ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-443/18 от 23.05.2018 Хасавюртовского городского суда (Республика Дагестан)

Решение

Именем Российской Федерации

Судья Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан Сатаев А.С.,

при секретаре ФИО3,

с участием прокурора – ст. помощника прокурора <адрес>ФИО5,

представителя административного ответчика – ФИО8, действующей по доверенности от 12.01.2018г. (срок доверенности по 31.12.2018г.).

заинтересованных лиц - ФИО7 и ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «<адрес>» о признании незаконным распоряжение р от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» вынесенного главой городского округа «<адрес>ФИО11,

установил:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» о признании незаконным распоряжение р от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» вынесенного главой городского округа «<адрес>ФИО11, мотивируя следующим.

Прокуратурой города проведена проверка по обращению жителей поселка Заречный <адрес> о нарушении требований градостроительного и земельного законодательств и незаконном возведении многоквартирного жилого дома (двух одиннадцатиэтажных корпусов). В ходе проверки установлено, что гражданкой ФИО1 по договорам купли-продажи от 31.07.2017г. у ФИО4 приобретены 2 земельных участка, расположенных по адресу: <адрес>, и «А», с кадастровыми номерами 05:41:000185:430 и 05:41:000185:431, площадью 1595 кв.м. и 1403 кв.м. соответственно. В тот же день 31.07.2017г. главой городского округа «<адрес>» издано распоряжение р об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, с фактического использования под индивидуальное жилищное строительство на земли под многоэтажную жилую застройку. В последующем 24.08.2017г. главой городского округа «<адрес>» вынесено постановление п «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, . Проведенная проверка показала, что главой городского округа «<адрес>» ФИО11 при принятии вышеуказанных решений допущены многочисленные нарушения требований градостроительного законодательства, а также законодательства о противодействии коррупции.

Так, статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержден порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Согласно этого порядка физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.

Вместе с тем в нарушение вышеуказанных требований закона при принятии вышеуказанного решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка администрацией городского округа в установленном законом порядке публичные слушания не проведены, жители граничащих земельных участков о проведении публичных слушаний заблаговременно не извещены, на официальном сайте администрации МО «<адрес>» соответствующая информация не размещена, экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, также не проведена.

Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются в числе прочих сведения: о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний; обо всех предложениях и замечаниях участников публичных слушаний.

К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников.

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, которое подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.

Однако, в нарушение указанных требований законодательства в протоколе от 25.07.2017г. о результатах публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка по <адрес>, , <адрес> не указаны обязательные сведения, а именно о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний; обо всех предложениях и замечаниях участников публичных слушаний.

К указанному протоколу не приложен перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников.

Кроме того, на основании протокола не подготовлено и в установленном порядке не размещено на официальном сайте соответствующее заключение.

Результаты правового анализа имеющихся материалов о проведении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельного участка свидетельствуют о формальном подходе к их проведению, преднамеренном несоблюдении требований по надлежащего информационному обеспечению указанной процедуры, в частности по оповещению жильцов близлежащих домов, поскольку последние неоднократно озвучивали своё отрицательное отношение к возможному строительству многоквартирного жилого дома.

В судебном заседании ст. помощник прокурора <адрес>ФИО5 поддержал иск прокурора, просил суд удовлетворить его по изложенным в нём основаниям.

Заинтересованные лица ФИО6 и ФИО7 так же просили суд удовлетворить административный иск прокурора <адрес> по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика администрации МО городской округ «<адрес>» ФИО8 административный иск не признала, считает требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Просит суд в иске отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещенная надлежащим образом, о причине неявки не сообщила.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В данном случае прокурор защищает интересы неопределенного круга лиц (жителей города), выражающиеся в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности на территории города безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 46 Конституции РФ также предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии частями 1, 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из представленных материалов административного дела следует, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка по обращению жителей <адрес> о нарушении требований градостроительного и земельного законодательств и незаконном возведении многоквартирного жилого дома (двух одиннадцатиэтажных корпусов).

В ходе которой было установлено, что гражданкой ФИО1 согласно договору купли-продажи от 31.07.2017г. у ФИО4,А. приобретены два земельных участка, расположенных по адресу: <адрес>, и «А», с кадастровыми номерами 05:41:000185:430 и 05:41:000185:431, площадью 1595 кв.м. и 1403 кв.м. соответственно.

В тот же день 31.07.2017г. главой городского округа «<адрес>» издано распоряжение р об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, с фактического использования под индивидуальное жилищное строительство на земли под многоэтажную жилую застройку.

24.08.2017г. главой городского округа «<адрес>» вынесено постановление п «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, .

Проведенной проверкой установлено, что главой городского округа «<адрес>» ФИО11 при вынесении распоряжения р и постановления допущены многочисленные нарушения требований градостроительного законодательства, а также законодательства о противодействии коррупции.

