналогичным административным иском в Октябрьский районный суд г. Красноярска по месту нахождения ответчика. Определением данного суда от 13.01.2021 г. по делу № 9а-48/2021 административное исковое заявление возвращено Общине в связи с неподсудностью и разъяснено право обратиться в Байкитский районный суд. Следовательно, причины пропуска срока для обращения в суд являются уважительными. Возвращенные Октябрьским районным судом г. Красноярска документы получены Общиной ДД.ММ.ГГГГ После чего Община незамедлительно обратилась с настоящим административным исковым заявлением. С учетом уточнений просил восстановить срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, признать незаконным отказ министерства лесного хозяйства Красноярского края, выразившийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ, о внесении изменений в договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с СРО КМНС «Кунноир» (Взывающий) в части приведения описания местоположения лесного участка в соответствие с лесохозяйственным регламентом КГБУ «Байкитское лесничество»; обязать министерство лесного хозяйства Красноярского края привести договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с СРО КМНС «Кунноир» (Взывающий), в соответствие с лесохозяйственным регламентом КГБУ «Байкитское лесничество», утвержденным приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, посредством внесения следующих изменений:

а) слова «Байкитское лесничество Ошаровское участковое лесничество (устроенная часть по 2 разряду)»:

б) Байкитское лесничество Ошаровское участковое лесничество (устроенная часть по 2 разряду):

- кварталы №, слова «Байкитское лесничество Байкитское участковое лесничество (устроенная часть по 3 разряду)

- кварталы № - исключить;

- квартал № исправить на квартал

б) Байкитское лесничество Байкитское участковое лесничество (устроенная часть по 3 разряду):

- кварталы №№ 464 (выд.: 1-10,12-21,23-35,38-68), 465 (выд.: 32-35, 48-52), 553 (выд.: 26,28-31,36-38) исправить на кварталы №№ 464 (выд.: 1-5,7,12-16,24-32,34,37-45,51-61, части выд. 6, 8, 9, 17, 19, 33,46,62,63), 465 (выд.: 32-34);

- кварталы №№ 554 (выд.: 46,57,58,60,65-69,70-73,75-131), 555 (выд.: 1,22,23,25,33,36,47,51,68,71,75,81-83,88,97,108-117,126-132,137-142,144-146,151,155, 156, 159, 164), 556 (выд.: 1-12,16-19,22-25,32-36,38,40-45,52-57,63-65,73,77,81-85,90-96,100-103,107-111), 557 (выд.: 10-14,22,23,27-30,40-45,52-56,61-66,81-83) исправить на кварталы №№ 555 (выд.: 1-21,25-33,37-47,51-68,71-75,81-84,88-97,108-117,126-131,137-142,144-146,151,154-156,159-164), 557 (выд.: 12-14,22,23,27-33,40-45,52-56,61-66,81-83);

- в) Байкитское лесничество Ошаровское участковое лесничество (устроенная часть по 2 разряду):

- квартал № 971 (выд.: 1-18,20) исправить на Байкитское лесничество Ошаровское участковое лесничество (устроенная часть по 2 разряду) квартал № 971 (выд.: 1-18).

В судебном заседании административный истец, его представитель Якимов В.Е. не участвовали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд признает явку сторон необязательной и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, организации, наделенных отдел полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

Указом Губернатора Красноярского края от 22.12.2006 N 146-уг (ред. от 25.04.2008) "О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации - Красноярского края" утверждена временная структура исполнительных органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации - Красноярского края. Согласно п. 6 Указа создан Департамент природных ресурсов и лесного комплекса администрации Красноярского края, в структуру которого вошло Агентство лесной отрасли администрации Красноярского края.

Постановлением Совета администрации Красноярского края от 29.12.2006 N 398-п "Об агентстве лесной отрасли администрации Красноярского края" утверждено Положение об агентстве лесной отрасли администрации Красноярского края (далее- Положение).

На основании п. 1.1 Положения Агентство лесной отрасли администрации Красноярского края (далее - Агентство) является органом исполнительной власти края, который в области лесных отношений оказывает государственные услуги, управляет государственным имуществом, находится в ведении департамента природных ресурсов и лесного комплекса администрации.

В компетенцию Агентства входило владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности Красноярского края, проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р создано министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее- Министерство), передав ему полномочия министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений и установлено, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений.

