ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-443/17 от 25.09.2017 Коношского районного суда (Архангельская область)

Мотивированное решение изготовлено

25 сентября 2017 года

Дело №2а-443/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2017 года пос.Коноша

Коношский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Никановской И.А.,

при секретаре Ширяевской В.А.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Собрания депутатов МО «Коношский муниципальный район» ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Собранию депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» о признании незаконным и отмене решения сорок второй сессии Собрания депутатов МО «Коношский муниципальный район» от 24 мая 2017 года №358 «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО «Коношский муниципальный район»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов МО «Коношский муниципальный район» о признании незаконным и отмене решения 42 сессии Собрания депутатов МО «Коношский муниципальный район» от 24 мая 2017 года №358 «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО «Коношский муниципальный район».

Административные исковые требования мотивировала тем, что оспариваемое решение принято с нарушением требований закона, поскольку в соответствии с п. 4 Главы 6 Устава МО «Коношский муниципальный район», действующего на сегодняшний день, положения настоящего Устава, устанавливающие порядок избрания Главы МО «Коношский муниципальный район», должны применяться после истечения срока полномочий действующего Главы МО «Коношский муниципальный район», избранного до дня вступления в силу закона Архангельской области от 29.06.2015 года № 307-18-ОЗ «О внесении изменений в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления».

Собрание депутатов вправе назначить конкурс по отбору кандидатур на должность Главы МО в порядке, предусмотренном настоящим Уставом, за 90 дней до окончания срока, на который был избран Глава МО «Коношский муниципальный район». В этом случае конкурс по отбору кандидатур на указанную должность проводится в порядке, предусмотренном Уставом, то есть в соответствии с указанным выше законом Архангельской области от 29.06.2015 года № 307-18-03 и избрание Главы муниципального образования должно осуществляться в соответствии с новым порядком. То есть, действующий Глава МО «Коношский муниципальный район» должен сложить свои полномочия, либо срок его полномочий должен истечь на дату принятия оспариваемого решения. По факту же, действующий Глава МО «Коношский муниципальный район» своих полномочий не сложил, и его полномочия оканчиваются по истечении 4 лет со дня его вступления в должность, а именно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, вынесенное решение 42 сессии Собрания депутатов МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы МО «Коношский муниципальный район» противоречит п.4 главы 6 Устава МО «Коношский муниципальный район» и положениям Закона Архангельской области от 29 июня 2015 года №307-18-ОЗ «О внесении изменений в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления». Указанное выше решение подлежит отмене, так как нарушает ее права как кандидата, подавшего заявку на участие в конкурсе на должность главы МО «Коношский муниципальный район».

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Полагает, что ее права как кандидата на участие в конкурсе нарушены, тем, что Собранием депутатов МО «Коношский муниципальный район» решение № 358 от 24.05.2017 года «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы МО «Коношский муниципальный район» принято с нарушением требований закона, а именно с нарушением срока, установленного законом. Полагает, что ее права как кандидата гарантированы ст.ст. 18, 32, 46, 55 Конституции РФ, в том числе право избирать и быть избранным, право на обращение в суд. Действующий глава на дату принятия решения был избран по законодательству, действующему на момент его вступления в должность. Его полномочия истекли ДД.ММ.ГГГГ, через четыре года после избрания. Полагает, что решение принято раньше срока предусмотренного законом. Она действительно принимала участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы МО «Коношский муниципальный район», прошла все процедуры. По результатам голосования по итогам конкурса Собранию депутатов МО «Коношский муниципальный район» для избрания на должность главы МО «Коношский муниципальный район» было представлено две кандидатуры: ФИО3 решение 42 сессии Собрания депутатов МО «Коношский муниципальный район» от 24 мая 2017 года №358 «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО «Коношский муниципальный район», признать незаконным и отменить.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов МО «Коношский муниципальный район» ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования ФИО1 о признании незаконным и отмене решения 42 сессии Собрания депутатов МО «Коношский муниципальный район» от 24 мая 2017 года №358 «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО «Коношский муниципальный район», не признала, просила в удовлетворении требований отказать.

