Дело № 2а-4435/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2018 г. г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Кисель М.П.,
при секретаре Дашковском А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лысенко С.А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области о признании решения о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Лысенко С.А. обратился в суд с названными требованиями, в обоснование которых указал, что с < Дата > содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области. < Дата > административный истец был уведомлен о привлечении к ответственности, в виде выговора, за допущенное нарушение установленного порядка содержания под стражей, выразившегося в направлении в суд административного иска < ИЗЪЯТО >, минуя администрацию учреждения.
В силу фактических обстоятельств, полагал, что взыскание от < Дата > является незаконным, поскольку законодатель закрепляя право подозреваемых и обвиняемых обратиться с обжалованием взысканий к вышестоящему должностному лицу и в суд, не ограничивает подачу административных исков только через администрацию учреждения, обратное ограничило бы доступ лиц, содержащихся под стражей, к судебной защите, так как отправка административного иска зависела бы от воли лица, чьи действия (решения) обжалуются. Нарушения, которые влекут наложение взыскания, могут быть те, которые исходят из несоблюдения (нарушений) установленных обязанностей или запретов, однако запрета на обращение за судебной защитой не существует.
Также, учитывая, что судебное извещение и копия определения от < Дата > были получены ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области < Дата >, то установленный 10-дневный срок наложения взыскания истек только < Дата >
На основании совокупности норм материального права и в порядке процессуального закона, административный истец просил признать незаконным решение и.о. начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области Шаталова Н.А. от < Дата > о наложении на Лысенко С.А. взыскания в виде выговора.
В судебное заседание административный истец Лысенко С.А., извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не доставлялся, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, обеспечил явку представителя – Лысенко Е.С., которая требования административного иска поддержала в полном объеме, пояснила, что выговор был применен незаконно, поскольку подача иска в суд не является основанием для выговора, иначе подача иска на действия ФКУ СИЗО-1, зависела бы только от их воли, что было бы некорректно и незаконно. Кроме того, отметила, что административным ответчиком пропущен срок наложения выговора, так как само извещение административным ответчиком получено < Дата >, а выговор объявлен только < Дата > Также акцентировала внимание суда, что Лысенко С.А. не первый раз направляет административные исковые заявления таким образом, и до этого момента претензий со стороны администрации учреждения не было. Просила административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области – Шабаршина Ю.В. против требований административного истца возражала, указала, что выговор был наложен законно, отметила, что существует установленный порядок содержания следственно-арестованных, а так переписки лиц, содержащихся под стражей, с которыми Лысенко С.А. был ознакомлен под роспись, при прибытии в учреждение, и который им был нарушен. < Дата > в ФКУ СИЗО-1 поступило извещение о проведении судебного заседания Центральным районным судом г. Калининграда по административному делу №2а-3521/2018. В ходе проверки было установлено, что данное исковое заявление через администрацию учреждения направлено не было, административным истцом указанные обстоятельства не отрицались.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Указанные положения, корреспондируют с абз. 5 ст. 39 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», согласно которому подозреваемые и обвиняемые имеют право обратиться с обжалованием взыскания к вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. Подача жалобы не приостанавливает исполнение взыскания.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определяет, что настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального Закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон № 103-ФЗ) переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре. Цензура осуществляется администрацией места содержания под стражей, а в случае необходимости лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело.
В силу ч. 2 ст. 21 Закона №103-ФЗ предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.
Согласно ст. 38 Закона №103-ФЗ за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания: выговор; водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых - на срок до семи суток.
Как установлено в судебном заседании, и не опровергается сторонами спора, Лысенко С.А. в период с < Дата > по < Дата >.г. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области
На основании рапорта № от < Дата > и соответствующего акта оформленных начальником отдела режима БАН, врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области Шаталов Н.А. вынес приказ № от < Дата > об объявлении выговора Лысенко С.А. в связи с тем, что последний направил исковое заявление в Центральный районный суд г. Калининграда, минуя администрацию учреждения, чем нарушил положения ст. 21 ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Вопреки доводам административного иска, основанном на неверном толковании норм права, в частности ст. 38 Закона №103-ФЗ, предусматривающей принятие к лицам, содержащимся под стражей, мер взыскания за невыполнение установленных обязанностей, взыскание от < Дата > было применено в отношении Лысенко С.А., в связи с нарушением установленной обязанности направления корреспонденции, в том числе предложений, заявлений и жалоб, адресованных прокурору, в суд или иные органы государственной власти, только через администрацию места содержания под стражей, т.е. за нарушение формы реализации гарантированного права на судебною защиту, а не за факт обращения как таковой.
Кроме того, исходя из интересов обвиняемых и подозреваемых, содержащихся под стражей, гарантии их прав и законных интересов, ст. 21 ФЗ №103-ФЗ, закрепляя правило о направлении предложений, заявлений и жалоб, адресованных прокурору, в суд или иные органы государственной власти, только через администрацию места содержания под стражей, одновременно запрещает цензуру такой корреспонденции, устанавливает кратчайшие сроки для ее направления в запечатанном виде (не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня).
Порядок применения мер взыскания определён ст. 39 ФЗ №103-ФЗ, согласно которой, взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 40 настоящего Федерального закона. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания. Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения. До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт. Взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, другие взыскания - в письменной форме.
Как усматривается из представленных суду доказательств, нарушений установленного порядка применения взыскания допущено не было, оспариваемое административным истцом взыскание от < Дата >, применено уполномоченным должностным лицом - врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области Шаталовым Н.А, на основании рапорта № от < Дата > и акта начальника отдела режима БАН, заверенного старшими инспекторами - ГЮЮ, КСВ, и доподлинно подтверждающих, что следственно-арестованный Лысенко С.А. в категоричной форме отказался дать пояснения по существу рапорта, в установленный 10-дневный срок.
Как подтверждается штампом учета входящей корреспонденции ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, извещение и копия определения Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > по административному делу №2а-3521/2018, поступили в адрес учреждения < Дата >, в связи с чем, вопреки довода административного истца, 10-дневный срок наложения взыскания, определенный ст. 39 ФЗ №103-ФЗ, администрацией учреждения пропущен не был.
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В силу п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Обобщая изложенные фактические обстоятельства, на основании совокупности приведенных норм и положений, учитывая, что нарушения прав, свобод и законных интересов Лысенко С.А. не установлено, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области Шаталова Н.А. № от < Дата > о наложении на Лысенко С.А. взыскания в виде выговора, как вынесенного уполномоченным должностным лицом в пределах своей компетенции в установленные законом сроки. Вследствие чего суд приходит к выводу, что доводы административного истца своего подтверждения не нашли, оснований для удовлетворения требований административного искового заявления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Лысенко С.А. – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
В окончательной форме решение изготовлено 01 октября 2018 г.
Судья: