ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-440/19 от 09.07.2019 Варненского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2А-440/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2019 года село Варна

Варненский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Поздеевой Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Пфейфер М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия «Варненское ЖКО» к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» о признании действий незаконными, отмене предписания,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное Унитарное предприятие «Варненское ЖКО» (далее МУП «ЖКО») обратилось в суд с административным иском к Главному управлению «Государственной жилищной инспекции Челябинской области» (далее Госжилинспекция) о признании незаконным и отмене предписания № от 22 мая 2019 года.

В обоснование заявленных требований с учетом уточнения указали, что МУП «Варненское ЖКО» не является управляющей компанией, оказывает услуги по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов (далее мкд) на основании договоров оказания услуг, не является специализированной организацией по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, не имеет лицензии на право управления мкд.

Учредителями МУП «Варненское ЖКО» является - Администрация Варненского муниципального района, которая осуществляет управление и контроль финансово - хозяйственной деятельности предприятия.

22 мая 2019 года в результате проведенной проверки Госжилинспекция вынесла предписание № о возложении обязанности на МУП «Варненское ЖКО»: 1)заключить договоры на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования жилых домов в селе Варна Челябинской области со специализированной организацией по адресам (37 домов): <адрес> в срок до 01 июля 2019г.

2)обеспечить проведение проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов во всех жилых помещениях с периодичностью, установленной подпунктом «в» пункта 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 №410 по адресам: <адрес> в срок до 01 июля 2019г.

Считают предписание № от 22 мая 2019 года незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, в том числе и в связи с невозможностью исполнения, по следующим основаниям.

Формой управления, указанными в предписании многоквартирными домами, является непосредственное управление собственниками помещений дома (п.1.2 договора на оказание услуг). Все управленческие решения принимаются только собственниками, общими собраниями собственников, как высшим органом управления многоквартирным домом, решения данного органа управления являются императивными для всех. Контрольно - надзорные органы обязаны учитывать решения собственников - органа управления многоквартирными домами при принятии мер принудительного исполнения (распоряжений, предписаний) в адрес обслуживающей организации МУП «Варненское ЖКО».

В перерыве между общими собраниями собственников управление многоквартирными домами осуществляет совет дома. Советы многоквартирных домов являются действующими, работают соответственно полномочий, данных им общими собраниями собственников.

МУП «Варненское ЖКО» приняло на обслуживание и заключило договоры на оказание услуг по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирных домов в селе Варна Челябинской области по адресам (37 домов): <адрес> по тарифу 18,15 рублей с 1кв.м. помещения, которые и явились предметом проверки ГУ «Государственная жилищная инспекция».

Данная калькуляция тарифа утверждена органом управления многоквартирным домом - общими собраниями собственников, и обязательна для исполнения административным истцом.

Условия договоров на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту, калькуляция тарифа соответствуют Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2- 03.2003(утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170), действующими на декабрь 2016 года.

Периодичность и расходы на обследование вентиляционных шахт и каналов, которые являются необособленным имуществом, по распределению затрат по калькуляции тарифа на содержание и текущий ремонт мкд, заложены в «прочих прямых расходах» с периодичностью - 1 раз в год, по Приложению №1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003 (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170), сроки выполнения обследования необособленных шахт и каналов в течении одного календарного года договорами не установлены, поэтому контрольно-надзорные органы не имеют право устанавливать сроки исполнения обследований вентиляционных шахт и каналов для МУП «Варненское ЖКО», такие распоряжения они могут отдавать только органу управления многоквартирным домом, совету дома, который утвержден общими собраниями собственников.

У МУП «Варненское ЖКО» нет управленческих расходов, так как административный истец не является управляющей компанией, за счет которых можно было провести дополнительно второе и третье обследование и/или повторное, данные расходы могут быть возложены на орган управления МУП «Варненским ЖКО», т.е. на учредителя - Администрацию Варненского муниципального района, которого не привлекли ни к одной проверке по целям, указанным в актах проверки ГУ «Государственная жилищная инспекция». Кроме того, собственники на общем собрании не приняли решения о расходах на обособленное(личное) имущество за счет расходов по статье - содержание и текущий ремонт общедомового имущества.

Административный истец оказывает услуги по содержанию и текущему ремонту необособленного т.е. общего имущества собственников (п.1.4 договора с 01 января 2017 года). Обособленное имущество (вентиляционные каналы в квартирах - на кухне, в ванной, санузле) обслуживающая организация МУП «Варненское ЖКО» не имеет права обслуживать как по указанным договорам, так и по Правилам №410, так как не имеет лицензии на право деятельности, не имеет лицензии на управление многоквартирными домами, поэтому и нет прайса на выполнение данных работ, нет начислений с собственников помещений и не было с момента заключения договоров по очистке обособленных вентиляционных каналов (в квартирах).

Условия обследования санузлов договором оказания услуг не установлены, других решений собственников по обслуживанию вентиляционных шахт и каналов у МУП «Варненское ЖКО» нет.

Согласно п.1.2 договора оказания услуг управление мкд, заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями, проведение ТО ВДГО, обеспечение пожарной безопасности, санитарной обработки помещений здания и иные обязательные работы и услуги не передаются Исполнителю, не входят в перечень работ (услуг) по настоящему договору и осуществляются Заказчиком самостоятельно.

Согласно предписанию № от 22 мая 2019 года Госжилинспекция требует от организации, которая не является управляющей компанией, выполнить действия по управлению многоквартирными домами указанными выше, что является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы как МУП «Варненского ЖКО», так и собственников многоквартирных домов.

Кроме того, указали, что мировым судьей судебного участка №1 Варненского района Челябинской области Анчуговой Н.В. рассмотрены требования Госжилинспекции о привлечении МУП «Варненского ЖКО» к ответственности по 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по невыполнению предписания Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» от 22 февраля 2019г. № о возложении обязанности на МУП «Варненское ЖКО» 1)заключить договоры на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования жилых домов в селе Варна Челябинской области со специализированной организацией по адресам (37 домов): <адрес> в срокдо 07 марта 2019г.;

2)обеспечить проведение проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов во всех жилых помещениях с периодичностью, установленной подпунктом «в» пункта 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 №410 в срок до 07 марта 2019г.

13 мая 2019 года мировым судьей судебного участка №1 Варненского района Челябинской области Анчуговой Н.В. вынесено постановление о прекращении производства по делу № об административном правонарушении в отношении МУП «Варненского ЖКО» о привлечении к ответственности по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения, вступившего в законную силу 31 мая 2019 года.

Предписание № от 22 мая 2019 года содержит абсолютно одинаковые требования, которые признаны Постановлением Мирового судьи судебного участка №1 Варненского района Челябинской области Анчуговой Н.В. необоснованными.

20 июня 2019 года Госжилинспекция вынесла Распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки № с 05 июля по 10 июля 2019 года, по которому обязывает МУП «Варненское ЖКО» предоставить документы, подтверждающие выполнение предписания от 22 мая 2019г №

- договор на обслуживание ВДГО с приложениями и перечнем домов,

- акты осмотра вентиляционных каналов и газоходов, согласно установленной периодичности.

Административный истец просит признать действия Госжилинспекции по выдаче предписания незаконными и предписание отменить.

Представитель административного истца ФИО1 в судебное заседание при надлежащем извещении не явилась, представила заявление, просила рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные исковые требования поддержала частично, просила признать действия ГУ Госжилинспекции Челябинской области в части выдачи предписания незаконными и предписание от 22 мая 2019г № . От заявленных административных исковых требований в части отмены предписания № от 29 марта 2019 года отказалась, в связи с тем, что данные требования рассмотрены в рамках иного административного дела.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебное заседание при надлежащем извещении не явилась, просила производство по административному делу прекратить в связи с тем, что оно разрешается в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Представитель заинтересованного лица Администрации Варненского муниципального района при надлежащем извещении в судебное заседание не явился.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).

Судом установлено, что на основании распоряжения от 25 января 2019 года № административным ответчиком проведена внеплановая документарная проверка соблюдения МУП «Варненское ЖКО» требований при содержании внутридомового газового оборудования и домовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах по адресам: <адрес> содержание которых осуществляет административный истец (л.д.36-39 том 2).

22 февраля 2019 году административному истцу ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» выдано предписание № , которым на административного истца возложена обязанность обеспечить проведение проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов во всех жилых помещениях с периодичностью, установленной пп. «в» п. 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового газового оборудования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года № 410, также заключить договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования со специализированной организацией в соответствии с требованиями законодательства по указанным домам.

В связи с неисполнением указанного предписания в установленный срок в отношении административного истца составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Варненского района.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Варненского района от 13 мая 2019 года производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 и ч. 2 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях административного истца состава административного правонарушения.

При рассмотрении дела мировой судья установил, что возложение обязанности по заключению договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования на МУП «Варненское ЖКО» является неправомерным, а предписание в части проведения проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов во всех жилых помещениях административным истцом исполнено.

Постановление по делу об административном правонарушении вступило в законную силу 31 мая 2019 года (л.д.41-48 том 1).

Постановление получено административным органом, осуществляющим государственный надзор, 03 мая 2019 года.

19 июня 2019 года административный ответчик обратился с жалобой на указанное постановление, одновременно просил восстановить срок на подачу жалобы.

Определением Варненского районного суда от 02 июля 2019 года в восстановлении срока на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении отказано (л.д.45 том 2).

В связи с неисполнением ранее выданного предписания административным органом несмотря на наличие судебного решения 29 марта 2019 года административному истцу вынесено новое предписание № с аналогичными предписанию № требованиями и составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в связи с неисполнением предписания ГЖИ № в настоящее время находится на рассмотрении мирового судьи судебного участка № 1 Варненского района (л.д.42-44).