Пояснила, что во исполнение требований закона 13.04.2016 года утвержден новый УставМО «Коношский муниципальный район». Согласно ст.ст.5,9,10 данного Устава Собрание депутатов МО «Коношский муниципальный район» является представительным органом; имеет право принимать муниципальные нормативные правовые акты в форме решений, действующих на территории всего района. Полномочия Собрания депутатов закреплены в ст. 12 Устава. Собрание вправе утверждать порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы, назначать половину членов конкурсной комиссии по проведению конкурса и т.д. В соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным Законом № 131-ФЗ и Уставом, на 41 сессии Собрания депутатов решением № 346 от 12 апреля 2017 года было утверждено Положение «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «Коношский муниципальный район». Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что Собрание депутатов принимает решение о назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования не позднее 90 календарных дней до окончания срока, на который был избран глава муниципального образования. В соответствии с требованиями данного пункта Собранием депутатов 24 мая 2017 года было принято оспариваемое решение № 358 «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования». Полагает, что оспариваемое решение принято в рамках компетенции, с соблюдением требований закона к его форме, виду и порядку принятия, правилам введения в действие, содержит все необходимые реквизиты.

Действующий глава муниципального образования был избран на муниципальных выборах ДД.ММ.ГГГГ и вступил в должность ДД.ММ.ГГГГ. Согласно редакции Устава, действующего на момент избрания главы, срок полномочий главы составлял 4 года. Согласно ч. 3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. Аналогичная норма содержится в ст.19 Устава. Цель данной нормы в том, чтобы обеспечить преемственность власти. Таким образом, полномочия главы прекратятся только в день вступления в должность вновь избранного главы. Основания для прекращения полномочий до вступления в должность вновь избранного главы законодательством не предусмотрено. Это сделано с целью преемственности власти.

П.3 ст.19 Устава от 13.04.2016г. предусматривает единственный порядок избрания Главы МО «Коношский муниципальный район» - это избрание его Собранием депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Этот порядок был внесен в Устав в соответствии с законом Архангельской области от 23.09.2004 года № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственной полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления». Положения нового Устава от 13.04.2016г. (п.4 гл.6), изменяющие порядок избрания Главы МО «Коношский муниципальный район», применяются после истечения срока полномочий Главы МО «Коношский муниципальный район», если он был избран до дня вступления в силу закона Архангельской области от 29 июня 2015 года № 307‑18. Собрание депутатов МО «Коношский муниципальный район» вправе назначить конкурс по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования за 90 дней до окончания срока, на который был избран Глава. В этом случае конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования проводится в порядке, предусмотренном Уставом.

То есть в соответствии с указанными выше требованиями Устава и Положения Собрание депутатов должно объявить конкурс по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования в срок не позднее 90 календарных дней до окончания срока, на который Глава был избран.

Истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ подала заявление на участие в данном конкурсе. В соответствии с протоколом конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ она была допущена к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы МО «Коношский муниципальный район» наравне с другими кандидатами: О.П., В.В., О.Г., ФИО4 А.Л. участвовала в конкурсных процедурах, проводимых конкурсной комиссией. Решение Собрания депутатов № 358 от 24 мая 2017 года «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования «Коношский муниципальный район»» до участия в конкурсе ФИО1 не оспаривалось. Полагает, что истец, ни в административном исковом заявлении, ни в судебном заседании, не указала как оспариваемое решение нарушило ее права как кандидата, подавшего заявку на участие в конкурсе. Полагает, что права административно истца не нарушены. Оспариваемое решение вынесено в соответствии с требованиями закона и Устава. Конкурс объявлен не позднее, чем за 90 дней до окончания срока полномочий Главы.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого исследованного доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Абзацем вторым части 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных названным Федеральным законом, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

В силу ч.3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " (далее - Федеральный Закон № 131-ФЗ) порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 ч.2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции ФЗ от 03.02.2015 № 8-ФЗ) предусмотрено, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Таким образом, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ прямо предусматривает, что порядок избрания главы муниципального образования определяется законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что действующий Глава администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» ФИО5, избранный на муниципальных выборах 8 сентября 2013 года, вступил в должность 19 сентября 2013 года, что подтверждается письменными материалами дела.

Согласно п.5 ст.21 Устава (в ред. от 20 февраля 2013 года, действующего на день избрания главы МО «Коношский муниципальный район»), срок полномочий главы МО «Коношский муниципальный район» начинает исчисляться со дня его вступления в должность. Днем вступления в должность является день издания им постановления о вступлении в должность.

