ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-443/2022 от 05.07.2022 Режевской городского суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0049-01-2022-000736-45

Дело № 2а-443/2022

Мотивированное решение изготовлено 05.07.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Реж 28.06.2022

Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Хамиевой Ю.Р., при секретаре Костылевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Режевского городского прокурора, действующего в интересах Режевского городского округа к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 32 «Аленький цветочек» о признании бездействия незаконным, обязании произвести определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Режевской городской прокурор, действуя в интересах Режевского городского округа обратился с административным исковым заявлением о признании бездействия МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Аленький цветочек» незаконным, обязании МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Аленький цветочек» произвести возврат денежных средств в сумме 145 115 руб. 55 коп. в срок до 01.10.2022 в УФК по Свердловской области. В обоснование требований указано, что финансовым управлением администрации Режевского городского округа в период с 28.07.2020 по 31.08.2020 проведена проверка в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Аленький цветочек» использования субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели. В ходе проверки установлено следующее. Порядок предоставления субсидий на выполнение муниципального задания по оказанию муниципальных услуг (выполнения работ) регламентирован постановлением Администрации РГО от 02.08.2018 № 1504 «Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений РГО и финансового обеспечения выполнения муниципального задания», с изменениями, внесенными постановлениями Администрации РГО от 30.04.2019 № 723, от 26.12.2019 № 2520 (далее - постановление от 02.08.2018 № 1504, Порядок). В соответствии с п. 6 Порядка Учредитель при формировании муниципального задания руководствовался общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государств и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. Методика расчета показателей качества и объема утверждена Управления образования Администрации РГО № 197/01-07 от 16.08.2019 «Об утверждении Перечня муниципальных услуг и работ в 2019 году в новой редакции» (далее - Перечень муниципальных услуг). Максимально допустимое (возможное) отклонение от установленных показателей объема и (или) качества муниципальной услуги (выполнение работы), в пределах которых муниципальное задание считается выполненным, в 2019 году не может превышать 5 %. В п.37 Порядка установлено, что Учредитель обязан обеспечить частичный или полный возврат субсидии, предоставленной автономному учреждению, при фактическом исполнении муниципального задания в меньшем объеме, чем это предусмотрено, или с качеством, не соответствующим требованиям к оказанию муниципальных услуг (выполнению работ), определенным в муниципальном задании. МАДОУ «Детский сад № 32» в 2019 году в соответствии с утвержденным Учредителем муниципальным заданием предоставлялись следующие услуги: «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (от 1 года до 3 лет)» (далее - услуга № 1); «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (от 3 до 8 лет)» (далее - услуга № 2); «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), от 3 до 8 лет)» (далее - услуга № 3); «реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (дети-инвалиды)» (далее услуга № 4); «Присмотр и уход» (Обучающиеся, за исключением детей-инвалидов и инвалидов) (далее - услуга № 5); «Присмотр и уход» (Физические лица льготных категорий, определяемых учредителем) (до 3 лет) (далее - услуга № 6); «Присмотр и уход» (Физические лица льготных категорий, определяемых учредителем) (от 3 до 8 лет) (далее - услуга № 7); «Присмотр и уход» (Дети-инвалиды) (далее - услуга № 8).

Проверкой установлено невыполнение по следующим показателям объема и качества муниципальной услуги:

1. Показатель «Доля педагогов, имеющих специальное педагогическое образование» не выполнен по услугам № 2 на 4 % (19 из 21 педагогов имеют специальное педагогическое образование).

Данный показатель подтвержден копиями дипломов работников Учреждения.

2. Показатель «Численность детей участников конкурсных мероприятий муниципального, областного, регионального, всероссийского уровней» не выполнен по услуге № 3 на 35 %.

3. Показатель «Число обучающихся» не выполнен по услуге №3 на 16 %, услуге № 6 на 5%. По результатам проверки отчетности соответствия фактического объема и качества, оказываемых муниципальных услуг (работ) параметрам муниципального задания, выявлено превышение допустимого отклонения показателей как по качественным, так и по количественным показателям, как следствие невыполнение муниципального задания. При невыполнении Учреждением муниципального задания Учредителем должны приниматься меры по корректировке муниципального задания с соответствующим уменьшением объемов финансирования. В нарушение п.37 Порядка при невыполнении муниципального задания не осуществлен возврат субсидии в сумме 483 718,50 руб., в том числе из них средства местного бюджета – 145 115,55 руб.

Сумма субсидии к возврату рассчитана по следующей методике: сумма субсидии из местного бюджета на конкретную услугу х процент невыполнения по муниципальной услуге: по услуге № 3: 3 000 453,40 х 16% = 480 072,54 руб.; по услуге № 6: 72 919,10 х 5% = 3 645, 96 руб. Учреждение получило субсидию на выполнение муниципального задания в 2019 г. из областного бюджета 16 630 538,79 руб. и средства местного бюджета 7 114 421,03 руб., в пропорциональном соотношении 70% к 30%. Таким образом, сумма к возврату в бюджет РГО составила 145 115, 55 руб. 03.09.2020 Финансовым управление Администрации РГО внесено предписание в адрес Учреждения о возврате 145 115,55 руб. в бюджет Режевского городского округа в срок не позднее 23.09.2020. По состоянию на 01.06.2022 учреждением МБДОУ «Детский сад № 32 «Аленький цветочек» не выполнено предписание.

В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора Кувалдина Е.В. исковые требования уменьшила, просила признать бездействие по возвращению денежных средств МБДОУ «Детский сад комбинированного типа № 32 «Аленький цветочек» незаконным. Обязать МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Аленький цветочек» произвести возврат денежных средств в сумме 128 365 руб. 55 коп. в срок до 01.10.2022 в УФК по Свердловской области (получатель: финансовое управление в Режевском городском округе, 04623064800, кор.счет 40102810645370000054, рас. счет 03100643000000016200).

