ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4407/19 от 30.07.2019 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

07RS 0001-02-2019-004022-25

Дело № 2а-4407/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нальчик 18 ноября 2019г.

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего, судьи – Блиевой Р.С., при секретаре – Казиевой Р.Д., с участием: представителя административного истца –- ФИО1 ФИО9, действующей по доверенности от 30.07.2019г. <адрес>8, удостоверенной нотариусом Нальчикского нотариального округа ФИО7, реестровый -н/07-2019-1-787, представителя административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике – ФИО2 ФИО12, действующей по доверенности от 11.02.2019г. , рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3 ФИО10 к административному ответчику - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике и административному ответчику - государственному регистратору ФИО4 ФИО11, в котором она просит:

признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике и государственного регистратора ФИО4 ФИО13 в государственной регистрации права собственности на гараж назначение: нежилое здание, общая площадь 24,0 кв. м., кадастровый , месторасположение: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, незаконным;

обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике и государственного регистратора ФИО4 ФИО14 зарегистрировать право собственности ФИО3 ФИО15 на гараж назначение: нежилое здание, общая площадь 24,0 кв. м., кадастровый , месторасположение: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, территория, прилегающая к Учебно-курсовому комбинату, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , месторасположение: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, территория, прилегающая к Учебно-курсовому комбинату, -

у с т а н о в и л:

ФИО3 ФИО16. обратилась в суд административным иском к административному ответчику - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее Управление Росререстра по КБР) и административному ответчику - государственному регистратору ФИО4 ФИО18., с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что Постановлением главы Администрации <адрес> от 10.11.2003г. заключен договор аренды земельного участка.

ФИО3 ФИО19 обратилась в Управление Росреестра по КБР с заявлением о государственной регистрации права объекта недвижимости: гараж, назначение нежилое, общая площадь 24 кв. м. кадастровый , однако уведомлением об отказе государственной регистрации от 03.09.2019г. № КУВД-001/2019-5811227/3 регистратором Управления Росреестра по КБР ФИО4 ФИО20. сообщено об отказе в государственной регистрации права на гараж, ссылаясь на нормы Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Административный истец – ФИО3 ФИО21, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, обратившись в суд с заявлением о рассмотрении её исковых требований без её участия.

Суд по правилам ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) решил рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца – ФИО1 ФИО24 заявленные ФИО3 ФИО25 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по КБР – ФИО2 ФИО26 просила отказать в удовлетворении исковых требований административного истца, считая их необоснованными.

Административный ответчик - государственной регистратор ФИО4 ФИО27 надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела без её участия не просила.

Суд по правилам ст. 150 КАС РФ решил рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного ответчика.

Выслушав доводы представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании постановления главы администрации <адрес> от 10.11.2003г. между МКУ «Департамент по управлению городским имуществом городского округа Нальчик» и ФИО3 ФИО28. 03.10.2013г. был заключен договор аренды земельного участка -АЗ для его использования под капитальный гараж. Кадастровый номер земельного участка .

ФИО3 ФИО29 обратилась в Управление Росреестра по КБР с заявлением о государственной регистрации права собственности на гараж.

Уведомлением от 03.09.2019г. об отказе в государственной регистрации права со ссылкой на п.17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ФИО3 ФИО30. отказано в государственной регистрации права на капитальный гараж.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости», а именно п.п.1 п.2 ст.14, установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Статьей 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в том числе, если:

не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5);

форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации п.7).

В соответствии со ст. 27 указанного Федерального закона В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривалось, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Вместе с тем, в этой же правовой норме федеральным законодателем была предусмотрена возможность бесплатного предоставления земельных участков в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 29 ЗК РФ было предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).

В соответствии с п.2 ст.26 ЗК РФ договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п.2 ст.609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В силу п. 1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

В соответствии со ст. 14 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 данного Федерального закона;

3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Как следует из материалов дела 03.10.2013г. между МКУ «Департамент по управлению городским имуществом городского округа Нальчик» и ФИО3 ФИО31 заключен договор аренды земельного участка, земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым , находящийся по адресу КБР, <адрес>, (далее - Участок), используемый под капитальным гаражом, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) Участка, прилагаемой к данному Договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 24,0 кв. м.

На Участке имеются капитальный гараж.

Договор заключен на период с 03.10.2013г. по 03.09.2014г.

В Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике данный договор зарегистрирован не был.

ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Департаментом городского имущества и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик и ФИО3 ФИО32. заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 03.10.2013г. -А3 об изменении годовой арендной платы, что подтверждает факт фактического пользования земельным участком под гаражом.

В соответствии со справкой от 14.11.2019г. МКУ Департамент городского имущества и земельных отношений» договор аренды земельного участка -АЗ от 03.10.2013г. с ФИО3 ФИО33 по состоянию на 15.11.2019г. не расторгнут.

Управлением Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике отказано в регистрации права собственности на гараж, расположенный на земельном участке, арендованном по договору аренды -АЗ от 03.10.2013г., в связи с тем, что этот договор не был зарегистрирован в установленном законом порядке, поэтому административные ответчики пришли к выводу, что он не заключен.

Учитывая, что права административного истца на земельный участок не зарегистрированы в ЕГРП, то ему было отказано в государственной регистрации права собственности на гараж, поскольку им, по их мнению, не были представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором располагается гараж.

Вместе с тем, договор аренды государственного имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).

В соответствии с п.2 ст.621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

Однако, поскольку по истечении срока действия договора аренды земельного участка от 03.10.2013г. -АЗ административный истец продолжал оплату арендных платежей, земельный участок находился в его фактическом пользовании, а арендодатель не возражал против продолжения арендных правоотношений, о чем свидетельствует Справка от 14.11.2019г. МКУ «Департамент городского имущества и земельных отношений», при этом, договор аренды заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды, то есть до 01.03.2015г., то суд приходит к выводу, что в силу п.2 ст.621 ГК РФ договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, а договор аренды, возобновленный на неопределенный срок не подлежит регистрации, поскольку исходя из толкования ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» следует, что государственной регистрации подлежит договор аренды земельного участка, заключенный только на срок не менее одного года.

В свою очередь, договор аренды, возобновленный в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации на неопределенный срок до ДД.ММ.ГГГГг., с учетом положений пункта 2 статьи 4, пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса не прекращают своего действия.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что представленные ФИО3 ФИО34 на регистрацию права собственности на гараж по адресу: <адрес> документы, отражают информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административными ответчиками не доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной им законом компетенции, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Напротив, административный истец доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО3 ФИО35 удовлетворить в полном объеме.

Признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике и государственного регистратора ФИО4 ФИО36 в государственной регистрации права собственности ФИО3 ФИО37 на гараж назначение: нежилое здание, общая площадь 24,0 кв. м., кадастровый , месторасположение: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, незаконным;

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике и государственного регистратора ФИО4 ФИО38 обязанность зарегистрировать право собственности ФИО3 ФИО39 на гараж назначение: нежилое здание, общая площадь 24,0 кв. м., кадастровый , месторасположение: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, территория, прилегающая к Учебно-курсовому комбинату, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , месторасположение: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, территория, прилегающая к Учебно-курсовому комбинату.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики, путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в мотивированном виде.

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГг.

Председательствующий - Р.С.Блиева

Копия верна:

Судья Нальчикского горсуда - Р.С.Блиева

Решение вступило в законную силу «_____» _____________________20…. г.

Судья Нальчикского горсуда - Р.С.Блиева