РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Нижегородский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Сидельникова М.В., при секретаре судебного заседания ФИО6, с участием представителя административного истца ФИО2 – ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №а-43/2022 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № сержанта ФИО2 об оспаривании действий должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, связанных с несвоевременным включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и возложении на федеральное государственное казённое учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – ФГКУ «Росвоенипотека») обязанности учесть на его именном накопительном счёте доход от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ФИО8, через своего представителя ФИО7, обратился в Нижегородский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он проходит военную службу.
ДД.ММ.ГГГГ Нижегородским гарнизонным военным судом принято решение по административному делу №а-285/2018, в соответствии с которым удовлетворено его административное исковое заявление об оспаривании решения заместителя начальника федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об оставлении без реализации документов для его включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – реестр участников НИС).
Вышеназванным судебным актом, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, были установлены обстоятельства, которые в силу требований части 2 статьи 64 КАС РФ являются преюдициальными, не доказываются вновь, а также не подлежат оспариванию. В качестве данных обстоятельств ФИО8 указал в своём административном исковом заявлении следующее:
- «… ДД.ММ.ГГГГ имеющий право на включение в реестр участников НИС младший сержант ФИО8 подал на имя командира войсковой части № рапорт о включении его в реестр участников НИС. Названный документ в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в войсковой части № под номером 1824»;
- «… суд считает установленным, что ФИО8ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке обратился к командиру войсковой части № с рапортом о включении его в реестр участников НИС»;
- «Суд также считает установленным ненадлежащее исполнение должностными лицами войсковой части № своих обязанностей по реализации права ФИО2 на включение в названный реестр».
Как указал административный истец, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ он был включён в реестр участников НИС, ему присвоен регистрационный номер участника 04№ с датой возникновения основания для включения в реестр – ДД.ММ.ГГГГ. Приказом командующего 1 гвардейской танковой армией Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ№ он был уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта, а приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№ исключён из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ.
Также в своём административном исковом заявлении ФИО8 указал, что ДД.ММ.ГГГГ он заключил новый контракт о прохождении военной службы на срок три года, которую проходит в войсковой части №. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ он был повторно включён в реестр участников НИС, ему присвоен регистрационный номер участника 15№ с датой возникновения основания для включения в реестр – ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом из ФГКУ «Росвоенипотека» от ДД.ММ.ГГГГ №НИС-52521 ему было сообщено, что накопительные взносы из федерального бюджета в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на его именном накопительном счёте участника накопительных взносов не учитывались и в доверительное управление не передавались, следовательно, и дохода от их инвестирования не было. В этой связи инвестиционный доход за указанный период не мог быть учтён на его именном накопительном счёте.
На основании вышеизложенного, ФИО8, считая, что такое положение дел не позволяет реализовать его жилищные права в полном объёме, а также учитывая, что несвоевременное включение его в реестр участников НИС привело к тому, что размер денежных средств на его именном накопительном счёте существенно ниже, чем у других военнослужащих, включённых в данный реестр своевременно, просил суд:
- признать незаконными действия должностных лиц Министерства обороны РФ, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС;
- обязать ФГКУ «Росвоенипотека» учесть на его именном накопительном счёте доход от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 – ФИО7 отказался от административного искового заявления в части требований об оспаривании действий должностных лиц Министерства обороны РФ, связанных с несвоевременным включением ФИО2 в реестр участников НИС, в связи с чем, определением Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу в данной части требований прекращено.
Остальные требования, указанные в административном исковом заявлении, ФИО7 поддержал и настаивал на их удовлетворении.
Представитель ФГКУ «Росвоенипотека» – руководитель Самарского филиала ФГКУ «Росвоенипотека» ФИО5 направила в суд письменные объяснения, в которых просила при рассмотрении административного искового заявления учесть, что действующие нормативно-правовые акты не содержат методики начисления инвестиционного дохода за периоды, в которых накопительные взносы фактически не доводились из бюджета до административного ответчика, а соответствующие денежные средства не передавались в доверительное управление. При этом ФГКУ «Росвоенипотека» также не наделено полномочиями по установлению методологии и методики определения и учёта размера недополученного дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом. Функция по регулярному расчёту текущей рыночной стоимости и стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, отнесена законом к исключительному ведению управляющей компании. Механизм восстановления упущенного инвестиционного дохода, а, следовательно, и законные алгоритмы и формулы его расчёта отсутствуют. Как указала ФИО4, заявителем оспаривается отказ в произведении расчёта упущенного инвестиционного дохода, однако, права ФИО2 нарушены не были, поскольку ответ на его обращение относительно расчёта инвестиционного дохода был направлен ФГКУ «Росвоенипотека», а сама возможность расчёта и восстановления инвестиционного дохода отсутствует.
