ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4401/2021 от 09.11.2021 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-4401/2021

Решение

Именем Российской Федерации

09 ноября 2021 года г. Гатчина

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Шумейко Н.В.,

при секретаре Шварце Р.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Гатчинской городской прокуратуре, исполняющему обязанности Гатчинского городского прокурора Селиверстову Л.С., старшему помощнику Гатчинского городского прокурора Панченко Е.Ф., Прокуратуре Ленинградской области о признании незаконными действий должностных лиц, обязании провести проверку по жалобе и дать мотивированный ответ,

установил:

административный истец обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что 12.02.2021 она обратилась в Гатчинскую городскую прокуратуру с жалобой на действия педагога МБОУ «Гатчинский лицей № 3 имени Героя Советского Союза А.И. Перегудова», поскольку завуч школы ФИО5 устраивает своеобразную травлю ее дочери ФИО2, относится к ней предвзято, настраивает одноклассников против ее дочери, создает нездоровую психологическую обстановку в отношении ее дочери. 09.02.2021 она получила письменный ответ, согласно которому, не нашли своего объективного подтверждения факты, указанные в ее жалобе. Однако, как полагает административный истец, никакая проверка по ее жалобе не проводилась, ответ на ее обращение дан не был, к указанному выводу она пришла, ознакомившись с результатами проверки. Предъявляя требования к Гатчинской городской прокуратуре, исполняющему обязанности Гатчинского городского прокурора Селиверстову Л.С., старшему помощнику Гатчинского городского прокурора Панченко Е.Ф., административный истец просит признать незаконными действия должностных лиц Гатчинской городской прокуратуры, обязать должностных лиц Гатчинской городской прокуратуры провести полную проверку по фактам, изложенным ею в жалобе, по результатам которой дать мотивированный ответ.

Судом к участию в деле, с учетом характера спорных правоотношений, были привлечены в качестве административного соответчика Прокуратура Ленинградской области, в качестве заинтересованного лица - МБОУ «Гатчинский лицей № 3 имени Героя Советского Союза А.И. Перегудова».

Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Административный ответчик старший помощник Гатчинского городского прокурора Панченко Е.Ф., представляющая также интересы административного ответчика Прокуратуры Ленинградской области, возражала против удовлетворения исковых требований, сославшись на письменный отзыв, в котором указано, что по жалобе ФИО1 была проведена надлежащая проверка, изложенные ею факты не подтвердились, о чем ей был дан исчерпывающий ответ (л.д. 108-110).

Административные ответчики - Селиверстов Л.С., в настоящее время проходящий службу в Прокуратуре Выборгского района Ленинградской области в должности Выборгского городского прокурора, прокурор Гатчинской городской прокуратуры, а также представитель заинтересованного лица МБОУ «Гатчинский лицей № 3 имени Героя Советского Союза А.И. Перегудова» надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218, пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе в части установления порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с частью 1 статьи 9, частями 1 и 3 статьи 10, частью 1 статьи 12 указанного Федерального закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;

- запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у других должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

- принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

- дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 указанного Федерального закона;

- уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура РФ наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов.

В силу статьи 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закон о прокуратуре), предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Частью 1 статьи 10 Закона о прокуратуре предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении закона. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Порядок обращения и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.

В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции, обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

Согласно пункту 3.5 Инструкции, обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.

Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.

Исходя из содержания названных норм, на органах прокуратуры не лежит безусловной обязанности по рассмотрению обращений граждан, которые могут быть переадресованы для рассмотрения в иные органы, с обязанием последних дать ответ заявителю.

Судом установлено, что 15.02.2021 ФИО1 обратилась в Гатчинскую городскую прокуратуру с жалобой на действия педагога МБОУ «Гатчинский лицей № 3 им. Героя Советского Союза А.И. Перегудова» - завуча ФИО5, которая, по мнению заявителя, устроила травлю в школе ее дочери, что явилось следствием того, что последняя является родственницей потерпевшей стороны по уголовному делу по факту ДТП со смертельным исходом ребенка, где подсудимым проходил ФИО3 - брат ФИО1 (л.д. 14-15).

Из материалов надзорного производства по жалобе ФИО1 № 164ж-21 следует, что ранее 05.02.2021 от ФИО1 поступало аналогичное заявление, которое 11.02.2021 перенаправлено в Комитет образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области.

09.02.2021 в Гатчинскую городскую прокуратуру поступило обращение ФИО1 от Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области по тем же фактам.