В компетенцию Министерства входит владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края, в том числе: подготовка, организация и проведение аукционов (в том числе в электронной форме) на право заключения договора аренды лесного участка, предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в том числе подготовка, организация и проведение соответствующих торгов),

Из вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что Министерству лесного хозяйства Красноярского края перешли полномочия Агентства лесной отрасли администрации Красноярского края по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в государственной собственности края, в том числе по заключению договора аренды лесного участка, предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду.

Таким образом, Министерство является правопреемником Агентства лесной отрасли Красноярского края.

Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Агентство лесной отрасли Красноярского края и СРО КМНС «Кунноир», руководствуясь приказом агентства лесной отрасли Красноярского края от 13.10.2008 г. № 2044, заключили договор аренды лесного участка . Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ.

По условиям договора агентство обязалось предоставить, а Община принять во временное пользование лесной участок на срок <данные изъяты> года, находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 2 настоящего договора.

На основании пункта 2 договора Общине предоставлен в аренду лесной участок площадью 603423 га, расположен: Россия, Красноярский край, Байкитское лесничество, Ошаровское участковое лесничество, устроенные части по 2 и 3 разряду, предназначенный для ведения охотничьего хозяйства. Лесной участок разделен на кварталы, которые в свою очередь состоят из выделов. В пункте 2 договора указаны номера кварталов с выделами, предоставленные Общине, находящиеся на территории Ошаровского участкового лесничества.

Согласно приказу агентства лесной отрасли Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» указано переоформить договор безвозмездного пользования участками лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между СРО КМНС «Кунноир» и федеральным государственным учреждением «Байкитский лесхоз» на договор аренды лесного участка.

Пунктом 2 приказа указано заключить с СРО КМНС «Кунноир» договор аренды лесного участка площадью <данные изъяты> га, расположенного в Байкитском лесничестве, Ошаровском участковом лесничестве устроенная часть по 2 разряду с номерами кварталов и выделов, а также устроенная часть по 3 разряду с номерами кварталов и выделов, аналогичными кварталам, выделам, перечисленным в пункте 2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 13 договора аренды арендатор (Община) обязан в установленном порядке разработать и представить Арендодателю (министерство) проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

ДД.ММ.ГГГГ с Общиной заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого слова «агенство лесной отрасли Красноярского края» заменены словами «министерство лесного хозяйства Красноярского края. Также пункт 2 указанного договора аренды изложен в новой редакции, согласно которому Общине предоставлены части лесных участков из состава земель лесного фонда общей площадью 1 187 801,0 га, в том числе: часть лесного участка, расположенного: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, Байкитское лесничество, Ошаровское участковое лесничество (устроенная часть по 2 разряду) с указанием кварталов и выделов; часть лесного участка (площадь 900054 га), расположенного в Байкитском лесничестве, Байкитское участковое лесничество (устроенная часть по 2 разряду) с указанием кварталов; часть лесного участка, имеющая площадь 117 972,0 га, расположенная в Байкитском лесничестве Ошаровской участковое лесничество (устроенная часть по 2 разряду) с указанием кварталов и выделов; часть лесного участка (площадью 1 069 829,0 га) расположена в Байкитском лесничестве Байкитское участковое лесничество, устроенная часть по 3 разряду и устроенная часть по 2 разряду, и Ошаровское участковое лесничество (устроенная часть по 3 разряду) с указанием кварталов и выделов.

