№ 2а-442/2024
УИД 26RS0035-01-2024-000272-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2024 года г. Михайловск
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Толстикова А.Е., с участием старшего помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края Писаренко Т.Н., при секретаре Черенковой А.Г., рассмотрев административное дело по административному иску прокурора Шпаковского района Ставропольского края к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №», администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия по обеспечению соответствия состояния оконных блоков подведомственных образовательных организаций установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и обязать устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Шпаковского района Ставропольского края обратился в суд с административным иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края с требованиями: признать незаконным бездействие администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края по обеспечению соответствия состояния оконных блоков подведомственных образовательных организаций установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; обязать администрацию Шпаковского муниципального округа Ставропольского края выделить денежные средства МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> на установку замков безопасности для окон в образовательном учреждении, в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу; обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> установить замки безопасности для окон в образовательном учреждении, в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В обоснование указал следующее.
Прокуратурой Шпаковского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в части профилактики детского травматизма в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Шпаковского муниципального округа.
Установлено, что в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> указанные требования законодательства исполняются ненадлежащим образом.
В ходе проверки установлены нарушения п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес>, выраженные в отсутствии замков безопасности в окнах образовательного учреждения, что в свою очередь создает реальную угрозу причинения вреда здоровью обучающихся.
Отсутствие бюджетных средств не является основанием для нарушения прав несовершеннолетних на безопасное получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам.
Учитывая наличие субсидиарной ответственности администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края по обязательствам как учредителя образовательного учреждения, расходы по устранению нарушений требований вышеназванного законодательства следует возложить на администрацию Шпаковского муниципального округа за счёт средств бюджета данного муниципального образования.
Прокуратурой района ранее, ДД.ММ.ГГГГ., заместителю главы Шпаковского муниципального округа Ставропольского края вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся в части профилактики детского травматизма, по итогам рассмотрения которого нарушения не устранены.
В судебное заседание представители ответчиков не явились. Представитель административного ответчика - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и о признании иска.
Принимая во внимание изложенное, а так же, что информация о дне судебного заседания в соответствии с ч. 7 ст. 96 КАС РФ размещена на официальном сайте Шпаковского районного суда, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст.10 КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело при установленной явке.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявленные требования поддержал, просил суд иск удовлетворить.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокуратурой Шпаковского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в части профилактики детского травматизма в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Шпаковского муниципального округа.
Установлено, что в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> указанные требования законодательства исполняются ненадлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно п. п. 2, 15 ч. 3, п. 2. ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
Кроме того, п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», введенного в действие Постановлением Госстроя России от 06.05.2000г. № 41, изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
В результате проведенной прокуратурой района проверки деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Шпаковского муниципального округа выявлены нарушения вышеуказанных требований безопасности.
Так, в ходе проведенной проверки установлены нарушения п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес>, выраженные в отсутствии замков безопасности в окнах образовательного учреждения, что в свою очередь создает реальную угрозу причинения вреда здоровью обучающихся.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального округа относятся в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В силу ст.ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Однако отсутствие бюджетных средств не является основанием для нарушения прав несовершеннолетних на безопасное получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам.
Учитывая наличие субсидиарной ответственности администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края по обязательствам как учредителя образовательного учреждения, расходы по устранению нарушений требований вышеназванного законодательства следует возложить на администрацию Шпаковского муниципального округа за счёт средств бюджета данного муниципального образования.
Прокуратурой района ранее, ДД.ММ.ГГГГ., заместителю главы Шпаковского муниципального округа Ставропольского края вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся в части профилактики детского травматизма, по итогам рассмотрения которого нарушения не устранены.
При таких обстоятельствах, а также с учетом признания иска представителем административного ответчика - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Шпаковского района Ставропольского края к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №», администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия по обеспечению соответствия состояния оконных блоков подведомственных образовательных организаций установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и обязать устранить допущенные нарушения – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края по обеспечению соответствия состояния оконных блоков подведомственных образовательных организаций установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Обязать администрацию Шпаковского муниципального округа Ставропольского края выделить денежные средства муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> на установку замков безопасности для окон в образовательном учреждении, в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> установить замки безопасности для окон в образовательном учреждении, в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольском краевом суде через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение месяца.
Судья А.Е. Толстиков
Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2024 года.