УИД: 72RS0011-01-2021-000585-18
№ 2а-441/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ишим 09 сентября 2021 года
Ишимский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Калинина А.А.,
при секретаре Жуковой Ю.А.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-441/2021 по административному иску ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Ишимского МОСП УФССП России по Тюменской области ФИО2, Управлению ФССП России по Тюменской области о признании незаконным, отмене постановления, восстановлении нарушенных прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Ишимского МОСП УФССП России по Тюменской области ФИО2 о признании незаконным, отмене постановления, восстановлении нарушенных прав, с учетом уточненных исковых требований, просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Ишимского МОСП УФССП России по Тюменской области ФИО2 от 31 мая 2021 года о взыскании с ФИО1 исполнительского сбора в размере 1000 рублей в рамках исполнительного производства № 70430/21/72009-ИП от 11 мая 2021 года, восстановить нарушенные права ФИО1 путем возврата денежных средств, взысканных с нее на основании постановления о взыскании исполнительского сбора от 31 мая 2021 года.
Заявленные требования ФИО1 мотивирует тем, что 21 мая 2021 года по почте ею было получено постановление о возбуждении исполнительного производства от 11 мая 2021 года № 70430/21/72009-ИП, вынесенное судебным приставом-исполнителем Ишимского МОСП УФССП России по Тюменской области ФИО2 на основании судебного приказа № 2-1923/2020/2м, выданного мировым судьей судебного участка № 2 Ишимского судебного района Ишимского района Тюменской области. В соответствии с данным постановлением, ФИО1 предлагалось в течение пяти дней с момента получения постановления добровольно исполнить требования, а именно уплатить взыскателю ООО «Тюменской экологическое объединение» сумму задолженности в размере 1797,55 рублей, в противном случае с ФИО1 будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы. С целью исполнения требований данного постановления, ФИО1 24 мая 2021 года в безналичном порядке, с принадлежащей ей банковской карты оплатила на счет взыскателя денежные средства, таким образом, в установленный пятидневный срок добровольно исполнила требования исполнительного документа, о чем уведомила судебного пристава-исполнителя ФИО2 Несмотря на добровольное исполнение требований, судебным приставом-исполнителем ФИО2 31 мая 2021 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 рублей. Поскольку ФИО1 в добровольном порядке исполнила требования судебного пристава-исполнителя, содержащиеся в постановлении от 11 мая 2021 года, взыскание с нее исполнительского сбора считает незаконным.
При подготовке административного дела к судебному заседанию судом в качестве административного соответчика привлечено Управление ФССП России по Тюменской области.
В судебном заседании административный истец ФИО1 настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Ишимского МОСП УФССП России по Тюменской области ФИО2, представитель административного ответчика Управления ФССП России по Тюменской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, судебный пристав-исполнитель ФИО2 просила рассмотреть дело без её участия (л.д. 80-81, 90).
В соответствии со статьями 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
При таких обстоятельствах суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) незаконными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Из материалов возбужденного 11.05.2021 года судебным приставом-исполнителем Ишимского МОСП УФССП России по Тюменской области ФИО2 исполнительного производства № 70430/21/72009-ИП следует, что 12 октября 2020 года мировым судьей судебного участка № 2 Ишимского судебного района Ишимского района Тюменской области вынесен судебный приказ № 2-1923/2020/2м о взыскании с должника ФИО1 в пользу взыскателя ООО «Тюменское экологическое объединение» задолженности за обращение с тко по лицевому счету <***> за период с 01.01.2019 года по 30.06.2020 года в размере 3701 рубль 25 копеек, пени за период с 11.02.2019 года по 05.04.2020 года в размере 219 рублей 21 копейка, расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей 00 копеек (л.д. 7-8, 23-46).
На основании указанного судебного приказа, взыскатель ООО «Тюменское экологическое объединение» в мае 2021 года обратилось в Ишимский МОСП УФССП России по Тюменской области с заявлением о принудительном взыскании с должника ФИО1 указанной суммы задолженности, в заявлении отражены реквизиты для перечисления денежных средств должником: получатель – ООО «Тюменское экологическое объединение», ИНН <***>, КПП 720301001, р/сч <***>.
На основании указанного судебного приказа, судебным приставом-исполнителем Ишимского МОСП УФССП России по Тюменской области ФИО2 11 мая 2021 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 70430/21/72009-ИП, пунктом 2 которого должнику ФИО1 установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. В пункте 4 постановления даны предупреждения должнику о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина (л.д.25).
Из материалов дела следует и не оспаривается административным истцом, что должником ФИО1 постановление о возбуждении исполнительного производства получено 21 мая 2021 года (л.д.28).
В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" в соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных, в том числе частью 14 статьи 30, частью 5 статьи 103 названного Закона.
При таких обстоятельствах, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа для должника ФИО1 начинал течь 24 мая 2021 года и заканчивался 28 мая 2021 года.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов исполнительного производства № 70430/21/72009-ИП следует, что судебным приставом-исполнителем Ишимского МОСП ФИО2 31 мая 2021 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера. При принятии решения по указанному постановлению судебным приставом установлено, что по состоянию на 31 мая 2021 года задолженность по исполнительному производству в размере 1797,55 рублей должником ФИО1 не погашена в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д. 10, 31).
Между тем, оспаривая вышеуказанное постановление, ФИО1 пояснила, что в добровольном порядке в течение установленного срока оплатила задолженность по судебному приказу № 2-1923/2020/2м, в качестве подтверждения такой оплаты предоставила чек-ордер от 24 мая 2021 года (л.д. 9).
Между тем, суд не может принять указанный чек-ордер, как доказательство своевременной оплаты долга в срок, установленный судебным приставом, для добровольного исполнения обязательств, по следующим основаниям.
Как было указано выше, взыскателем по судебному приказу № 2-1923/2020/2м является ООО «Тюменское экологическое объединение», с должника ФИО1 взыскивается задолженность за обращение твердыми коммунальными отходами по лицевому счету № <***>.
Между тем, из содержания чека-ордера от 24 мая 2021 года следует, что денежная сумма в размере 4946 рублей 47 копеек оплачена плательщиком ФИО1 в адрес получателя платежа АО «Газпром энергосбыт Тюмень» по лицевому счету № <***>.
Реквизиты для перечисления суммы задолженности в исследуемом чеке-ордере иные, нежели у взыскателя по судебном приказу.
Из сообщения энергосбытовой компании «Восток», являющейся агентом ООО «Тюменское экологическое объединение», с приложениями следует, что в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, открыт лицевой счет № <***> на имя ФИО1 для начисления размера платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО. На вышеуказанный лицевой счет поступили денежные средства в размере 259, 21 рублей от 02.12.2020 года, 28,16 рублей от 27.04.2021 года, 10,00 рублей от 04.06.2021 года, взысканные по судебному приказу № 2-1923/2020/2м от 10.10.2020 года (л.д. 86-89).
Таким образом, представленными ФИО1 документами не подтвержден факт перечисления денежных средств взыскателю по судебному приказу № 2-1923/2020/2м от 12 октября 2020 года ООО «Тюменское экологическое объединение» по обязательствам должника, указанным в судебном приказе (обращение с ТКО), об этом же не свидетельствует справка об отсутствии задолженности должника перед взыскателем от 03.06.2021 года, представленная административным истцом (л.д. 11).
При изложенных обстоятельствах, требования ФИО1 о признании незаконным, отмене постановления, восстановлении нарушенных прав удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемое постановление вынесено на законных основаниях, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Ишимского МОСП УФССП России по Тюменской области ФИО2, Управлению ФССП России по Тюменской области о признании незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Ишимского МОСП УФССП России по Тюменской области ФИО2 от 31 мая 2021 года о взыскании с ФИО1 исполнительского сбора в размере 1000 рублей в рамках исполнительного производства № 70430/21/72009-ИП от 11 мая 2021 года, восстановить нарушенные права ФИО1 путем возврата денежных средств, взысканных с нее на основании постановления о взыскании исполнительского сбора от 31 мая 2021 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Ишимскиий районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено 17 сентября 2021 года.
Председательствующий А.А.Калинин