В ходе проверки по обращениям ФИО1 из Комитета образования Гатчинского муниципального района истребованы материалы служебной проверки в отношении ФИО4, в ходе которой установлено, что ни знакомые, ни родственники у ФИО4 в период с 2002-2004 годы не попадали в ДТП, в судах она не присутствовала. Фактов некорректного поведения по отношению к детям ФИО1 со стороны ФИО5 не выявлено, препятствий в зачислении ФИО2 в математический класс не имелось. По заключению психолога, у детей ФИО1 - ФИО2 и ФИО6 низкий уровень тревожности, отсутствуют проблемы с учебой, отношения с одноклассниками и учителями доброжелательные, что свидетельствует об отсутствии травли в школе.

09.03.2021 (по обращению ФИО1 от Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области) копия обращения ФИО1 в части привлечения к уголовной ответственности педагогов отправлена в УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области.

09.03.2021 ФИО1 направлен ответ на обращения от 09.02.2021 и 15.02.2021 за подписью первого заместителя Гатчинского городского прокурора Селиверстова Л.С. о том, что доводы обращения не нашли своего подтверждения, копия обращения в части привлечения к уголовной ответственности педагогов отправлена в УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области (л.д. 32).

16.03.2021 ФИО1 обратилась в Гатчинскую прокуратуру с заявлением о выдаче копий ответов на ее обращения, копию ответа получила на руки 18.03.2021.

25.03.2021 ФИО1 обратилась в Гатчинскую прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами проверки и получении копии ответа, 07.04.2021 заявитель ознакомилась со всеми материалами проверки путем фотофиксации, копию ответа получать отказалась.

28.04.2021 в Гатчинской городской прокуратуре зарегистрирована жалоба ФИО1 на действия Гатчинской прокуратуры, направленная из прокуратуры Ленинградской области 19.04.2021, к жалобе приложен СД-диск.

С учетом того, что в жалобе указывалось на неполноту проведенной проверки Комитетом образования Гатчинского муниципального района, 11.05.2021 обращение с диском перенаправлено в Комитет образования Гатчинского муниципального района для рассмотрения по существу, а ФИО1 направлен ответ об отсутствии нарушений порядка рассмотрений обращений граждан на ее электронную почту (л.д. 18).

Комитетом образования Гатчинского муниципального района диск прослушан, нарушений прав несовершеннолетних детей не выявлено, ответ ФИО1 направлен 22.06.2021

В рамках материала проверки КУСП-5417 от 19.03.2021 получены объяснения ФИО1, учителя математики лицея ФИО7, несовершеннолетней ФИО2, ФИО5, педагога-психолога лицея ФИО10, учителя начальных классов лицея ФИО11, получена информация из Комитета образования Гатчинского муниципального района. По результатам проверки старшим инспектором ОДН ОУУП И ПНД УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области майором полиции ФИО8 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО5 по части 1 статьи 119 УК РФ, на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ.

Ввиду неполноты проведенной проверки 03.08.2021 заместителем Гатчинского городского прокурора Овгановым В.И. вынесено постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о возвращении материалов для дополнительной проверки.

Кроме того, первым заместителем Гатчинского городского прокурора по результатам рассмотрения материалов УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области по обращению ФИО1 о возможном наличии в действиях заместителя директора по УВР МБОУ «Гатчинский лицей № 3 имени А.И. Перегудова» ФИО5 признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.61.1 КоАП РФ, 09.04.2021 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. О принятом решении уведомлена ФИО1 09.04.2021, копия определения отправлена ФИО1

Таким образом, нарушений порядка рассмотрения обращений граждан, равно как и оснований для принятия мер прокурорского реагирования, не имелось.

Обращение заявителя рассмотрено уполномоченным органом, мотивированный ответ административному истцу направлен с соблюдением порядка и установленных законом сроков на адрес электронной почты, также ответы на обращения получены административным истцом лично.

Довод административного истца о том, что проверка проведена неполно, материалами надзорного производства не подтверждаются.

Таким образом, права административного истца не нарушены, а потому, оснований для удовлетворения административного иска не имеется в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227-228 КАС РФ,

решил:

исковые требования административного иска ФИО1 к Гатчинской городской прокуратуре, исполняющему обязанности Гатчинского городского прокурора Селиверстову Л.С., старшему помощнику Гатчинского городского прокурора Панченко Е.Ф., Прокуратуре Ленинградской области о признании незаконными действий должностных лиц, обязании провести полную проверку по жалобе, по результатам которой дать мотивированный ответ, - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гатчинский городской суд Ленинградской области.

Судья:

Решение в окончательной форме

принято 16.11.2021