Дополнительное соглашение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Договором № от ДД.ММ.ГГГГ СРО КМНС «Кунноир» (Взывающий) поручил ООО «Центр экологических разработок и аудита» проведение работ под подготовке дополнительного соглашения, разработке и согласованию проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Из письма ООО «ЦЭРиА» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного председателю Общины следует, что при выполнении работ по разработке и согласованию проекта освоения лесов к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ выявлено несоответствие описания границ предоставленного в аренду лесного участка действующему лесохозяйственному регламенту Байкитского лесничества, утвержденному приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ В частности, пункт 2 договора содержит кварталы (Байкитское участковое лесничество 638, 652, 664, 665, 651), отсутствующие в лесохозяйственном регламенте лесничества. Возникновение этой технической ошибки обусловлено тем, что при описании местоположения предоставленного в аренду лесного участка не были использованы актуальные данные государственного лесного реестра (материалы лесоустройства 2005-2006 годов) по Байкитскому участковому лесничеству, которые при описании соответствующей территории лесного фонда использованы в лесохозяйственном регламенте. Кроме того установлено, что часть лесного участка, предоставленного по договору от ДД.ММ.ГГГГ Г. имеет наложения на лесной участок, переданный в аренду СРОКМНС «Кунноир» по договору от ДД.ММ.ГГГГ (Ошаровское участковое лесничество квартал 495 (выд.1,2,7-10, 14-17, 22-24, 30, 31, 34, 35, 41, 42, 45, 50-51), 554 (выд. 46, 57, 58, 60, 65-69, 70-73/, 75-131), 555 (выд. 22, 23, 36, 132), 556 (выд. 25, 36, 38, 57), 557 (выд. 10, 11), 971 (выд. 20); Байкитскому участковое лесничество квартал 652 (выд. 66), 665 (выд. 11, 13-36). При разработке проекта освоения лесов, границы лесного участка по указанному выше договору аренды описывались в соответствии с действующим лесохозяйственным регламентом Байкитского лесничества. В результате возникло несоответствие описания границ лесного участка в проекте освоения лесов местоположению, указанному в пункте 2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из лесохозяйственного регламента КГБУ «Байкитское лесничество» (далее- Регламент), утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, в административно-хозяйственном отношении Байкитское лесничество подразделяется на три участковых лесничества: Суломайское, Байкитское и Ошаровское. Земли лесного фонда Лесничества разделены на <данные изъяты> кварталов, при этом средняя величина квартала составила <данные изъяты> га.

В лесохозяйственном регламенте леса распределены по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, предусмотрены виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам, в том числе для видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Согласно лесохозяйственному регламенту (стр.63) в Разделе 2.5 указаны кварталы, в которых разрешено использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории лесничества, в том числе в Байкитском участковом лесничестве.

Как видно из договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Общине в Байкитском участковом лесничестве устроенной части 3 разряда предоставлены в аренду кварталы

Вместе с тем, эти квартала в лесохозяйственном регламенте Лесничества в указанном выше Разделе, отсутствуют.

Как следует из справки КГБУ «Байкитское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ (далее- Справка), выданной для заключения дополнительного соглашения к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с технической ошибкой в адресе участка, т.е. местоположения участка, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ следует читать в измененной редакции. В данной справке Лесничество указало номера кварталов и выделов, на которые следует изменить номера кварталов и выделов, перечисленные в пункте 2 указанного договора аренды.

Так, согласно данной Справке в Байкитском лесничестве Ошаровском участковом лесничество (лесоустройство 1987 года), кварталы: – отсутствуют.

Как следует из таблицы, представленной административным истцом, в связи с изменением нумерации этих кварталов эту часть договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ-о следует читать в новой редакции: «Байкитское лесничество Байкитское участковое лесничество (устроенная часть по 2 разряду) кварталы №

Административный истец также ссылается на то, что по договору аренды Общине предоставлен лесной участок в Байкитском лесничестве Ошаровском участковом лесничестве устроенная часть по 2 разряду кварталы: №№ №, которые предоставлены СРО КМНС «Таимба» (Кузница) по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, и находящиеся на значительном расстоянии от лесного участка, предоставленного СРО КМНС «Кунноир» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим указанные кварталы подлежат исключению.

Данное обстоятельство подтверждается справкой Байкитского лесничества от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указанные кварталы отсутствуют.

Указанные в договоре аренды кварталы № согласно Справке Лесничества следует изменить на:

Указанная в пункте 2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ часть лесного участка Байкитского лесничества Ошаровского участкового лесничества (устроенная часть по 3 разряду) кварталы: №

Лесной участок: квартал () Байкитского лесничества Ошаровского участкового лесничества устроенная часть по 2 разряду частично по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ частично вошел в лесной участок, предоставленный Общине по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ (выдел 20). В связи с чем данный квартал в договоре аренда от ДД.ММ.ГГГГ следует исправить на квартал .

Вышеизложенные сведения, указанные в Справке Байкитского лесничества и доводы административного истца не вызывает у суда сомнений. Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, суду не представлены.

В письме за исх. от ДД.ММ.ГГГГ на имя министра лесного хозяйства Красноярского края Община обратилась с просьбой заключить дополнительное соглашение к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с технической ошибкой, допущенной при заключении договора.

