ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4413/2023 от 08.12.2023 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№ 2а-4413/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2023 года г. Астрахань

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Аверьяновой З.Д.,

при секретаре Сайфулиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области Жумалиевой Г.М., УФССП России по Астраханской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области Жумалиевой Г.М., УФССП России по Астраханской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, мотивируя свои требования тем, что решением Советского районного суда г. Астрахани от 15 сентября 2022 года удовлетворено исковое заявление заместителя прокурора Советского района г. Астрахани Авескулова А.А. к Территориальному управлению федеральным имуществом в Астраханской области о признании бездействия незаконным и обязании принятия мер. На Территориальное управление Росимущества по Астраханской области возложена обязанность актуализировать сведения об объектах ЗС ГО путем проведения комиссионной инвентаризации и составления паспортов на защитные сооружения гражданской обороны, и включить в реестр федерального имущества ЗС ГО расположенные по адресам: <адрес>, инвентаризационный <номер>, принято в эксплуатацию в 1989 году, общей площадью 155 кв.м, вместимостью 100 чел. класс убежища А-3; <адрес>, инвентаризационный <номер>, принято в эксплуатацию в 1988 году, общей площадью 136 кв.м, вместимостью 150 чел. класс убежища А-3; <адрес>, инвентаризационный <номер>, принято в эксплуатацию в 1976 году, общей площадью 1020 кв.м, вместимостью 800 чел. класс убежища А-3; <адрес>, инвентаризационный <номер>, принято в эксплуатацию в 1988 году, общей площадью 136 кв.м, вместимостью 150 чел. класс убежища А3. Решение суда вступило в законную силу 11 января 2023 года. 03 августа 2023 года на основании исполнительного листа № ФС 040359813 от 09.06.2023 возбуждено исполнительное производство, постановление о возбуждении поступило в Территориальное управление Росимущества по Астраханской области 03 августа 2023 года. Указанным постановлением был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда до 08 августа 2023года. 11 сентября 2023 года в адрес Территориального управления Росимущества по Астраханской области поступило постановление о взыскании исполнительского сбора от 11.09.2023, за неисполнение требований судебного пристава в добровольном порядке. Сумма сбора составляет 50 000 руб. Территориальным управлением Росимущества по Астраханской области требования исполнительного документа исполнены в полном объеме, за исключением учета в реестре федерального имущества и оформления паспорта убежища на ЗС ГО, расположенное по адресу: <адрес>. С учетом изложенных обстоятельств, просили суд освободить Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 11 сентября 2023 года.

В судебном заседании представитель административного истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области участия не принимал, о дне слушания дела извещался надлежащим образом.

В судебное заседание административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом

В судебное заседание административный ответчик представитель УФССП России по Астраханской области не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.

Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ одной из основных задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 - 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (часть 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

В силу части 1 статьи 105 Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с частью 3 статьи 112 Закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Судом установлено, что на основании исполнительного листа серии № ФС № 040359813 от 09.06.2023, выданного Советским районным судом г. Астрахани по делу № 2а-3442/2022, вступившему в законную силу 11.01.2023, судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области Жумалиевой Г.М. 03 августа 2023 года возбуждено исполнительное производство <номер>-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

В рамках данного исполнительного производства в связи с неисполнением в установленный срок решения суда с Территориального управления Росимущества по Астраханской области на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 11.09.2023 взыскан исполнительный сбор в размере 50 000 рублей.

Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило то обстоятельство, что исполнительный документ должником - Территориального управления Росимущества по Астраханской области в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.

Установлено, что Письмом от 10.08.2023 № 30-ШД/3345 Территориальное управление сообщило ведущему судебному приставу-исполнителю Жумалиевой Г.М. о том, что защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресам: <адрес>, инвентаризационный <номер>, принято в эксплуатацию в 1988 году, общей площадью 136 кв.м, вместимостью 150 чел., класс убежища А-3; <адрес>, инвентаризационный <номер>, принято в эксплуатацию в 1976 году, общей площадью 1020 кв.м, вместимостью 800 чел., класс убежища А-3, учтены в реестре федерального имущества 04.08.2023.

Убежище, расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационный <номер>, принято в эксплуатацию в 1988 году, общей площадью 136 кв.м, вместимостью 150 чел., класс убежища А-3, учтено в реестре федерального имущества 07.08.2023.

На защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресам: <адрес>, инвентаризационный <номер>, принято в эксплуатацию в 1988 году, общей площадью 136 кв.м, вместимостью 150 чел., класс убежища А-3, <адрес>, инвентаризационный <номер>, принято в эксплуатацию в 1976 году, общей площадью 1020 кв.м, вместимостью 800 чел., класс убежища А-3, оформлены паспорта убежищ.

Из административного иска следует, что Территориальным управлением Росимущества по Астраханской области требования исполнительного документа исполнены в полном объеме, за исключением учета в реестре федерального имущества и оформления паспорта убежища на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>

Распоряжением от 02.03.2023 № 30-33-р данное защитное сооружение передано в собственность МО «Городской округ Город Астрахань», в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 11 октября 2022 г. № Пр-1918 о реализации мероприятий по подготовке к защите и по защите населения на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Учет указанного сооружения гражданской обороны в реестре федерального имущества и оформление на него паспорта убежища невозможно.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Как следует из материалов дела, Территориальным управлением Росимущества по Астраханской области в адрес судебного пристава-исполнителя не представлено доказательств того, что исполнение решения суда в установленные судебным приставом-исполнителем сроки было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

На основании части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, учитывая степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления об освобождении от исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области Жумалиевой Г.М., УФССП России по Астраханской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца, через районный суд, принявший решение.

Мотивированный текст решения изготовлен 18 декабря 2023 года.

Судья З.Д. Аверьянова