ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4424/2022 от 05.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело № 2а-4424/2022

УИД 05RS0031-01-2022-012084-05

Решение

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 05 сентября 2022 г.

Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Магомедрасулова Б.М.,

при секретаре Сотеевой Б.У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Исакова ФИО7 к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы» о признании незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги и обязании предоставит его,

установил:

Исаков Х-К.К. обратился в суд с указанным административным иском, указав в обоснование, что 30.05.2022г. он в соответствии со ст. 51 градостроительного кодекса РФ обратился в Управление Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «города Махачкала» с заявлением о выдаче разрешения на строительство 8-ми этажного многоквартирного жилого комплекса на земельном участке площадью 11046 кв.м., с кадастровым номером из земель населённых пунктов с разрешенным использованием под многоэтажную жилую застройку (высотная застройка), расположенном по адресу: собственником которого является он сам - запись в ЕГРН от 04.04.2022г.

К заявлению были приложены документы, предусмотренные законом: заявление застройщика о выдаче разрешения; свидетельство о праве на земельный участок; градостроительный план участка; проектная документация состав которого определен в п.п.3 п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, положительное заключение; копия паспорта; технический отчет; топографический план; архитектурное решение, результаты инженерных изысканий (ИГДИ, ИГИ), ГПЗУ № РФ05-308:000-2193 от 27.04.2018г., решение Ленинского районного суда г. Махачкала, постановление Администрации о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории за № 1193 от 29.08.2018г.

Управлением Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» зарегистрировано данное обращение с за номером 51.01-МУ-2881-И/22 от 30.05.2022г. Ответчиком принято Решение N 5107/5138/22от 03.06.2022г. об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований: по результату рассмотрения обращения о выдаче разрешения на строительство 8-ти этажного жилого дома на земельном участке площадью 11046 кв.м., с кадастровым номером , расположенном по адресу РД, г. Махачкала ул. Насрутдинова участок 158, земельный участок планируемый к строительству многоквартирного жилого дома, приходит к выводу, о том что представленный градостроительный план земельного участка не соответствует требованиям ч.7 ст. 51 ГрК РФ, так как на земельном участке расположен незавершенный объект капитального строительства – одноэтажный каркас размерами 50х16 кв.м., который не отображён в разделе 6 проекта организации строительства и что земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории – в седьмой подзоне Приаэродромной территории аэродрома Махачкала(Уайташ) установленной согласно Приказу Федерального агентства воздушного транспорта(Росавиация) 415-п от 23.апреля 2020г., а также согласно выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано ограничение права и обременение объекта недвижимости – арест, дата гос. Регистрации 17.12.2021г., основание определение Ленинского районного суда г. Махачкала РД, №2-2935/2021 выданное от 19.09.2020г.

В соответствии с п.п.2 пункта 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, и п.1 ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В соответствии с Законом Республики Дагестан от 25 сентября 2020 г. N 47 "О внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О градостроительной деятельности в Республике Дагестан". Статья 17. Содержание республиканских нормативов градостроительного проектирования"; ч. 2. Республиканские нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, иными объектами республиканского значения населения Республики Дагестан и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения Республики Дагестан."; "Статья 17.1. Систематизация нормативов градостроительного проектирования по видам объектов республиканского значения и объектов местного значения осуществляется республиканским органом исполнительной власти в области градостроительной деятельности путем ведения реестра нормативов градостроительного проектирования, действующих на территории Республики Дагестан. Реестр нормативов градостроительного проектирования ведется по видам объектов республиканского значения и объектов местного значения в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан.";

«1. Разрешение на строительство объектов капитального строительства (далее разрешение на строительство) выдается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан в сфере градостроительной деятельности в случаях:

-строительство объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществлять из территории двух и более муниципальных образований(муниципальных районов, городских округов);

- уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан в области охраны окружающей среды, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории регионального значения; Исходя из которого можно сделать вывод: согласно градостроительного плана объект капитального строительства 8-ми этажного многоквартирного жилого комплекса на земельном участке площадью 11046 кв.м., с кадастровым номером соответствует градостроительным нормам.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

В силу части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (все указанные документы у административного истца имеются).

Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

Административный истец считает Решение N 5107/5138/22от 03.06.2022г. об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, поскольку оно противоречит ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно административным истцом получено проектное предложение на строительство в состав проекта которое входит раздел «пояснительная записка» с исходными данными для архитектурно- строительного проектирования и строительства, положительное заключение из которого усматривается о соответствии технической части проектной документации, и что проектная документация соответствует требованиям нормативных технических регламентов и иным установленным требованиям, а также результатам инженерных изысканий выполненных, которые также соответствуют требованиям нормативных технических документов. Оценка проектной документации проведена на соответствие результатам инженерно геодезических и геологических изысканий. Относительно строительства одноэтажного каркаса размерами 50х16кв.м. имеется вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г. Махачкала от 31.03.2022г. за № 2-86/2022, которым отказано в удовлетворении исковых требований Администрации г. Махачкала о признании самовольной постройкой и обязании снести за счет собственных средств объекта капитального строительства одноэтажного каркаса размерами 50х16 кв.м., на земельном участке площадью 11046 кв.м. с кадастровым номером расположенном по адресу:

Свои требования истец обосновывает тем, что в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство администрация указывает, что собственником земельного участка допущено начало строительства (подготовлен фундамент) до получения разрешения.