В ответ на обращение Общины Министерство лесного хозяйства Красноярского края в письме за исх. от ДД.ММ.ГГГГ указало, что на основании статьи 36 Лесного кодекса РФ, использование лесов, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков. Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключен по результатам лесного кодекса и приведен в соответствие с новым лесным законодательством на основании приказа агентства лесной отрасли Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. Испрашиваемые изменения не соответствуют описаниям охотхозяйственного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Также указало, что в соответствии со статьей 74.1 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка. Учитывая изложенное, министерство пришло к выводу об отсутствии правовых оснований для подготовки дополнительного соглашения к договору аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела СРО КМНС «Кунноир» (Взывающий) и Администрацией Эвенкийского муниципального района Красноярского края заключено охотхозяйственное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 3 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», долгосрочной лицензии на пользование животным миром серии , выданной ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии , выданной ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому автономным округам, СРО КМНС «Кунноир» на основании постановления администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. разрешено пользование объектами животного мира. Границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром также определены данной лицензии.

Срок действия лицензии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Общине выдана еще одна долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира сроком по ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Лесной кодекс РФ.

Так, согласно ст. 36 ЛК РФ в редакции указанного Федерального закона леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

На основании ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.

Согласно ст. 72 Федерального закона № 209-ФЗ настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 апреля 2010 года,

В соответствии со ст. 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Таким образом, доводы представителя истца о том, что Община использует предоставленный лесной участок для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании долгосрочной лицензии, сохраняющей свою силу до истечения срока её предоставления, являются обоснованными.

На основании указанного выше Федерального закона № 209-ФЗ Община не обязана, а вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, то есть право выбора порядок использования лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства принадлежит Общине.

В связи с этим ссылка Министерства в оспариваемом письме на положения статьи 36 ЛК РФ в редакции, действующей с 1 апреля 2010 года, является необоснованной.

Действительно, пунктом 21 договора аренды лесного участка предусмотрено, что по требованию одной из сторон настоящий Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI настоящего договора.

При этом пункт 22 договора устанавливает, что при изменении положений лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, настоящий Договор подлежит приведению в соответствие посредством внесения в него соответствующих изменений.

Порядок изменения и расторжения договора предусмотрен ст. 450 ГК РФ.

По правилам пункта 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В судебном заседании установлено и следует из представленных доказательств, что после внесения исправлений в номера кварталов, выделов (описание местоположения лесного участка) не влечет изменения существенных условий договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, таких как вид разрешенного использования лесного участка, общая площадь лесного участка.

По существу имеет место быть исправление технической ошибки, что подтверждается справкой КГБУ «Байкитское лесничество», в ведении которого находится предоставленный Общине лесной участок и лесохозяйственным регламентом данного учреждения.

Сомневаться в достоверности сведений, указанных в справке Байкитского лесничества от ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется, доказательства, опровергающие указанные сведения, суду не представлены.

Таким образом, уточнения, о которых просит административный истец, не влияют на существенные условия договора аренды и не изменяют права и обязанности сторон договора, не изменяют количественные и качественные характеристики лесного участка.

Соответственно, на изменения, которые просит административный истец внести в договор аренды лесного участка, в данном случае не распространяются положения статьи 450 Гражданского кодекса РФ.

При изложенных обстоятельствах суд считает ссылку административного ответчика на статью 74.1 Лесного кодекса РФ в оспариваемом письме ошибочной.

Как указывалось выше, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключен с Общиной на основании приказа агентства лесной отрасли Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Из пункта 1 указанного приказа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ-о заключен с Общиной в порядке переоформления договора безвозмездного пользования участками лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ.

Отсюда следует, что местоположение предоставленного в аренду лесного участка было определено, исходя из договора от ДД.ММ.ГГГГ.

Охотхозяйственное соглашение заключено Общиной ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении семи лет после заключения договора аренды.

В связи с этим ссылка министерства в оспариваемом письме о несоответствии изменений местоположения лесного участка охотхозяйственному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, является несостоятельной.

Кроме того, как указано выше, пунктом 22 договора аренды лесного участка предусмотрено, что при изменении положений лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, настоящий Договор подлежит приведению в соответствие посредством внесения в него соответствующих изменений.

Проанализировав договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ, и лесохозяйственный регламент Байкитского лесничества, принимая во внимание справку Лесничества об исправлении технической ошибки, суд пришел к выводу, что пункт 2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ в части описания местоположения лесного участка подлежит исправлению.

Пунктом 20 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что все изменения к настоящему договору оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений, подлежащих государственной регистрации.

По правилам пункта 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Таким образом, пункт 2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению по правилам пункта 20 данного договора.

Согласно ст. 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 102-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.