Срок полномочий действующего Главы администрации МО «Коношский муниципальный район» ФИО5, согласно п.5 ст.21 Устава МО «Коношский муниципальный район», составляет четыре года.

В силу ст.23 Устава (в ред. от 20 февраля 2013 года) полномочия действующего главы МО «Коношский муниципальный район» прекращаются со дня вступления в должность вновь избранного Главы МО «Коношский муниципальный район».

Законом Архангельской области от 29.06.2015 № 307-18-ОЗ «О внесении изменений в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» установлен новый порядок избрания главы муниципального района. Данный Закон вступил в силу 2 июля 2015 года.

В силу п.5 ст.1.2 Закона Архангельской области от 23.09.2004 N 259-внеоч.-ОЗ (в ред. закона Архангельской области от 29.06.2015 N 307-18-ОЗ) «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления», глава муниципального района избирается представительным органом муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности главы муниципального района, и возглавляет местную администрацию муниципального района.

Законом Архангельской области от 1.07.2016 № 444-27-ОЗ «О внесении изменений в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» (закон вступил в силу 5 июля 2016 года) в указанный пункт внесены изменения.

Согласно п.5 ст.1.2 Закона Архангельской области от 23.09.2004 N 259-внеоч.-ОЗ (в ред. закона Архангельской области от 01.07.2016 № 444-27-ОЗ), глава муниципального района избирается представительным органом муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района, и возглавляет местную администрацию муниципального района.

Частью 3.1 ст.36 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ, предусмотрено, что в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В силу требований ст. 2 Закона Архангельской области от 29.06.2015 №307-18-ОЗ, согласно которой Устав муниципального образования подлежит приведению в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ и ст.1.2-1.5 Закона Архангельской области от 23.09.2004 N 259-внеоч.-ОЗ в течении трех месяцев со дня вступления в силу настоящего закона, решением сессии Муниципального Совета МО «Коношский муниципальный район» 5 созыва от 13 апреля 2016 г. №250 был принят новый Устав МО «Коношский муниципальный район», в котором отражены все изменения законодательства.

Пунктом 4 главы 6 Устава МО «Коношский муниципальный район» (в ред. от 13 апреля 2016 г.), являющегося актом высшей юридической силы по отношению к правовым актам органов и должностных лиц местного самоуправления, имеющего прямое действие и применяющегося на всей территории муниципального образования, предусмотрено, что положения настоящего Устава, устанавливающие порядок избрания Главы МО «Коношский муниципальный район», применяются после истечения срока полномочий действующего Главы МО «Коношский муниципальный район», избранного до дня вступления в силу закона Архангельской области от 29.06.2015 года № 307-18-03 «О внесении изменений в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления». Собрание депутатов вправе назначить конкурс по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования в порядке, предусмотренном настоящим Уставом, за 90 дней до окончания срока, на который был избран Глава МО «Коношский муниципальный район». В этом случае конкурс по отбору кандидатур на должность Главы МО «Коношский муниципальный район» проводится в порядке, предусмотренном Уставом.

Глава муниципального образования «Коношский муниципальный район», избранный Собранием депутатов, вступает в должность не ранее дня прекращения полномочий главы муниципального образования «Коношский муниципальный район».

Частью 3.1 ст.36 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ, предусмотрено, что в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В силу п.7 ст.10 ФЗ №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования.

Согласно пункту 3 названной статьи днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или их депутатов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 этой же статьи.

Срок полномочий Главы МО «Коношский муниципальный район», в силу положений ст. 21 Устава МО «Коношский муниципальный район», действовавшего на день избрания Главы в должность, истекает в сентябре 2017 года.

В силу пункта 3 статьи 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ, если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в названном федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.

Из анализа приведенных законоположений следует, что дата, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы МО, исчисляется в соответствии с положениями пункта 7 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ, то есть не ранее чем за 90 дней до дня голосования.

Таким образом, решение о назначении выборов главы МО «Коношский муниципальный район» могло быть принято в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем Закон Архангельской области от 29.06.2015 № 307-18-ОЗ «О внесении изменений в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления», изменивший порядок избрания Главы, вступил в законную силу 2 июля 2015 года, изменения внесенные в данный пункт законом Архангельской области от 1.07.2016 № 444-27-ОЗ вступили в силу 5 июля 2016 года, то есть до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования. Соответственно, избрание главы муниципального образования должно осуществляться по новому порядку.

