ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-441/2022 от 12.04.2022 Северского городского суда (Томская область)

Дело № 2а-441/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2022 года Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Ребус А.В.

при секретаре Грязновой Л.А.,

помощник судьи Бориной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Председателю Счетной палаты ЗАТО Северск ФИО2, Счетной палате ЗАТО Северск о признании бездействия незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Председателю Счетной палаты ЗАТО Северск ФИО2, Счетной палате ЗАТО Северск, в котором просит признать незаконными бездействие председателя Счетной палаты ЗАТО Северск по принятию Думой ЗАТО Северск решения «Об утверждении объема расходов на содержание Счетной палаты ЗАТО Северск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

В обоснование требований административный истец указал, что несмотря на требования, предусмотренные п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 20 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск, п. 26 ч. 1 ст.28 Устава ЗАТО Северск, п. 7 ст. 4 Положения о бюджетном процессе ЗАТО Северск председатель Счетной палаты ФИО2 в 2021 году не принял мер в рамках установленных полномочий для принятия думой ЗАТО Северск решения об утверждении объема расходов на содержание Счетной палаты, не подготовил проект муниципального правового акта – решение Думы ЗАТО Северск «Об утверждении объема расходов на содержание Счетной палаты ЗАТО Северск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», и не передал его для рассмотрения Думы ЗАТО Северск и принятия по нему решения (п. 6 ст. 20 Устава ЗАТО Северск). По мнению административного истца, созданы препятствия к осуществлению его депутатских полномочий по участию в установлении расходных обязательства бюджета ЗАТО, чем нарушено его право принимать участие в принятии решений Думой ЗАТО Северск, установленных п.26 ч.1 ст.28 Устава ЗАТО Северск и п.2 ст.20 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск. Оспариваемое бездействие противоречит: ч.1 ст.86 Бюджетного Кодекса РФ (далее БК РФ); п.26 ч.1 ст.28 Устава ЗАТО; п.7 ст.4 Положения о бюджетном процессе ЗАТО Северск; п.2 ст. 8, п.2 ст.20 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск.

