дело № 2а-4426/19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Нижнекамск 22 октября 2019 года
Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Булатова И.Х., при секретаре судебного заседания Галяутдиновой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 и ФИО4 к Муниципальному казенному учреждению «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республике Татарстан» о признании решения незаконным и понуждении устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению (далее – МКУ) «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республике Татарстан» о признании решения незаконным.
В обоснование требования указано, что административные истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 1544 кв.м, расположенного по адресу: .... На указанном земельном участке, приобретенном административными истцами в 2010 году, расположен принадлежащий административным истцам жилой дом с надворными постройками, которые огорожены единым забором. В декабре 2016 года Нижнекамским отделом земельного надзора по результатам проведенной проверки было установлено, что часть забора выходит за пределы земельного участка административных истцов. В этой связи, административные истцы ... обратились к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельных участков и образовании самостоятельного земельного участка. ... решением административного ответчика в удовлетворении заявления административных истцов было отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок находится за линией застройки. Административные истцы просят суд признать отказ административного ответчика незаконным, поскольку находящийся на испрашиваемом земельном участке забор был возведен в 2005 году, границы земель общего пользования не установлены, испрашиваемый земельный участок дорогой не является, за пределы кадастрового квартала не выходит и находится в пределах границ населенного пункта.
Административный истец ФИО3 и ее представители ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании требование поддержали по изложенным в иске основаниям, просили также обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение, пояснили, что выводы административного ответчика, изложенные в оспариваемом уведомлении не соответствуют действительности и надлежащими доказательствами не подтверждены.
Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна, отложить разбирательство не просил.
Представитель административного ответчика МКУ «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республике Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна, отложить разбирательство не просили, представили письменное ходатайство, в котором просили рассмотреть дело без их участия, в удовлетворении иска просили отказать.
Представитель заинтересованного лица исполнительного комитета Каенлинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна, отложить разбирательство не просили.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.29 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случаях перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно пункту 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Перечень оснований по которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указан в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Из материалов дела усматривается, что ФИО3 и ФИО4 на праве собственности принадлежит по ? доле каждому земельный участок с кадастровым номером ... площадью 1544 кв.м, расположенного по адресу: ..., ..., ..., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от .... Вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
На вышеуказанном земельном участке расположены принадлежащие ФИО3 и ФИО4 объекты недвижимости, которые огорожены единым забором.
Указанные обстоятельства подтверждается материалами дела и в судебном заседании сторонами не оспаривались.
... ФИО3 и ФИО4 обратились с заявлением в МКУ «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района ...» о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ... площадью 1544 кв.м, расположенного по адресу: ..., ......, ..., принадлежащего им на праве собственности и земельного участка площадью 120 кв.м, находящегося в государственной собственности и образовании самостоятельного земельного участка площадью 1664 кв.м.
... начальником Управления земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республике Татарстан ФИО7 в адрес ФИО3 и ФИО4 направлено уведомление об отказе в удовлетворении заявления на основании пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, поскольку испрашиваемый земельный участок находится за линией застройки.
Других оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, оспариваемое решение не содержит.
Основанием для принятия административным ответчиком оспариваемого решения послужили схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, карта Каенлинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан с особыми условиями использования территории и выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 16:30:020402:319.
С указанными выводами административного ответчика суд не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 10 статьи 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Согласно частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, на основании которых вынесено оспариваемое решение, а также соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложено на лицо, принявшее оспариваемое решение.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд не может признать оспариваемый отказ от ... законным и обоснованным, поскольку заявление ФИО3 и ФИО4 рассмотрено не в установленный законом тридцатидневный срок, в решении не приведены основания отказа, указанные в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ, из представленных административным ответчиком материалов не представляется возможным достоверно установить, что испрашиваемый земельный участок находится за линией застройки.
В результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, не будет превышать установленные в МО «Каенлинское сельское поселение» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан предельные максимальные размеры земельных участков.
С учётом установленных обстоятельств дела, свидетельствующих о несоответствии закону приведённого ответчиком основания для отказа в удовлетворении заявления административного истца, и принимая во внимание приведённые выше нормы права и положения КАС РФ, для восстановления нарушенного права административных истцов, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО3 и ФИО4 о перераспределении земельного участка с учетом установленных судом по настоящему делу обстоятельств.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать отказ МКУ «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республике Татарстан» от ... в перераспределении земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 1544 кв.м, принадлежащего на праве собственности ФИО1 и ФИО2 и земельного участка площадью 120 кв.м, находящегося в государственной собственности, расположенные по адресу: ..., ..., ... и образовании самостоятельного земельного участка площадью 1664 кв.м - незаконным.
Обязать МКУ «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республике Татарстан» повторно рассмотреть заявление ФИО3 и ФИО4 о перераспределении земельного участка и образовании самостоятельного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.
Судья И.Х. Булатов