Оспариваемое решение №358 «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования «Коношский муниципальный район», Собранием депутатов (пятого созыва) МО «Коношский муниципальный район» было принято 24 мая 2017 года, то есть ранее, чем за 90 дней до дня голосования.

Таким образом, проведение выборов Главы МО «Коношский муниципальный район» правомерно назначено по новому порядку, и Собрание депутатов обоснованно приняло решение «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования «Коношский муниципальный район», однако нарушило сроки его принятия, установленные законом.

Как указано выше, 24 мая 2017 года Собранием депутатов (пятого созыва) МО «Коношский муниципальный район» принято решение 42 сессии от 24 мая 2017 года №358 «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования «Коношский муниципальный район». Данное решение оспаривается истцом.

Уставом МО «Коношский муниципальный район» от 13.04.2016 № 250, предусмотрено, что глава муниципального образования «Коношский муниципальный район» есть высшее должностное лицо муниципального образования, избираемое представительным органом - Собранием депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 19 Устава).

Согласно п.3 ст.19 Устава (в ред. от 13.04.2016г) Глава муниципального образования избирается из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается решением собрания депутатов муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии устанавливается собранием депутатов. ФИО6 членов конкурсной комиссии назначается собранием депутатов муниципального образования, а другая половина - Губернатором Архангельской области.

Избрание главы муниципального образования оформляется решением Собрания депутатов.

В соответствии со ст. 9 Устава МО «Коношский муниципальный район» в систему органов местного самоуправления МО «Коношский муниципальный район» входит Собрание депутатов МО «Коношский муниципальный район», являющийся представительным органом МО «Коношский муниципальный район».

Собрание депутатов является постоянно действующим представительным органом муниципального образования «Коношский муниципальный район». (п.п. 1, 2 ст. 12 Устава).

В силу п.п. «15,16,17,18» ч. 3 ст. 12 Устава МО «Коношский муниципальный район» к полномочиям Собрания депутатов относятся, в том числе, утверждение порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы, назначение половины членов конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы, избрание Главы из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; утверждение числа членов конкурсной комиссии по отбору кандидатур.

На основании распоряжения Губернатора Архангельской области от 11 июля 2017 года №495-рназначены члены конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО «Коношский муниципальный район»: А.Н., И.А., Ю.И., Д.Д.

Решением Собрания депутатов (пятого созыва) МО «Коношский муниципальный район» 42 сессии от ДД.ММ.ГГГГ назначены члены конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО «Коношский муниципальный район»: Е.Н., Н.В., С.В., В.Б.

Решением 41 сессии Собрания депутатов МО «Коношский муниципальный район» 5 созыва №346 от 12 апреля 2017 года утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «Коношский муниципальный район».

Согласно пунктам 1.2, 1.3 Положения целью проведения конкурса является отбор на альтернативной основе наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимое образование, профессиональные знания, опыт руководящей работы, способных по своим личным и деловым качествам осуществлять полномочия высшего должностного лица муниципального образования, обеспечивать осуществление органами местного самоуправления муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования, обеспечивать осуществление органами местного самоуправления муниципального образования и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными и областными законами.

При проведении конкурса лицам, желающим выдвинуть свои кандидатуры на должность главы муниципального образования, гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.

В соответствии с данным Положением Собрание депутатов принимает решение о назначении конкурса не позднее 90 календарных дней до окончания срока, на который был избран Глава муниципального образования (п.2.1). Решение, указанное в п.2.1 должно содержать: сведения о дате, времени и месте проведения конкурса; сведения о датах начала и окончания, времени и месте приема документов от кандидатов; перечень документов, подлежащих представлению в конкурсную комиссию для проведения конкурса; методы оценки кандидатов; сведения о должностном лице, которое может предоставить дополнительную информацию по проведению конкурса; иные информационные материалы. (п.2.2) Решение Собрания депутатов, предусмотренное в п.2.1 Положения, опубликовывается в районной массовой газете «Коношский Курьер», а также в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте администрации МО «Коношский муниципальный район» в течении семи календарных дней со дня его принятия. (п.2.3).