На основании ч. 2 ст. 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.

В соответствии со ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, кроме прочего: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

В силу ст. 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проанализировав договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ и лесохозяйственный регламент Байкитского лесничества, принимая во внимание справку Лесничества об исправлении технической ошибки, суд пришел к выводу о том, что имеет место быть не соответствие местоположения части лесных участков лесохозяйственному регламенту, а также имеет место быть «наложение» части лесных участков по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ с частью лесных участок по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесенными дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ).

Пунктом 20 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что все изменения к настоящему договору оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений, подлежащих государственной регистрации.

По правилам пункта 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Таким образом, выявленные не соответствия местоположений части лесных участков подлежат устранению в порядке, предусмотренным пунктом 20 договора аренды от 13. 10.2008 г. -о.

Принимая во внимание, что в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются только в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, являющимся обязательным для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, в связи с чем не соответствие местоположения предоставленного в аренду СРО КМНС «Кунноир» (по договору от ДД.ММ.ГГГГ) лесного участка лесохозяйственному регламенту КГБУ «Байкитское лесничество» не позволяет Общине законно владеть и использовать этот лесной участок в целях, для которых это лесной участок ей предоставлялся, а также препятствует Общине исполнить предусмотренную договором аренды обязанность разработать и представить Арендатору проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Кроме того, суд обращает внимание на то, что действующий лесохозяйственный регламент Байкитского лесничества на основании статьи 83 и части 7 статьи 87 ЛК РФ утвержден именно административным ответчиком, который уполномочен устанавливать состав и порядок внесения изменений в лесохозяйственный регламент.

При изложенных обстоятельствах ссылка административного ответчика в оспариваемом отказе об отсутствии правовых оснований для дополнительного соглашения к договору аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ, является необоснованной.

На основании ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу пунктов 6, 7 ст. 219 КАС РФ несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как видно из оспариваемого письма, оно получено Общиной ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, срок для обращения с настоящим административным иском в суд истекал ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно определению Октябрьского районного суда Красноярского края от 13 января 2021 года СРО КМНС «Кунноир» обратилась в данный суд с настоящим административным исковым заявлением для рассмотрения по существу. В связи с неподсудностью административного иска суд возвратил его с разъяснением права на обращение за разрешением данного спора в Байкитский районный суд Красноярского края.

Данное определением Община получила 03.03.2021 г., что подтверждается почтовым уведомлением.

Согласно почтовому конверту настоящее административное исковое заявление отправлено в Байкитский районный суд почтовым отправлением 05.03.2021 г.

Следовательно, административным истцом, срок для обращения в суд с настоящим исковым заявлением пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.

При таких обстоятельствах административный иск СРО КМНС «Кунноир» (Взывающий) подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий) удовлетворить.

Признать не соответствующим требованиям Лесного кодекса Российской Федерации и нарушающим права, свободы и законные интересы Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий) отказ министерства лесного хозяйства Красноярского края во внесении изменений в договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с Семейной (родовой) общиной коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий), выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать министерство лесного хозяйства Красноярского края привести договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с Семейной (родовой) общиной коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий), в соответствие с лесохозяйственным регламентом Краевого государственного бюджетного учреждения «Байкитское лесничество», утвержденным приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, посредством внесения в описание местоположения лесного участка площадью <данные изъяты> га, расположенного: Россия, Красноярский край, Байкитское лесничество, следующих изменений:

в пункте 2 договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ:

1) слова: «Байкитское лесничество Ошаровское участковое лесничество исправить на слова: «Байкитское лесничество Байкитское участковое лесничество ;

2) в Байкитском лесничестве Ошаровском участковом лесничестве (устроенная часть по 2 разряду) слова: « -исключить;

3) в Байкитском лесничество Байкитском участковом лесничестве (устроенная часть по 3 разряду) слова: « исправить на: ;

4) в Байкитском лесничестве Ошаровском участковом лесничестве (устроенная часть по 3 разряду) слова: исправить на:

5) в Байкитском лесничестве Ошаровском участковом лесничестве (устроенная часть по 2 разряду) слова: исправить на: « в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Об исполнении настоящего решения административному ответчику необходимо сообщить административному истцу и суду в течение месяца со дня исполнения решения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца через Байкитский районный суд.

Председательствующий – судья В. В. Навгинова

Решение изготовлено в окончательной форме 20 августа 2021 года.

Судья В. В. Навгинова