Представитель ответчика – Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 32 «Аленький цветочек» заведующая Воловик С.С. с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям указанным в отзыве на иск.

Представитель третьего лица Управления образования Администрации Режевского городского округа, ответчика Бобкова Н.Б., действующая на основании доверенности с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица - Финансового управления Администрации Ррежевского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 (ч.ч. 1,2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Финансовым управлением администрации Режевского городского округа в период с 28.07.2020 по 31.08.2020 проведена проверка в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Аленький цветочек» использования субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели.

В ходе проверки установлено следующее. МАДОУ «Детский сад № 32» в 2019 году в соответствии с утвержденным Учредителем муниципальным заданием предоставлялись следующие услуги: «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (от 1 года до 3 лет)» (далее - услуга № 1); «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (от 3 до 8 лет)» (далее - услуга № 2); «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), от 3 до 8 лет)» (далее - услуга № 3); «реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (дети-инвалиды)» (далее услуга № 4); «Присмотр и уход» (Обучающиеся, за исключением детей-инвалидов и инвалидов) (далее - услуга № 5); «Присмотр и уход» (Физические лица льготных категорий, определяемых учредителем) (до 3 лет) (далее - услуга № 6); «Присмотр и уход» (Физические лица льготных категорий, определяемых учредителем) (от 3 до 8 лет) (далее - услуга № 7); «Присмотр и уход» (Дети-инвалиды) (далее - услуга № 8). Проверкой установлено невыполнение по следующим показателям объема и качества муниципальной услуги:

1. Показатель «Доля педагогов, имеющих специальное педагогическое образование» не выполнен по услугам № 2 на 4 % (19 из 21 педагогов имеют специальное педагогическое образование). Согласно представленным копиям дипломов об образовании двое воспитателей имеют педагогическое образование и могут работать по данной специальности, но специальной квалификации по дошкольному образованию не имеют Долгополова В.Ю. – социально-экономическое образование, Попова А.З. – учитель начальных классов.

2. Показатель «Численность детей участников конкурсных мероприятий муниципального, областного, регионального, всероссийского уровней» не выполнен по услуге № 3 на 35 %. Учреждение учитывает детей в данном показателе, которые на момент проведения конкурсных мероприятий (июль 2019) не являлись обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

3. Показатель «Число обучающихся» не выполнен по услуге №3 на 16 %, услуге № 6 на 5%.

По результатам проверки отчетности соответствия фактического объема и качества, оказываемых муниципальных услуг (работ) параметрам муниципального задания, выявлено превышение допустимого отклонения показателей как по качественным, так и по количественным показателям, как следствие невыполнение муниципального задания. При невыполнении Учреждением муниципального задания Учредителем должны приниматься меры по корректировке муниципального задания с соответствующим уменьшением объемов финансирования. В нарушение п.37 Порядка при невыполнении муниципального задания не осуществлен возврат субсидии в сумме 483 718,50 руб., в том числе из них средства местного бюджета – 145 115,55 руб.

Сумма субсидии к возврату рассчитана по следующей методике: сумма субсидии из местного бюджета на конкретную услугу х процент невыполнения по муниципальной услуге: по услуге № 3: 3 000 453,40 х 16% = 480 072,54 руб.; по услуге № 6: 72 919,10 х 5% = 3 645, 96 руб. Учреждение получило субсидию на выполнение муниципального задания в 2019 г. из областного бюджета 16 630 538,79 руб. и средства местного бюджета 7 114 421,03 руб., в пропорциональном соотношении 70% к 30%. Таким образом, сумма к возврату в бюджет РГО составила 145 115, 55 руб.

03.09.2020 Финансовым управлением Администрации РГО внесено предписание в адрес Учреждения о возврате 145 115,55 руб. в бюджет Режевского городского округа в срок не позднее 23.09.2020. По состоянию на 01.06.2022 учреждением МБДОУ «Детский сад № 32 «Аленький цветочек» не выполнено предписание.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются актом № 12 от 31.08.2020, составленным Финансовым управлением Администрации Режевского городского округа по результатам проверки использования субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Улыбка» (л.д предписанием № 5 от 03.09.2020 по устранению выявленных нарушений внесенным Финансовым управлением Администрации Режевского городского округа в адрес руководителя МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Аленький цветочек» (л.д.

Представленные доказательства свидетельствуют о необходимости принятия мер по устранению выявленных в 2020 г. Финансовым управлением администрации Режевского городского округа нарушений бюджетного законодательства в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Аленький цветочек».

Факт выявленных недостатков стороной административного ответчика не оспаривался. Доказательств, опровергающих доводы прокурора и свидетельствующих о законности бездействия Муниципального автономного дошкольного образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 32 «Аленький цветочек», выразившееся в невозвращении денежных средств согласно акту проверки использования субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели № 12 от 31.08.2020 суду не представлены.

С учетом изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Режевского городского прокурора в полном объеме, поскольку допущенное бездействие административного ответчика не соответствует требованиям бюджетного законодательства в части использования субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск Режевского городского прокурора – удовлетворить.

Признать бездействие по возвращению денежных средств Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 32 «Аленький цветочек», незаконным.

Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 32 «Аленький цветочек» произвести возврат денежных средств в сумме 128 365 руб. 55 коп. в срок до 01.10.2022 в УФК по Свердловской области (получатель: Финансовое управление в Режевском городском округе 04623064800, кор.счет 40102810645370000054, расчетный счет 03100643000000016200).

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Ю.Р.Хамиева