Административный истец ФИО1 в судебном заседание не явился, должным образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. В письменных объяснениях указал, что на заявленных требованиях настаивает в полном объеме. В административном исковом заявлении предметом иска является не утверждение бюджетной сметы органа муниципального финансового контроля, а утверждение объема расходов на содержание Счетной палаты на основании п. 2 ст. 20 Положения о Счетной палате, который утверждается Думой ЗАТО Северск в рамках своих полномочий на основании п. 26 ч. 1 ст. 28 Устава ЗАТО Северск и п. 7 ст. 4 Положения о бюджетном процессе ЗАТО Северск. Просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Административный ответчик – председатель Счетной палаты ЗАТО Северск ФИО2 в судебное заседание не явился, извещенный должным образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель административного ответчика Счетной палаты ЗАТО Северск – ФИО3, действующая на основании доверенности от 25.08.2021, в судебное заседание не явилась, должным образом извещена о времени и месте рассмотрения дела. В возражениях, относительно заявленных требований, указала, что данное административное исковое заявление является необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку права ФИО1 нарушены не были. Указала, что в соответствии с требованиями действующего законодательства расходы на содержание Счетной палаты ЗАТО Северск на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждены Решением Думы ЗАТО Северск от 09.12.2021 № 20/1 «О бюджете ЗАТО Северск на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» отдельными строками. Счетная палата ЗАТО Северск в соответствии с Положением о Счетной палате ЗАТО Северск, утвержденным Решением Думы ЗАТО Северск от 27.02.2014 № 50/15 является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля. Порядок финансирования деятельности контрольно-счетного органа соотносится с его правовым статусом. В декабре 2021 письмом Финансового управления Администрации ЗАТО Северск до Счетной палаты ЗАТО Северск доведены лимиты бюджетных обязательств на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. В декабре 2021 бюджетная смета Счетной палаты ЗАТО Северск в установленном порядке утверждена председателем Счетной палаты ЗАТО Северск. Таким образом, финансирование контрольно-счетного органа муниципального образования осуществляется на основании бюджетной сметы, заложенной в расходную часть соответствующего бюджета, содержащей расходы казенного учреждения согласно бюджетной классификации. Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 БК РФ). Расходы на обеспечение деятельности Счетной палаты ЗАТО Северск предусматриваются в бюджете отдельной строкой (данная норма закреплена в ч.3 ст.20 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск). Согласно Приказу Минфина России от 14.02.2018 № 26н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» смета учреждения составляется учреждением путем формирования показателей сметы. Объем расходов на содержание Счетной палаты ЗАТО Северск утвержден Думой ЗАТО Северск при утверждении бюджета ЗАТО Северск. Все необходимые и достаточные для определения и подтверждения потребности в финансовом обеспечении деятельности Счетной палаты ЗАТО Северск документы, представлены Счетной палатой ЗАТО Северск в соответствии с установленными требованиями. В дополнениях к возражениям указала, что во исполнение требований БК РФ, Положения о бюджетном процессе в ЗАТО Северск приказом начальника Финансового управления Администрации ЗАТО Северск от 15.04.2016 № 40 утвержден Порядок планирования бюджетных ассигнований бюджета ЗАТО Северск на очередной год и плановый период, определяющий механизм и процедуру формирования объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, в том числе особенности определения бюджетных ассигнований для казенных учреждений, к которым относится Счетная палата ЗАТО Северск. Определение объема расходов на содержание казенного учреждения - Счётной палаты ЗАТО Северск - определены и детально регламентированы Бюджетным кодексом РФ, муниципальными правовыми актами ЗАТО Северск. Вместе с тем обязанность председателя Счетной палаты ЗАТО Северск обеспечить разработку подобного проекта (дублирующего положения решения Думы ЗАТО Северск о бюджете ЗАТО Северск, в котором объем расходов на содержание Счетной палаты определен отдельной строкой) и представление его на рассмотрение Думы ЗАТО Северск не содержится ни в нормативных правовых актах федерального и областного уровня, ни в муниципальных правовых актах ЗАТО Северск.

Представитель заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований Финансового управления Администрации ЗАТО Северск - ФИО4, действующая на основании доверенности от 04.02.2021 № 03/19, в судебное заседание не явилась, должным образом извещена о времени и месте судебного заседания, представила заявление в котором указала, что Финансовое управление Администрации ЗАТО Северск не может иметь самостоятельного процессуального либо материально-правового интереса, помимо интересов Администрации ЗАТО Северск как органа местного самоуправления ЗАТО Северск. Просила суд привлечь к участию в деле в качестве надлежащего заинтересованного лица Администрацию ЗАТО Северск.

Представитель заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований Администрации ЗАТО Северск ФИО5, действующая на основании доверенности от 14.12.2021 № 85, в судебное заседание не явилась, должным образом извещена о времени и месте судебного заседания, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации ЗАТО Северск. В письменных возражениях указала, что из анализа норм права – Конституции РФ, ст. 1 КАС РФ, п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», ст.ст. 2, 34 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 25 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области следует, что депутат представительного органа наряду с контрольно-счетным органом обладает правом вносить проекты муниципальных правовых актов, то есть административный истец, являясь депутатом Думы ЗАТО Северск, и административный ответчик наделены равными правами в части правотворческой инициативы. При таких обстоятельствах, с учетом позиции Верховного суда РФ, отраженной в постановлении Пленума № 36, следует, что спор не вытекает из правоотношений, где один из участников реализует административные, и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов подзаконных актов по отношению к другому участнику, то есть спорные правоотношения не носят характер «власти-подчинения» в смысле КАС РФ, которые подлежат рассмотрению судами по правила административного судопроизводства. Дело по указанному административному иску подлежит прекращению.