Распоряжением от 29 апреля 2019 года № в период с 20 по 22 мая 2019 года административным ответчиком проведена внеплановая документарная проверка выполнения административным истцом ранее выданного предписания № и выдано оспариваемое административным истцом предписание с аналогичными требованиями о заключении договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО со специализированной организацией в многоквартирных домах по указанным выше адресам и обеспечение проведение проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов во всех жилых помещениях с периодичностью, установленной п.п. «в» п.12 Правил пользования газом в срок до 01 июля 2019 года (л.д.14-15 том 1).

20 июня 2019года административный ответчик вынес распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки с 05 по 10 июля 2019 года, которым обязывает административного истца предоставить договоры на обслуживание ВДГО с приложениями и перечнем домов и акты осмотра вентиляционных каналов и газоходов, согласно установленной периодичности (л.д.132-134 том 2).

На момент рассмотрения настоящего административного спора проверка соблюдения предписания не окончена, вопрос о привлечении МУП «Варненское ЖКО» к административной ответственности за неисполнение оспариваемого предписания не разрешен.

Судом установлено, что между административным истцом и собственниками многоквартирных домов, по которым проводилась проверка административным органом, заключены договоры на вывоз твердых бытовых отходов, оказание услуг по текущему ремонту и содержанию имущества собственника помещения в составе общедомового имущества многоквартирного жилого дома с 01 января 2017 года, собственниками многоквартирных жилых домов выбрано непосредственное управление многоквартирным жилым домом (л.д.137-246 том 1).

В соответствии с п. 1.2 договора на оказание услуг управление многоквартирным домом, заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями, проведение ТО ВДГО, обеспечение пожарной безопасности, санитарной обработки помещений здания и иные обязательные работы и услуги не передаются административному истцу, не входят в перечень работ (услуг) по договору и осуществляются собственниками многоквартирных домов самостоятельно.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (часть 1.3 статьи 161 ЖК РФ).

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.

Согласно п. 131 и 131 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2019) газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам, заключенным в многоквартирном доме: в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме - с товариществом или кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в многоквартирном доме;

Лица, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 131 настоящих Правил, обязаны обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования посредством заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования".

Аналогичны положения содержатся в подпункте «а» пункта 17 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (ред. от 06.10.2017).

В ходе подготовки дела к слушанию административным истцом указано, что в многоквартирных домах, в которых проводилась проверка, общедомовое газовое оборудование отсутствует, газовое отопление отсутствует, имеются только газовые плиты внутри каждой квартиры. В доме <адрес> существует автономное газовое отопление с подводящим газопроводом в каждую квартиру по наружной стене дома.

В ходе судебного заседания 04 июля 2019 года представитель административного истца указывала, что МУП «Варненское ЖКО» не является управляющей компанией, не имеет лицензии на право управления. Обращение в суд с настоящим административным иском последовало в связи с необходимостью прекратить незаконные действия административного ответчика, который, несмотря на наличие вступившего в силу судебного постановления, продолжает выносить предписания об устранении нарушений.

Оценив представленные доказательства в совокупности, учитывая наличие вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Варненское ЖКО», а также отсутствие у административного истца лицензии на управление многоквартирными домами, исполнение предписания в части обследования технического состояния вентиляционных каналов многоквартирных домов, в которых проводилась проверка (л.д.247-250 том 1, л.д.01-33 том 2), действия Главного управления «Государственной жилищной инспекции Челябинской области по выдаче предписания № нельзя признать законными, в связи с чем оно подлежит отмене.

Доводы представителя административного ответчика в части неподведомственности настоящего спора суду общей юрисдикции признаются судом несостоятельными, поскольку проверка Главным управлением «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» проводилась не в связи с деятельностью юридического лица, а с целью исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 января 2019 года № (л.д.36-39 том 2), то есть в рамках данного спора затрагиваются права административного истца, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение такого вида административных споров отнесено Кодексом административного производства Российской Федерации к подведомственности судов общей юрисдикции.

В силу ч. 2 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В соответствии с положениями п. 3 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного производства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае: если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Административный истец отказался от заявленных требований в части отмены предписания от 29 марта 2019 года № в связи с разрешением указанных требований в рамках иного административного дела (л.д.42-44 том 2). Указанный отказ положениям Кодекса административного судопроизводства РФ, иным федеральным законам не противоречит, права других лиц не нарушает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180,194, 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Принять отказ Муниципального унитарного предприятия «Варненское ЖКО» от административного иска к Главному управлению «Государственной жилищной инспекции Челябинской области» в части отмены предписания от 29 марта 2019 года №

Производство по административному делу в данной части прекратить.

Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В остальной части исковые требования Муниципального унитарного предприятия «Варненское ЖКО» удовлетворить.

Признать действия Главного управления «Государственной жилищной инспекции Челябинской области» по выдаче предписания № от 22 мая 2019 года незаконными и предписание отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи жалобы в Варненский районный суд.

Председательствующий: Ю.А. Поздеева