Полагает, что строительство до выдачи разрешения не может являться основанием для лишения его права на строительство объекта на принадлежащем ему земельном участке, в соответствии с целевым назначением земельного участка и с соблюдением строительных норм. Подготовленный фундамент соответствует всем техническим нормам и правилам, не нарушает градостроительные нормы, а также права и законные интересы третьих лиц.

Относительно выводов указанных в Решении N 5107/5138/22от 03.06.2022г. об отказе в выдаче разрешения на строительство, о расположении земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории – в седьмой подзоне Приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ) – административный истец указал: согласно проектной документации в административном отношении участок проектирования объектов «проспект Насрутдинова, жилой комплекс «Иппадром», г. Махачкала РД» располагается в юго-восточной части города Махачкала, на примыкании Хушетского шоссе к проспекту Насрутдинова, на расстоянии около 700 метров от побережья Каспийского моря, в зоне многофункционального назначения – 08 с преобладанием жилой и общественной застройки, земельный участок расположен в зоне формирующийся агломерации городов Махачкала и Каспийск и согласно постановления Администрации г. Махачкала от 29.08.2018г. за № 1193 Исакову Х.К. разрешено разработать проект планировки территории и проект межевания территории на основании технического задания. Кроме того ограничение права и обременение объекта недвижимости – арест, было снято на основании определения Ленинского районного суда г. Махачкала от 13.05.2022г.

Истец Исаков Х.К. в судебное заседание не явился, надлежаще был извещен.

Представители административного истца Абдулаева К.М. и Салманов Ш.Р. требования иска поддержали по указанным в заявлени основаниям, также дополнили, что рядом с их земельным участком стоят новые многоэтажные дома.

Представитель ответчика Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» Ахмедов М.М. иск не признал, пояснив, что в выдаче разрешения на строительство многоэтажного жилого комплекса было отказано обоснованно, основания указаны в их ответе от 03.06.2022г.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:

Как разъяснено в п. 62 Постановления Пленума ВС РФ № 36 от 27.09.2016г. «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Судом установлено, Исаков Х-К.К. является собственником земельного участка площадью 11046 кв.м. с кадастровым номером , расположенном по адресу: , уч. 158, категория земель - из земель населённых пунктов с разрешенным использованием под многоэтажную жилую застройку (высотная застройка).

Письмом N 5107/5138/22от 03.06.2022г. Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» отказала Исакову Х-К.К. в выдаче разрешения на строительство 8-ми этажного многоквартирного жилого комплекса на земельном участке площадью 11046 кв.м. с кадастровым номером , расположенном по адресу: , со ссылкой на то, действующим законодательством не предусмотрен порядок выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства после начала строительства, а также что земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории – в седьмой подзоне Приаэродромной территории аэродрома Махачкала(Уайташ) установленной согласно Приказу Федерального агентства воздушного транспорта(Росавиация) 415-п от 23.апреля 2020г., а также согласно выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано ограничение права и обременение объекта недвижимости – арест, дата гос. Регистрации 17.12.2021г., основание определение Ленинского районного суда г. Махачкала РД, №2-2935/2021 выданное от 19.09.2020г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Правил землепользования и застройки к видам запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости расположенных в зоне с особыми условиями использования территории – седьмой подзоны Приаэродромной территории аэродрома Махачкала(Уайташ), относится в частности жилая застройка.

Сведения о нахождении земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории – седьмой подзоны Приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уайташ), должны быть отображены в ГПЗУ в соответствии с действующей схемой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки. Однако в ГПЗУ, утвержденный ответчиком, таких сведений нет.

Отсутствие сведений о зоне с особыми условиями использования территории – седьмой подзоны Приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уайташ) свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, поскольку как указано выше нигде не отображена, вт.ч. в графических материалах Правил землепользования и застройки.

Согласно вступившему в силу решению суда от31.03.2022 в удовлетворении иска администрации г. Махачкалы к Исакову Х.К. в удовлетворении иска о признании самовольной постройкой и обязании снести за счет собственных средств объект капитального строительства 50х16 на земельном участке с к/номером отказано

Не нашли своего подтверждения и доводы ответчика, что на указанном земельном участке имеются ограничения и арест. В соответствии определению Ленинского районного суда г. Махачкала от 13 мая 2022г. наложенные обременения, ограничения и арест на земельный участок с кадастровым номером сняты.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 названной статьи и другими федеральными законами (ч. 4 ст. 51 ГрК Российской Федерации).

Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 ГрК Российской Федерации, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 ГрК Российской Федерации), (что соответствует исходя из представленных суду истцом документов).

В соответствии с частью 1 статьи 49 ГрК Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК Российской Федерации) (в ред. Федерального закона от 29.07.2017г. N 190-ФЗ, с изм. и доп. вступ. в силу 11.08.2017) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории ( в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.

Согласно ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Разрешая заявленное административное исковое требование, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что имеется совокупность условий, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, для признания действия административного ответчика незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Исакова Халал-Кади Курбанкадиевича удовлетворить.

Признать незаконным отказ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы» от 03 июня 2022г. №51.07/5138/22 об отказе в выдаче разрешения на строительство многоэтажного 8 секционного многоквартирного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым , по адресу ,158.

Обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы» выдать Исакову Х-К.К. разрешение на строительство объекта капитального строительства - 8 секционного многоквартирного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу РД

Резолютивная часть решения вынесена 05 сентября 2022г.

Мотивированное решение составлено 10 сентября 2022г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня составления в мотивированном виде.

Судья Магомедрасулов Б.М.