В соответствии со ст. 39 ГрК РФ утвержден порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Согласно этой же статье порядка физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства - направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

В силу ст. 5.1 ГрК РФ процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний. Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать: информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний. Вместе с тем в нарушение вышеуказанных требований закона при принятии вышеуказанного решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка администрацией городского округа в установленном законом порядке публичные слушания не проведены, жители граничащих земельных участков о проведении публичных слушаний заблаговременно не извещены, на официальном сайте администрации МО «<адрес>» соответствующая информация не размещена, экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, также не проведена. Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются в числе прочих сведения: о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний; обо всех предложениях и замечаниях участников публичных слушаний. К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников. На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, которое подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.

Однако, в нарушение указанных требований законодательства в протоколе от 25.07.2017г. о результатах публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка по <адрес>, , <адрес> не указаны обязательные сведения, а именно о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний; обо всех предложениях и замечаниях участников публичных слушаний.

К указанному протоколу не приложен перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников.

Кроме того, на основании протокола не подготовлено и в установленном порядке не размещено на официальном сайте соответствующее заключение.

Результаты правового анализа имеющихся материалов о проведении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельного участка свидетельствуют о формальном подходе к их проведению, преднамеренном несоблюдении требований по надлежащего информационному обеспечению указанной процедуры, в частности по оповещению жильцов близлежащих домов, поскольку последние неоднократно озвучивали своё отрицательное отношение к возможному строительству многоквартирного жилого дома.

Из иследованых в судебном заседании объяснений ФИО9 и ФИО10 которые были опрошены в ходе проверки следует, что оповещений о проведении публичных слушаний они не получали, в этой связи в их проведении не участвовали, с изменением вида разрешенного использования земельного участка на земли под многоэтажное строительство они не согласны.

Указанные нарушения в силу требований ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» являются нарушением одного из основных принципов законодательства о противодействии коррупции - обеспечения публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

06.02.2018г. прокурором <адрес> был направлен в Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД запрос о необходимости проведения проверки законности и обоснованности выдачи разрешения на строительство на земельном участке по адресу: <адрес>, перевода категории вида разрешенного использования земельного участка с малоэтажной на многоэтажную, а также дачи оценки соответствия строящегося объекта проектной документации и соблюдения застройщиком требований технических регламентов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства.

Специалистами Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД установлено, что согласно карте функциональных зон генерального плана <адрес> застраиваемая ФИО1 территория относится к зоне «Ж-2» (среднеэтажная застройка многоквартирными жилыми домами от 2 до 4 этажей).

По результатам проведенной проверки 13.02.2018г. Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РД главе городского округа ФИО11 выдано предписание .2-1247/18 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности.

Главой МО «<адрес>» ФИО11 в рамках исполнения данного предписания по причине незаконности изданных правовых актов постановлением п от 22.02.2018г. отменены: распоряжение р от 31.07.2017г. «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» и постановление п от 24.08.2017г. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка».

05.03.2018г. Главой городского округа ФИО11 постановление п вынесенное 22.02.2018г. об отмене ранее изданных правовых актов, признано незаконным, мотивировав тем, что в соответствии со ст. 61 ЗК РФ муниципальные правовые акты могут быть признаны недействительными только по решению суда и вынесено новое постановление за п «Об отмене постановления главы городского округа «<адрес>» от 22.02.2018г. п».

Статьей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы граждан могут быть признаны судом недействительными.

В силу ст. 7 ФЗ - муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Изданием вышеотмеченного муниципального правового акта, которым без получения в установленном законом порядке согласия жителей близ расположенных домовладений, изменяется вид разрешенного использования земельного участка нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункта 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ и пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» с иском о спорах, связанных с самовольной постройкой в публичных интересах вправе обратиться прокурор.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу ст. 7 ФЗ - муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, то есть конкретных лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно договорам купли-продажи ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО4 приобретены 2 земельных участка, расположенных по адресу: <адрес> и «А», с кадастровыми номерами 05:41:000185:430 и 05:41:000185:431, площадью 1595 кв.м. и 1403 кв.м. соответственно.

Согласно распоряжению от 31.07.2017г. главой городского округа «<адрес>» р об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, с фактического использования под индивидуальное жилищное строительство на земли под многоэтажную жилую застройку.

Так 24.08.2017г. главой городского округа «<адрес>» вынесено постановление п «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, .

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Если сторона, обязанная доказывать свои возражения, не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Административным ответчиком, не представлено доказательств, опровергающих доводы истца, рассматривая возникший спор, суд, считает возможным ограничиться исследованием доказательств, представленных истцом в обоснование своих требований.

Таким образом, в судебном заседании установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что при рассмотрении главой МО «<адрес>» ФИО11 вопроса о разрешении ФИО1 строительства многоквартирного жилого дома допущены нарушения действующего законодательства, а строительство начато без получения соответствующего разрешения, градостроительные правила и нормы существенно нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО «<адрес>» о признании незаконным распоряжение р от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» вынесенного главой городского округа «<адрес>ФИО11, удовлетворить.

Признать распоряжение р от 31.07.2017г. вынесенного главой городского округа «<адрес>» ФИО11 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», незаконным.

Обязать главу городского округа «<адрес>» отменить распоряжение р от 31.07.2017г. «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Судья А.С. Сатаев