ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4417/2018 от 26.04.2018 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-4417/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 26 апреля 2018 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., единолично, при секретаре Сивцевой А.П.,

с участием административного истца Парфеновой С.И., представителя административных истцов Холмогорова С.А.

представителя административного ответчика, заинтересованного лица МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» Федорова Е.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Парфеновой Н.В., Парфеновой С.И. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным бездействия,

у с т а н о в и л :

Парфеновы обратились в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование административного иска указано, что административные истцы являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ________ 2016г. Парфенова Н.В. обратилась с заявлением в Управление государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) о проведении обследования квартиры на предмет невозможности проживания и признания дома аварийным. ____.2016 Управление государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) направило в адрес ОА г. Якутска заключение о техническом состоянии многоквартирного жилого дома. Между тем, МКУ «Департамент жилищных отношений» направило письмо в адрес Парфеновой о том, что жилой дом будет включен в план работы межведомственной комиссии после предоставления следующих документов: заявлений собственников квартир, копий правоустанавливающих документов на жилые помещения собственников, заключения специализированной организации. Административные истцы считают незаконным бездействие ОА г. Якутска, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение оценки соответствия состояния квартиры и жилого дома, требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47. Просили признать незаконным бездействие ОА г. Якутска, возложить на ОА г. Якутска обязанность по проведению оценки соответствия помещения по адресу: ____ и многоквартирного жилого дома требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

В суд административный истец Парфенова Н.В., представитель заинтересованного лица Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявлений и ходатайств не поступило. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании административный истец и его представитель уточнили требования, просили признать незаконным бездействие ОА г. Якутска, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение оценки состояния квартиры требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, возложить на ОА г. Якутска обязанность по проведению оценки соответствия помещения по адресу: ____ требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

В судебном заседании представитель административного ответчика, заинтересованного лица МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» иск не признал, просил в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как видно из материалов дела, административные истцы являются собственниками жилого помещения, расположенного адресу: ____ что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права.

Из обстоятельств дела усматривается, что Парфенова Н.В. обратилась с заявлением в Управление государственного строительного жилищного надзора РС (Я) об обследовании дома и признании его аварийным по причине возможности проживания.

____ 2016г. Управлением государственного строительного жилищного надзора РС (Я) составлен акт визуального осмотра многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ____ Комиссия пришла к выводу о том, что существующее состояние основных несущих конструкций (фундамент, несущие стены) жилого дома находится в ограниченно работоспособном состоянии, представляющее существенную угрозу жизни и здоровью граждан.

На основании указанного акта Управлением государственного строительного жилищного надзора РС (Я) составлено заключение о техническом состоянии жилого помещения (многоквартирного дома), в котором указано, что установлено наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан в многоквартирном доме по адресу: ____

____ 2016г. Управление государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) направило в адрес Главы ГО «город Якутск» указанные акт осмотра и заключение для принятия решения.

Получив указанное письмо Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я), МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» ____ 2016 г. направило в адрес Парфеновой Н.В. письмо о том, что жилой дом будет включен в план работы Межведомственной комиссии после предоставления полного пакета документов: заявлений собственников о признании многоквартирного дома аварийным, копий правоустанавливающих документов на жилые помещения собственников; заключения специализированной организации (результаты инструментального контроля, результаты лабораторных испытаний, результаты исследований).

____ 2017г. Т. другие жильцы дома, в том числе Парфенова Н.В., обратились с заявлением к Главе городского округа «город Якутск» о признании дома аварийным, в связи с тяжелым материальным положением не могут предоставить заключение эксперта.

Из анализа положений пунктов 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 8, 9 части 1 статьи 14, части 4 статьи 15, Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.2, Положения об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2012 г. N 1599, пунктов 1, 2, 7, 42, 44 - 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, следует, что Управление государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) обладает полномочиями по обследованию и экспертизе жилых помещений, а также по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением и при выявлении нарушений может обратиться в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о рассмотрении его заключения о признании дома аварийным и непригодным для проживания.

В свою очередь, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Окружная администрация г. Якутска является одним из органов местного самоуправления муниципального образования "город Якутск" и обладает правами юридического лица.

При наличии заключения Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я), свидетельствующего о существующей опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях дома, состояние несущих конструкций, фундамента которого не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию дома, Окружная администрация г. Якутска обязана была рассмотреть его заключение.

Таким образом, ОА г. Якутска фактически уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа и вынесла формальное решение об истребовании документов у собственника жилого помещения.

Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей. Кроме того, в Окружную администрацию г. Якутска обращались не только собственники помещений в доме, а также орган государственного жилищного надзора, поэтому МКУ «Департамент жилищных отношений» не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения Управления государственного строительного жилищного надзора РС (Я) с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.

Доводы представителя административного ответчика о том, что заявление о признании дома аварийным должно быть подано всеми собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома, основаны на неправильном толковании норм права. Так, из толкования положения п. 42 указанного Положения следует, что комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, в том числе на основании заявления собственника жилого помещения.

Таким образом, межведомственная комиссия ОА г. Якутска обязана рассмотреть заключение Управления Государственного строительного жилищного надзора РС (Я), провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома.

Кроме того, ответ на заявление граждан о признании дома аварийным подготовлен неуполномоченным лицом- МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск». В силу указанного Положения заявление граждан о признании дома аварийным подлежит рассмотрению Межведомственной комиссией ОА г. Якутска.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц именно администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования дома.

Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает бездействие органа местного самоуправления незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы административных истцов.

Нарушенные права и законные интересы административных истцов подлежат восстановлению путем повторного рассмотрения заявлений граждан, Управления государственного строительного жилищного надзора РС (Я) в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и с учетом изложенных выше выводов суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177КАС РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие Окружной администрации г. Якутска по рассмотрению заявлений о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ____ аварийным и непригодным для проживания.

Обязать Окружную администрацию г. Якутска рассмотреть заявления о признании жилого дома, расположенного по адресу: ____, аварийным и непригодным для проживания в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме.

Судья: В.Г. Смирникова