В соответствии с 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Счетная палата ЗАТО Северск в соответствии с Положением о Счетной палате ЗАТО Северск, утвержденным Решением Думы ЗАТО Северск от 27.02.2014 № 50/15, является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.

Согласно статье 20 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования осуществляется за счет средств местного бюджета соответственно в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на него полномочий.

В соответствии со статьей 1 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск от 27.02.2014 № 50/15, Счетная палата ЗАТО Северск постоянно действующий орган внешнего муниципального контроля, образуемый Думой ЗАТО Северск, является контрольно-счетным органом городского округа ЗАТО Северск, органом местного самоуправления, обладает организационной и функциональной независимостью, является юридическим лицом - казенным учреждением.

Статьей 20 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск определено, что финансовое обеспечение деятельности Счетной палаты осуществляется исключительно за счет средств, предусмотренных в бюджете ЗАТО Северск на содержание органов местного самоуправления ЗАТО Северск, при этом объем расходов на содержание Счетной палаты утверждается Думой ЗАТО Северск, средства на содержание Счетной палаты определяются в бюджете ЗАТО Северск отдельной строкой и не подлежат уменьшению в течение финансового года, смета расходов на содержание Счетной палаты утверждается председателем Счетной палаты в пределах утвержденного объема расходов.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Правовое положение казенного учреждения, закрепленное в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, согласно п. 11 названной статьи распространяется на органы местного самоуправления (муниципальные органы).

Пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетной сметой признается документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

В соответствии со статьей 221 Бюджетного кодекса РФ бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа или иным лицом, уполномоченным действовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке от имени этого органа.

В судебном заседании установлено, что в декабре 2021 года письмом Финансового управления Администрации ЗАТО Северск до Счетной палаты ЗАТО Северск доведены лимиты бюджетных обязательств на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. В декабре 2021 года бюджетная смета Счетной палаты ЗАТО Северск в установленном порядке утверждена председателем Счетной палаты ЗАТО Северск.

Учитывая вышеизложенное доводы, содержащиеся в административном исковом заявлении о том, что председатель Счетной палаты ФИО2 в 2021 году не принял мер в рамках установленных полномочий для принятия Думой ЗАТО Северск решения об утверждении объема расходов на содержание Счетной палаты, не подготовил проект муниципального правового акта – решения Думы ЗАТО Северск «Об утверждении объема расходов на содержание Счетной палаты ЗАТО Северск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», и не передал его для рассмотрения Думой ЗАТО Северск и принятия по нему решения являются не состоятельными, поскольку прямо противоречат положениям законодательства, предусматривающего иной порядок финансирования.

Так, финансирование контрольно-счетного органа муниципального образования осуществляется на основании бюджетной сметы, заложенной в расходную часть соответствующего бюджета, содержащей расходы казенного учреждения согласно бюджетной классификации. Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Расходы на обеспечение деятельности Счетной палаты ЗАТО Северск предусматриваются в бюджете отдельной строкой (данная норма закреплена в ч.3 ст.20 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск)

Согласно Приказу Минфина России от 14.02.2018 № 26н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» смета учреждения составляется учреждением путем формирования показателей сметы.

Порядок составления проекта бюджета ЗАТО Северск определен статьей 14 Положения о бюджетном процессе в ЗАТО Северск, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск от 29.09.2011 № 17/4 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в ЗАТО Северск».

Согласно части 2 данной статьи непосредственное составление проекта бюджета ЗАТО Северск осуществляется Финансовым управлением Администрации ЗАТО Северск, которое в целях составления проекта бюджета ЗАТО Северск запрашивает необходимые сведения, материалы и информацию от органов местного самоуправления, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета ЗАТО Северск и главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, а также направляет главным администраторам (администраторам) доходов бюджета ЗАТО Северск и главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств методические материалы по формированию доходов и расходов.