Также представитель ФГКУ «Росвоенипотека» – ФИО4 указала, что при расчёте суммы упущенного инвестиционного дохода необходимо учитывать природу средств накоплений на именных накопительных счетах, а также их целевую направленность. Так, согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» усреднённая норма площади жилья на одного увольняемого военнослужащего принята в размере 54 квадратных метров, покупательная способность на которую должна возникнуть у военнослужащего не ранее 15-го года нахождения в реестре участников НИС. Таким образом, определяя возможный размер убытков конкретного военнослужащего, вызванных его несвоевременным включением в реестр, необходимо исходить не из того, какой размер инвестиционного дохода получен условно аналогичным военнослужащим за схожий период (при своевременном включении), а из покупательной способности денежных средств, выделенных участнику НИС на приобретение жилья.
Так, по состоянию на март 2022 года плановый срок нахождения ФИО2 в реестре участников НИС при его своевременном включении должен был составлять полных 9 лет или 28,3 квадратных метров в абсолютном выражении. На именном накопительном счёте административного истца были учтены накопления в размере 2 604 230 рублей 53 копейки. Норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2022 года, согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№/пр, составляет 69 261 рубль. Таким образом, разница между фактически начисленной ФИО3 суммой и суммой, которая планово должна была быть накоплена на его именном накопительном счёте, положительная (69 261 рубль*28,3 м2 = 1 960 086 рублей 30 копеек (плановая сумма накоплений), т.е. сумма фактически начисленных средств превышает цифры планового объёма. Указанное свидетельствует, что обязательства Российской Федерации в части жилищного обеспечения административного истца выполняются надлежащим образом в полном объёме.
Как указала ФИО4, в реестре участников НИС отсутствуют прямые аналоги для сопоставления размера накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, согласно пункту 91 Сведений о средствах, учтённых на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) (Приложение № к Информации об итогах функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в 2018 году), сумма учтённого инвестиционного дохода у военнослужащего, включённого в реестр участников НИС в один период с административным истцом (июль 2012 года), составляет 505,60 тысяч рублей.
ДД.ММ.ГГГГ был открыт именной накопительный счёт ФИО2 на основании сведений о включении его в реестр участников НИС (регистрационный №) с датой возникновения основания для включения в реестр - ДД.ММ.ГГГГ, поступивших от регистрирующего органа федерального органа исполнительной власти, в котором ФИО8 проходил военную службу. ДД.ММ.ГГГГ именной накопительный счёт ФИО2 закрыт на основании сведений регистрирующего органа об исключении административного истца из реестра без права на использование накоплений с датой возникновения основания для исключения из реестра - ДД.ММ.ГГГГ. Денежные средства, учтённые на его именном накопительном счёте, возвращены в федеральный бюджет установленным порядком. ДД.ММ.ГГГГ именной накопительный счёт открыт повторно на основании сведений регистрирующего органа о включении ФИО2 в реестр по признаку категории «15» (регистрационный №) с датой возникновения основания для включения - ДД.ММ.ГГГГ. Денежные средства, ранее возвращённые в федеральный бюджет, были восстановлены на его именном накопительном счёте.
Целевой жилищный заём для приобретения жилого помещения ФИО3 не предоставлялся, а денежные средства с его именного накопительного счёта не выплачивались. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на именном накопительном счёте участника НИС учтены накопления в размере 2 604 230 рублей 53 копейки, в том числе доход от инвестирования накоплений в размере 199 029 рублей 42 копейки. Сведения об исключении участника НИС из реестра, а также сведения о внесении изменений в реестр в отношении него по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ФГКУ «Росвоенипотека» не поступали.