Для проведения конкурса формируется конкурсная комиссия. Общее число членов конкурсной комиссии составляет 8 человек. ФИО6 членов конкурсной комиссии (четыре члена конкурсной комиссии) назначается решением Собрание депутатов МО «Коношский муниципальный район», а половина (четыре члена конкурсной комиссии) - Губернатором Архангельской области (п. 3.1).

Согласно содержанию оспариваемого решения принятого на 42 сессии Собрания депутатов (пятого созыва) МО «Коношский муниципальный район» от 24 мая 2017 года №358 «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования «Коношский муниципальный район», объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы МО «Коношский муниципальный район». Организация и проведение конкурса возложено на конкурсную комиссию, сформированную в соответствии с Положением о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО «Коношский муниципальный район», утв. Решением 41 сессии Собрания депутатов МО «Коношский муниципальный район» от 12.04.2017г. №346. Проведение конкурса назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 10 час.00 мин. по адресу: <адрес>. Данным решением определен порядок и время приема документов на участие в конкурсе, указан перечень документов, необходимый для участия в конкурсе; определены методы оценки кандидатов; указаны сведения о должностном лице, которое может предоставить дополнительную информацию по проведению конкурса. Указано, что Собранию депутатов МО «Коношский муниципальный район» необходимо подготовить объявление о проведении конкурса в соответствии с условиями, определенными настоящим решением. Решение подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в районной массовой газете «Коношский курьер», размещению на официальном интернет-портале МО «Коношский муниципальный район» в течение семи календарных дней со дня его принятия. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования в районной массовой газете«Коношский курьер». Решение подписано главой муниципального образования «Коношский муниципальный район» О.Г. и председателем Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» А.А.

Судом установлено, что опубликование указанного выше решения осуществлено Собранием депутатов МО «Коношский муниципальный район» в течение семи календарных дней со дня его принятия в газете «Коношский курьер» от 30 мая 2017 года №41, а также на официальном сайте администрации МО «Коношский муниципальный район».

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в конкурсную комиссию по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО « Коношский муниципальный район » с заявлением о допуске до участия в конкурсе, с приложением всех необходимых документов.

Кроме ФИО1 в конкурсную комиссию по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО « Коношский муниципальный район » с заявлениями о допуске до участия в конкурсе обратились В.Л., О.П., В.В., О.Г., А.И.

Все участники были допущены к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы МО «Коношский муниципальный район». Конкурс состоялся ДД.ММ.ГГГГ. По результатам собеседования конкурсной комиссией составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ по результатам голосования Собранию депутатов МО «Коношский муниципальный район» для избрания на должность главы МО «Коношский муниципальный район» представлено две кандидатуры: О.П. и О.Г., из протокола заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за данное решение все члены конкурсной комиссии голосовали единогласно.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было сообщено о принятом решении. Указанные выше обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.

Таким образом, в суде установлено, что административный истец была допущена к участию в конкурсе, участвовала в нем, какие-либо обязанности оспариваемым решением на ФИО1 не возложены, препятствия не созданы, то есть оспариваемым решением права ФИО1 в данном случае нарушены не были.

В силу п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие процедуру принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы; нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования принят на заседании этого органа, правомочного в соответствии с уставом данного муниципального образования, если на заседании присутствовало менее 50 процентов от числа избранных депутатов (статья 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями).

Проанализировав нормы Устава от 13.04.2016г, Положения от 12.04.2017г и фактические обстоятельства дела, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Собранием депутатов в пределах своих полномочий, в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.

Незначительное нарушение срока (назначение конкурса ранее срока, указанного в законе), не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, поскольку в данном случае основные требования Устава от 13.04.2016г., Положения от 12.04.2017г. при его принятии были соблюдены, а допущенное нарушение основанием для удовлетворения административных исковых требований с учетом конкретных обстоятельств дела само по себе являться не может.

Как следует из ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В судебном заседании установлено, что необходимой совокупности оснований для удовлетворения иска по настоящему делу не имеется, поскольку нарушение прав истца при принятии оспариваемого решения отсутствует.

С учетом изложенного требования административного истца ФИО1 удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к Собранию депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» о признании незаконным и отмене решения сорок второй сессии Собрания депутатов муниципального образования «Коношский муниципальный район» от 24 мая 2017 года №358 «О назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО «Коношский муниципальный район», отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд Архангельской области.

Председательствующий И.А.Никановская