ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4411/20 от 02.11.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-4411/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Ким Ю.В.,

при помощнике Волошенко А.В.,

с участием представителя административных ответчиков Масловой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алиева Абдурахмана Алиевича к Мэру города Хабаровска Кравчуку Сергею Анатольевичу, начальнику управления жилищного фонда и приватизации жилья города Хабаровска Верещагиной Светлане Николаевне, Администрации г. Хабаровска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставления информации, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Алиев А.А. обратился в суд с административным иском к Мэру города Хабаровска Кравчуку Сергею Анатольевичу, начальнику управления жилищного фонда и приватизации жилья города Хабаровска Верещагиной Светлане Николаевне о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставления информации, взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных требований указав, что из сопроводительного письма Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края истцу стало известно, что он является нанимателем <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к Мэру города Хабаровска и начальнику управления жилищного фонда и приватизации жилья г. Хабаровска с заявлением о предоставлении следующей информации: с какого периода времени истец является нанимателем <адрес> у администрации г. Хабаровска; какому типовому договору истец как наниматель относится, по ниже перечисленным типовым договорам: Типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, Типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, Типовой договор найма жилого помещения маневренного фонда, Типовой договор найма служебного жилого помещения, Типовой договор найма жилого помещения в общежитии. В установленный законом срок информация не была предоставлена. Бездействие ответчиков, выразившееся в не предоставлении ответа на запрос является незаконным и нарушает конституционное право истца на свободный поиск и получение информации. Бездействие Мэра города и начальника управления жилищного фонда и приватизации жилья г. Хабаровска, выразившееся в не предоставлении информации, является незаконным и нарушает право истца на свободный доступ к информации. Просит признать незаконным бездействие Мэра города Хабаровска и начальника управления жилищного фонда и приватизации жилья г. Хабаровска, выразившееся в не направлении ответа на запрос и не предоставлении информации: плана работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на 2012 год; обязать Мэра города Хабаровска и начальника управления жилищного фонда и приватизации жилья г. Хабаровска предоставить истцу следующую информацию: 1. С какого периода времени истец является нанимателем <адрес> у администрации г. Хабаровска; 2. Какому типовому договору истец как наниматель относится, по ниже перечисленным типовым договорам; 3. Типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 4. Типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 5. Типовой договор найма жилого помещения маневренного фонда; 6. Типовой договор найма служебного жилого помещения; 7. Типовой договор найма жилого помещения в общежитии. В случае удовлетворения искового заявления возложить на Мэра города Хабаровска и начальника управления жилищного фонда и приватизации жилья г. Хабаровска судебные расходы по делу, взыскав их в пользу истца.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 16.09.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Хабаровска.

В судебное заседание административный истец Алиев А.А. не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административных ответчиков администрации г. Хабаровска, Мэра г. Хабаровска Маслова А.Н., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление. Из возражений на исковое заявление следует, что Алиев А.А. 14.11.2019 обратился на имя Мэра г. Хабаровска и начальника управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска с заявлением о предоставлении информации с какого периода он является нанимателем <адрес>, и на основании какого типового договора занимает данное жилое помещение. По информации, предоставленной отделом по рассмотрению обращений граждан от 08.09.2020, и управлением жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска от 08.09.2020, обращение поступило в администрацию г. Хабаровска 15.11.2019. Таким образом, срок рассмотрения обращения до 15.12.2019. Указывает на пропуск истцом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением. Кроме того, бездействие со стороны административных ответчиков отсутствовало, поскольку на обращение управлением жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска, с соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан, был подготовлен и направлен в адрес истца ответ от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий запрашиваемую информацию в полном объеме. Обращает внимание, что обращение Алиева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ не содержит требований о предоставлении информации о плане работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на 2012 год и о том, с какого периода времени он является нанимателем <адрес> обжалуемое бездействие со стороны административных ответчиков отсутствовало, оснований для удовлетворения требований о восстановлении нарушенного права не имеется. Не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании судебных расходов, так как материалами дела они не доказаны, при этом в иске не указано в чем они выражаются и из чего состоят.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя административных ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2).