Также представитель ФГКУ «Росвоенипотека» – ФИО4 указала, что с учётом правовой природы инвестиционного дохода его восстановление невозможно за счёт средств бюджета. Инвестиционный доход имеет внебюджетную природу и восстановление права ФИО2 на упущенный инвестиционный доход за счёт бюджетных средств не учитывает специфику возникших правоотношений. Вместе с тем, по её мнению, право административного истца может быть восстановлено за счёт поступающего и распределяемого ФГКУ «Росвоенипотека» инвестиционного дохода.
Кроме того, полномочия ФГКУ «Росвоенипотека» в системе НИС являются производными от действий должностных лиц, непосредственно отвечающих за своевременное внесение сведений о военнослужащих с целью открытия именных накопительных счетов. Основанием для открытия именного накопительного счёта является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны РФ или соответствующим федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Обязанности по совершению действий, направленных на включение военнослужащих в реестр участников НИС, распределены между воинскими частями, в которых военнослужащие проходят военную службу, и центральными органами военного управления Министерства обороны РФ. Доходы от инвестирования рассчитываются ФГКУ «Росвоенипотека» от фактически переданных в доверительное управление накоплений ежеквартально и отражаются на именных накопительных счетах НИС. Таким образом, как указала ФИО4, доходы от инвестирования не получены административным истцом не по вине ФГКУ «Росвоенипотека», поскольку в спорный период у него не был открыт именной накопительный счёт.
Заслушав объяснения представителя административного истца и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Копией послужного списка государственного служащего, копией контракта о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ и копией справки войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№ подтверждается, что ФИО8:
- с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву и ДД.ММ.ГГГГ был принят на военную службу по контракту с учётом времени, прослуженного по призыву с ДД.ММ.ГГГГ;
- до ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту и был уволен с военной службы по собственному желанию;
- ДД.ММ.ГГГГ вновь поступил на военную службу по контракту и ДД.ММ.ГГГГ, в связи с увольнением с военной службы по окончании срока контракта, был исключён из списков личного состава;
- ДД.ММ.ГГГГ вновь поступил на военную службу по контракту, которую проходит в настоящее время в войсковой части № на воинской должности старшего водителя – электрика вычислительного отделения в воинском звании сержант.
Из копии решения Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-285/2018 усматривается, что решение заместителя начальника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ об оставлении без реализации документов для включения ФИО2 в реестр участников НИС, изложенное в адресованном командиру войсковой части № сообщении от ДД.ММ.ГГГГ№, было признано незаконным и не действующим со дня его принятия. При этом на указанное должностное лицо была возложена обязанность рассмотреть вопрос о включении ФИО2 в сводный список военнослужащих для включения в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом в ходе судебного разбирательства административного дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО8 в установленном порядке обратился к командиру войсковой части № с рапортом о включении его в реестр участников НИС, однако, в связи с утратой значимых документов, по причине ненадлежащего исполнения должностными лицами войсковой части № своих обязанностей по реализации права ФИО2 на включение в названный реестр, административный истец своевременно не был включён в реестр участников НИС.
В соответствии с копией распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ данное решение Нижегородского гарнизонного военного суда вступило в законную силу со ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии уведомления о включении военнослужащего в реестр от ДД.ММ.ГГГГФИО8 был включён в реестр участников НИС, ему присвоен регистрационный номер участника 04№ с датой возникновения основания для включения в реестр – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии уведомления о включении военнослужащего в реестр от ДД.ММ.ГГГГФИО8 снова включён в реестр участников НИС, ему присвоен регистрационный номер участника 15№ с датой возникновения основания для включения в реестр – ДД.ММ.ГГГГ.
Из копии ответа ФГКУ «Росвоенипотека» от ДД.ММ.ГГГГ №НИС-52521 на заявление ФИО2 усматривается, что размер инвестиционного дохода каждого участника НИС напрямую зависит от фактического включения его в реестр участников НИС и открытия именного накопительного счёта, от суммы денежных средств, учтённых на его именном накопительном счёте, сроков их инвестирования, а также от суммы дохода, полученного по итогам доверительного управления. Для получения инвестиционного дохода необходима передача в доверительное управление накопительных взносов, учтённых на именном накопительном счёте участника НИС. При этом инвестиционный доход не является гарантированной и постоянной величиной.