Главные распорядители (распорядители) средств бюджета ЗАТО Северск не позднее двух недель с даты получения от Финансового управления Администрации ЗАТО Северск методических материалов, если иной срок не установлен в правовом акте, указанном в пункте 1 статьи 14 Положения о бюджетном процессе в ЗАТО Северск, представляют в Финансовое управление Администрации ЗАТО Северск предложения по приобретению и модернизации оборудования и предметов длительного пользования ЗАТО Северск на очередной финансовый год и плановый период и по иным расходам, относящимся к непрограммным мероприятиям.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, решениями Думы ЗАТО Северск о бюджете ЗАТО Северск Счетная палата ЗАТО Северск является главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета ЗАТО Северск.

26.07.2021 в соответствии со статьями 169, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Положения о бюджетном процессе в ЗАТО Северск, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск от 29.09.2011 № 17/4, было принято постановление Администрации ЗАТО Северск № 1668 «Об утверждении порядка составления проекта бюджета ЗАТО Северск», которым установлены требования по предоставлению главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета ЗАТО Северск в Финансовое управление Администрации ЗАТО Северск необходимых документов, обоснований, пояснительных записок, сведений и расчетов, предусматривающих возникновение расходных обязательств. Также вышеназванным муниципальным правовым актом определено, что на любом из этапов составления проекта бюджета ЗАТО Северск главные администраторы доходов бюджета ЗАТО Северск и ГРБС обязаны обеспечить предоставление в Финансовое управление Администрации ЗАТО Северск дополнительной информации по форме и в сроки, установленные соответствующими запросами.

Все необходимые и достаточные для определения и подтверждения потребности в финансовом обеспечении деятельности Счетной палаты ЗАТО Северск документы, представлены Счетной палатой ЗАТО Северск в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск средства (в обоснованном и подтвержденном объеме) на содержание Счетной палаты определены в Решении Думы ЗАТО Северск от 09.12.2021 № 20/1 «О бюджете ЗАТО Северск на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» отдельной строкой (в Приложениях 4,4.1, 8 к данному Решению).

В соответствии со статьей 11 Бюджетного кодекса РФ местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Согласно части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.

Статьей 21 Положения о бюджетном процессе в ЗАТО Северск также определено, что рассмотрение и принятие проекта бюджета ЗАТО Северск осуществляется Думой ЗАТО Северск. Пунктом 2 статьи 27 Устава городского округа закрытого административно- территориального образования Северск Томской области утверждение бюджета ЗАТО Северск отнесено к исключительной компетенции Думы ЗАТО Северск.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск объем расходов на содержание Счетной палатой ЗАТО Северск утвержден Думой ЗАТО Северск при утверждении бюджета ЗАТО Северск. Действующее законодательство Российской Федерации, Томской области, муниципальные правовые акты ЗАТО Северск не содержат норм об обязательности оформления отдельного проекта решения Думы ЗАТО Северск об утверждении объема расходов на содержание органа местного самоуправления - Счетной палаты ЗАТО Северск.

Расходы на содержание Счетной палаты ЗАТО Северск на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждены Решением Думы ЗАТО Северск от 09.12.2021 № 20/1 «О бюджете ЗАТО Северск на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» отдельными строками в порядке установленном действующим законодательством.

В соответствии с п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность представить доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. Поскольку действующим законодательством не предусмотрено принятие отдельного решения об утверждении расходов на содержание Счетной палаты ЗАТО Северск, в полномочия председателя Счетной палаты ЗАТО Северск ФИО2 такие обязанности не входят, доводы административного истца основаны на неверном толковании норм права, обстоятельства, свидетельствующие о нарушении каких-либо прав истца не установлены, доказательства нарушений прав истца не представлены.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований административного истца ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Председателю Счетной палаты ЗАТО Северск ФИО2, Счетной палате ЗАТО Северск о признании бездействия незаконными оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области.

Председательствующий А.В. Ребус

УИД: 70RS0009-01-2022-000085-41