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 КАС РФ согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.11.2019 в администрацию г. Хабаровска на имя Мэра города Кравчука С.А. и начальника управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска Верещагиной С.Н. поступило заявление Алиева А.А. от 14.11.2019 с требованием предоставить информацию к какому типовому договору Алиев А.А. как наниматель относится, по ниже перечисленным типовым договорам:

типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

типовой договор найма жилого помещения маневренного фонда;

типовой договор найма служебного жилого помещения;

типовой договор найма жилого помещения в общежитии.

Предоставить типовой договор найма на жилое помещение, утвержденный постановлением Правительства РФ и Хабаровского края, между истцом и собственником.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации, закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 1).

В силу п. 2 ст. 4 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

В целях повышения качества работы с обращениями граждан в администрации города Хабаровска и определения процедуры подачи и рассмотрения обращений, организации личного приема, правила ведения делопроизводства при рассмотрении обращений граждан в администрации города, Постановлением администрации г. Хабаровска от 13 сентября 2017 г. № 3111 утверждено «Положение об организации рассмотрения обращений граждан в Администрации города Хабаровска».

Согласно п. 3.1.1. Положения, обращения, поступающие в администрацию города на имя мэра города Хабаровска, вице-мэра города, заместителей мэра города, и документы, связанные с их рассмотрением, передаются в отдел по рассмотрению обращений граждан.

В силу п. 3.3.1. Положения, зарегистрированные обращения направляются:

- мэру города Хабаровска, вице-мэру города, заместителям мэра города - специалистом отдела по рассмотрению обращений граждан, в зависимости от компетенции по решению поставленных в обращении вопросов;

- заместителям мэра, председателям комитетов, руководителям структурных подразделений - специалистом структурного подразделения.

После рассмотрения обращения мэром города Хабаровска, вице-мэром города, заместителями мэра города, руководителями структурных подразделений обращение направляется исполнителям, указанным в резолюции на карточке учета обращения (п. 3.4.3. Положения).

В силу п. 3.7.2. Положения, ответы в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Хабаровского края об исполнении поручений по рассмотрению обращений подписывают мэр города Хабаровска, вице-мэр города, заместители мэра города.

В случае если поручение было адресовано конкретному должностному лицу администрации города, ответ подписывается этим должностным лицом.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 указанного Закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно штампу входящей корреспонденции, заявление Алиева А.А. поступило в администрацию г. Хабаровска 15.11.2019.

Таким образом, последний день на предоставление ответа приходился на 15.12.2019.

Согласно учетной карточки обращения, обращение Алиева А.А. первым заместителем Мэра города по городскому хозяйству ФИО7 адресовано к исполнению в управление жилищного фонда и приватизации жилья Администрации г. Хабаровска. Срок исполнения установлено до 10.12.2019.

Статья 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ устанавливает права гражданина при рассмотрении обращения, согласно пункта 3 которой гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст. 10 № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

06.12.2019 управлением жилищного фонда и приватизации жилья Администрации г. Хабаровска на обращение Алиева А.А. дан ответ по существу поставленных вопросов.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Каких-либо доказательств, в совокупности опровергающих представленные стороной ответчика доказательства в подтверждение исполнения требований закона о направлении ответа на обращение, истцом не представлено. Несогласие с содержанием ответа не влечет признание незаконными бездействие администрации г. Хабаровска, Мэра города и начальника управления жилищного фонда и приватизации Администрации г. Хабаровска.

Ссылка истца на бездействие административных ответчиков, выразившееся в не предоставлении информации о плане работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на 2012 год является необоснованной, поскольку заявление Алиева А.А. от 14.11.2019 данного требования не содержит.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцу на его обращение был предоставлен ответ в установленные законом сроки, уполномоченным лицом, по существу поставленных вопросов, в связи с чем не усматривает оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Также, суд находит не обоснованными требования истца о взыскании в его пользу судебных расходов, связанных с рассмотрением настоящего административного дела, однако доказательств несения таковых суду представлено не было.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Алиева Абдурахмана Алиевича к Мэру города Хабаровска Кравчуку Сергею Анатольевичу, начальнику управления жилищного фонда и приватизации жилья города Хабаровска Верещагиной Светлане Николаевне, Администрации г. Хабаровска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставления информации, взыскании судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Судья Ю.В. Ким

Мотивированное решение составлено 09.11.2020.