Также в данном ответе указано, что после поступления от регистрирующего органа в ФГКУ «Росвоенипотека» сведений о включении административного истца в реестр участников НИС (поступили в феврале 2019 года), ДД.ММ.ГГГГФИО3 был открыт именной накопительный счёт, на котором установленным порядком учитывались накопления для жилищного обеспечения. Накопительные взносы из федерального бюджета были учтены на именном накопительном счёте с даты возникновения основания для его включения в реестр участников НИС. Затем на основании поступивших от регистрирующего органа сведений об исключении ФИО2 из реестра участников НИС без права на использование накоплений (поступили в августе 2020 года), его именной накопительный счёт был закрыт, а учтённые на именном накопительном счёте накопления возвращены в федеральный бюджет установленным порядком.
В дальнейшем после поступления от регистрирующего органа сведений о повторном включении ФИО2 в реестр участников НИС по признаку категории «15» (поступили в марте 2021 года), ему в установленные сроки был открыт (восстановлен) именной накопительный счёт, на котором установленным порядком учитываются накопления для жилищного обеспечения. Накопительные взносы из федерального бюджета ДД.ММ.ГГГГ единовременно были учтены на именном накопительном счёте с даты возникновения основания для повторного включения в реестр участников НИС и по ДД.ММ.ГГГГ. В последующем накопительные взносы из федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ учитываются на именном накопительном счёте установленным порядком из расчёта одной двенадцатой ежегодного накопительного взноса на одного участника НИС. Также на именном накопительном счёте были восстановлены накопления для жилищного обеспечения, в том числе инвестиционный доход, ранее учтённые на именном накопительном счёте ФИО2 на дату возникновения основания для его исключения из реестра участников НИС в мае 2020 года и возвращённые в федеральный бюджет.
Кроме того, как указано в копии сообщения ФГКУ «Росвоенипотека» от ДД.ММ.ГГГГ №НИС-52521, поскольку при первичном включении ФИО2 в реестр именной накопительный счёт был открыт ему ДД.ММ.ГГГГ, то и накопительные взносы из федерального бюджета в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на его именном накопительном счёте не учитывались и в доверительное управление не передавались, а, следовательно, и дохода от их инвестирования не было. В этой связи инвестиционный доход за указанный период не мог быть учтён на именном накопительном счёте ФИО2. После учёта на его именном накопительном счёте накоплений для жилищного обеспечения они, в соответствии со статьёй 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», передаются в доверительное управление управляющим компаниям в целях получения инвестиционного дохода, который, в соответствии с пунктом 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, разносится на его именной накопительный счёт.
В случае несвоевременного включения военнослужащих в реестр участников НИС законодательством Российской Федерации не предусмотрено начисление на их именные накопительные счета инвестиционного дохода, который мог бы быть получен за период от даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС и до даты фактического включения в реестр. При этом методика начисления такого дохода отсутствует, а ФГКУ «Росвоенипотека» не наделено необходимыми полномочиями по его начислению. К функциям ФГКУ «Росвоенипотека» относится лишь разнесение реального инвестиционного дохода на именные накопительные счета участников НИС, полученного от инвестирования их накопительных взносов.
В заключение в сообщении ФГКУ «Росвоенипотека» от ДД.ММ.ГГГГ №НИС-52521 указано, что накопления для жилищного обеспечения, в том числе инвестиционный доход, учитываются на именном накопительном счёте ФИО2 в полном объёме, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и согласно сведениям регистрирующих органов о его участии в НИС.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих») (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), к участникам накопительно-ипотечной системы относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее ДД.ММ.ГГГГ, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы. Основанием для включения сержантов и старшин, солдат и матросов в реестр участников является в письменной форме обращение об их включении в реестр участников (пункт 4 части 2 статьи 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон «О статусе военнослужащих») государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: 1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; 2) предоставления целевого жилищного займа; 3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтённые на именном накопительном счёте участника, до расчётного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник НИС в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учёта дохода от инвестирования).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счёт средств федерального бюджета;
2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Учёт накопительных взносов на именных накопительных счетах участников согласно части 4 статьи 5 названного Федерального закона осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Частью 6 этой же статьи предусмотрено, что учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Частями 2, 3, 6 и 8 указанной статьи предусмотрено, что размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса в размере не менее чем накопительный взнос, полученный путём индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учётом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.
Накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника НИС, учитываются на именном накопительном счёте участника в течение всего периода его военной службы в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами функционирования НИС.
Учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в обязательном порядке учитываются при формировании и определении размера накоплений и последующего использования военнослужащими этих накоплений для их жилищного обеспечения. При этом накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, а одним из показателей реализации права на жилище участниками НИС является предоставление целевого жилищного займа.
Согласно пунктам 2 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников НИС, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает именной накопительный счёт.
Основанием для открытия именного накопительного счёта является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Именной накопительный счёт открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.
Учёт накопительных взносов на именном накопительном счёте начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счёта.
Согласно действовавшего в период возникновения спорных правоотношений Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, обязанность формирования и направления в органы военного управления списков для включения военнослужащих в реестр НИС лежала на ответственном должностном лице воинской части, назначаемом командиром данной воинской части.
Аналогичный порядок установлен приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, а в настоящее время на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно названным приказам Министра обороны РФ на ответственных должностных лиц, назначаемых командиром воинской части, возложена обязанность, помимо прочего, формирования и своевременного направления в регистрирующий орган списки для включения (повторного включения) военнослужащих в реестр НИС и документов, организация и проведение проверки правильности формирования и ведения личных карточек участников НИС.
В соответствии с пунктом 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников НИС, также утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчёт суммы дохода от инвестирования указанных средств, определённого на последний день отчётного квартала.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на именных накопительных счетах участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В судебном заседании было установлено, что в период прохождения военной службы ФИО8, подлежащий включению в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ, фактически был включён в указанный реестр с ДД.ММ.ГГГГ (согласно ответу ФГКУ «Росвоенипотека» от ДД.ММ.ГГГГ №НИС-52521, уведомлению о включении военнослужащего в реестр) и ему открыт именной накопительный счёт.
При обращении в ФГКУ «Росвоенипотека» по вопросу возможности учёта инвестиционного дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административному истцу ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ о том, что такие операции действующим законодательством не предусмотрены, поскольку накопительные взносы этого военнослужащего не инвестировались в указанный период времени.
Также в судебном заседании было установлено, что учёт на именном накопительном счёте ФИО2 накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС (ДД.ММ.ГГГГ) до момента открытия этого счёта (ДД.ММ.ГГГГ) произведён с нарушением требований закона, которое повлекло, в том числе, нарушение права административного истца на учёт дохода от инвестирования накоплений за указанный период.
Разрешая вопрос относительно порядка осуществления административным ответчиком действий по восстановлению нарушенных прав административного истца суд исходит из целей, задач и порядка их реализации, определённых в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, которым на Министерство обороны РФ возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и в постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» уполномоченный федеральный орган, в частности, оформляет получение в установленном порядке бюджетных ассигнований для накопления средств на именных накопительных счетах участников; проводит учёт накоплений для жилищного обеспечения, в том числе на именных накопительных счетах участников; проводит в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, конкурсы по отбору специализированного депозитария для заключения с ним договора об оказании услуг специализированного депозитария, а также конкурсы по отбору управляющих компаний для заключения с ними договоров доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения; является в соответствии с законодательством Российской Федерации стороной договоров с управляющими компаниями и специализированным депозитарием, которые отобраны по результатам конкурса; истребует и получает от управляющих компаний средства для их целевого использования участниками НИС; осуществляет оформление и выдачу целевых жилищных займов участникам НИС; выплачивает участникам НИС или членам их семей накопления для жилищного обеспечения после возникновения права на их использование.
Согласно статье 17 названного Закона уполномоченный федеральный орган передает накопления для жилищного обеспечения в доверительное управление управляющим компаниям, которые осуществляют доверительное управление в целях обеспечения права участников НИС на использование накоплений. Учредителем доверительного управления является ФИО1. От имени Российской Федерации права учредителя доверительного управления осуществляет уполномоченный федеральный орган. На основании Закона выгодоприобретателем по договору доверительного управления является ФИО1 в лице уполномоченного федерального органа. Средства, переданные в доверительное управление управляющей компании, и доходы от инвестирования не переходят в собственность доверительного управляющего. Доходы от инвестирования относятся на прирост средств, переданных в доверительное управление.
Доходами от инвестирования являются дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам и банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения, чистый финансовый результат от реализации активов, финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля (пункт 14 статья 3 Закона).
К доходам от инвестирования относятся и процентные доходы по целевым жилищным займам тех участников НИС, которые уволены с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» - «з», «л» и «м» пункта 1, подпунктами «в» - «е.2» и «з» - «л» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», и обязаны возвратить не только выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы по договору целевого жилищного займа, но и проценты по ставке, установленной этим договором (часть 2 статьи 15 Закона).
Кроме того, в силу части 8 статьи 5 Закона накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию. При этом учёт накоплений для жилищного обеспечения осуществляется уполномоченным федеральным органом (часть 9 статьи 5 Закона).
Из приведённых положений Закона следует, что накопления для жилищного обеспечения, в том числе доходы от инвестирования, всех участников НИС вне зависимости от ведомства, в котором они проходят военную службу, а также управление этими накоплениями, равно как и принятие решений об их выплате находятся в ведении уполномоченного федерального органа.
То обстоятельство, что несвоевременное включение ФИО2 в реестр участников НИС произошло не по вине уполномоченного федерального органа, не освобождает этот орган от исполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению прав участника НИС на получение в полном объёме накоплений для жилищного обеспечения, которые Законом предусмотрены.
Между тем, получив в январе 2019 года из регистрирующего органа сведения о необходимости изменения даты возникновения основания для включения административного истца в реестр участников НИС, ФГКУ «Росвоенипотека» на именном накопительном счёте ФИО2 доначисления в полном объёме не произвела.
Таким образом, вопреки установленным для военнослужащих в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гарантиям единой системы правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения, и в нарушение принципа социальной справедливости, ФИО8 был поставлен в неравные условия с теми военнослужащими, которые обладают сходными правами на жилищное обеспечение, но в отношении которых подобных нарушений не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ право граждан на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти и должностного лица возникает в том случае, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено частями 1, 1.1 статьи 219 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа либо организации, наделённой отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трёх месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании установлено, что ФИО8 до настоящего времени из реестра участников НИС не исключён, на его именной накопительный счёт продолжают начисляться накопления для жилищного обеспечения, в том числе инвестиционный доход.
Приведённые фактические данные, с учётом того, что административный иск был подан в течение срока, в рамках которого у административных ответчиков сохраняется обязанность по реализации прав последнего как участника НИС, с очевидностью указывают на наличие длящегося характера в установленном нарушении прав ФИО2 на инвестиционный доход, не начисленный ему за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Сама по себе осведомленность административного истца о позднем включении в реестр участников НИС, к моменту, с которого подлежит исчислению установленный статьёй 219 КАС РФ трёхмесячный срок, не относится, так как правоотношения, связанные с участием ФИО2 в НИС, не прекращены.
С даты же отказа ФГКУ «Росвоенипотека» в удовлетворении просьбы административного истца о доначислении инвестиционного дохода за спорный период и до дня обращения последнего за судебной защитой вышеназванный срок не истёк.
Доводы представителя ФГКУ «Росвоенипотека» – Сосковой о фактической невозможности производства расчёта недополученного Крулевичем дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление для получения инвестиционного дохода, суд считает несостоятельными, поскольку, как следует из её письменных объяснений от ДД.ММ.ГГГГ №НИС-О-10/224, информация о средствах, учтённых на именных накопительных счетах участников НИС, в том числе о размерах инвестиционного дохода, размещается на официальном сайте ФГКУ «Росвоенипотека», при этом в указанной информации отражена усреднённая сумма накоплений с учётом дохода от инвестирования накоплений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2 – удовлетворить.
Обязать федеральное государственное казённое учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»:
- произвести расчёт и учесть на именном накопительном счёте ФИО2 доход от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за счёт средств распределяемого инвестиционного дохода.
- сообщить об исполнении решения по административному делу №а-43/2022 в суд и ФИО3 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Нижегородский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Сидельников
КОПИЯ ВЕРНА
Председательствующий М.В. Сидельников
Секретарь судебного заседания ФИО6
30.03.2022г.