61RS0022-01-2022-006480-83
№ 2а-4444-2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«10» августа 2022года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Фатыховой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Мелконян А.Р.,
при участии административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ИФНС России по г.Таганрогу ФИО2, действующей на основании доверенности, представителя УФНС России по Ростовской области - ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Инспекции Федеральной Налоговой Службы по г.Таганрогу, УФНС России по Ростовской области о признании действий (бездействия) незаконным,
у с т а н о в и л:
В Таганрогский городской суд обратился ФИО1 с административным иском к Инспекции Федеральной Налоговой Службы по г.Таганрогу, УФНС России по Ростовской области о признании действий (бездействия) незаконным,
В обосновании требований указано, что Инспекцией ФНС России по г. Таганрогу Ростовской области в отношении ФИО1, по результатам проведенной камеральной проверки по НДФЛ, было принято Решение № 679 от 21.02.2022 г. о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной ст. 228 НК РФ в виде обязанности уплатить НДФЛ в сумме 422 500,00 руб.; п. 1 ст. 119 НК РФ в виде суммы штрафа за не предоставление декларации по НДФЛ за 2020 г. в размере 31 687,50 руб.; п. 1 ст. 122 НК РФ в виде суммы штрафа за неуплаченную сумму НДФЛ за 2020 г. в размере 21 125,00 руб.
Решение Инспекции ФНС им было обжаловано в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Ростовской области.
Решением Управления ФНС от 26.05.2022 г. № 15-20/2179@ в удовлетворении жалобы было отказано.
Полагал данные действия незаконными по следующим основаниям. В собственности административного истца с 28.10.2015 г. находился объект недвижимости с кадастровым номером 61:58:0002008:518, площадью 590,1 кв.м., по адресу: <...>, который в 2017 г. был разделен посредством изготовления технических планов на два самостоятельных помещения: с кадастровым номером 61:58:0002008:628 площадью 212,9 кв.м. и с кадастровым номером 61:58:0002008:627, площадью 377,2 кв.м. Одно из помещений было реализовано в соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества 13/07 от 14.07.2020 г, переход права собственности по которому был зарегистрирован 16.12.2020 года. Данное помещение находилось в собственности ФИО1 с 28.10.2015 года в соответствии с Договором купли продажи от 22.10.2015 г., что было подтверждено записями в ЕГРН, в том числе и представленной в ходе проверки Выпиской из ЕГРН от 30.05.2017 г. полученной после раздела нежилого помещения в которой в графе «документы основания» был указан договор купли-продажи от 22.10.2015 г.
Административным истцом не предоставлялась декларация по НДФЛ за 2020 г. от продажи помещения, так как он исходил из того факта, что право на него возникло с 2015 г. и он имел право на имущественный вычет; учитывая, что им каких-либо действий связанных с переустройством и/или перепланировкой, или реконструкцией, требующих получения разрешений компетентных органов власти, он не производил; раздел помещения на два самостоятельных, был осуществлен документально. Однако, и Инспекция ФНС, и Управление ФНС, посчитали, что ФИО1 был обязан подать декларацию по НДФЛ за 2020 г. в связи с продажей нового объекта недвижимого имущества, так как потерял право на налоговый имущественный вычет по основаниям давности приобретения. Налоговые органы посчитали, что право на проданное помещение у него возникло не в 2015 г., а в 2017 г., в связи с чем, и приняли оспариваемые Решения.
ФИО1, считает оспариваемые Решения административных ответчиков незаконными и подлежащими отмене.
ФИО1, работает в ООО «К-ДЕВЕЛОПМЕНТ» в должности генерального директора и его ежемесячный доход составляет 16668,00 руб., что подтверждается справкой с места работы от 07.07.2022г. на его иждивении находится несовершеннолетний сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается Свидетельством о рождении, мать-пенсионерка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается Пенсионным Удостоверением, указанная сумма к уплате в общем размере 475 312,50 руб. является для него существенной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 137, п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ, ст. ст. 124, 125, 218 - 220 Кодекса административного судопроизводства РФ, ФИО1 просит Таганрогский городской суд Ростовской области: признать незаконным и отменить Решение Инспекции ФНС России по г. Таганрогу Ростовской области от 21.02.2022 г. № 679 о привлечении административного истца к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ и п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ; признать незаконным и отменить Решение Управления ФНС России по Ростовской области от 26.05.2022 г. № 15-20/2179@ об оставлении апелляционной жалобы на Решение Инспекции ФНС России по г. Таганрогу Ростовской области от 21.02.2022 г. без удовлетворения.
В судебном заседании административный истец ФИО1 доводы иска поддержал, просил его удовлетворить. Полагал неверным считать, что были созданы два новых объекта, он произвел раздел принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества – нежилого помещения, и произвел отчуждение одной из частей. Не возражал, что при разделе образованные помещения хотя и сохранили адрес, имеют новый кадастровой номер и иную площадь. Уточнил, что является учредителем ООО «К-ДЕВЕЛОПМЕНТ», одним из видов деятельности которого является «покупка и продажа собственного недвижимого имущества» и к нему применяется упрощенная система налогообложения. Данные помещения являлись предметом его предпринимательской деятельности. Обратил внимание на то, что статус индивидуального предпринимателя им прекращен.
В судебном заседании представитель административного ответчика ИФНС России по г.Таганрогу ФИО2, возражала против удовлетворения иска, просила отказать. Представила письменные возражения, в которых указала, что ФИО1 в 2020 году получил доход от продажи нежилого помещения расположенного в <...>, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения. По общему правилу минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет. Согласно сведениям, поступившим от федеральной государственной службы кадастра и картографии, на основании Приказа от 12.08.2011 «Об утверждении порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и объектах недвижимого имущества» нежилое помещение, расположенное в <...>, с кадастровым номером 61:58:0002008:627 находилось в собственности ФИО1 по с 30.05.2017 г. по16.12.2020 г. Дата присвоения кадастрового номера 30.05.2017 г.
В соответствии с п. 1 ст.229 НК РФ ФИО1 обязан был представить декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2020 год не позднее 30.04.2021г.
Однако, в установленный налоговым законодательством срок налоговая декларация ФИО1 не была представлена.
В отношении ФИО1 налоговым органом 16.07.2021г. сформирован «Расчет НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи либо дарения объектов недвижимости». С 16.07.2021г. начата камеральная налоговая проверка в связи с непредставлением налоговой декларации.
Сумма налога на доходы за 2020 год, подлежащая уплате на основе расчета составила 422 500 руб., по сроку уплаты 15.07.2021 г.
Согласно пп.2 п.1 ст.228 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.
ФИО1 является плательщиком НДФЛ, в связи с получением дохода от продажи недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...> в сумме 3 500 000 руб.
Согласно п.2 ст. 214.10 НК РФ, в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
Согласно сведениям, поступившим от федеральной государственной службы кадастра и картографии, нежилое помещение по адресу <...> с кадастровым номером 61:58:0002008:627 по состоянию на 01.01.2020 г. имело кадастровую стоимость в размере 1 012 170.94 руб., с учетом коэффициента 0,7 кадастровая стоимость равна 708 519.66 руб. (1 012 170.94 руб. х 0,7), в целях налогообложения меньше, чем фактически полученный доход от продажи. Доход от продажи нежилого помещения по договору купли-продажи составляет 3 500 000 руб.
По расчету установлено следующее: доход от продажи квартиры составил - 3 500 000 руб.; сумма имущественного вычета - 250 000 руб.; сумма налогооблагаемого дохода - 3 250 000 руб. (3 500 000 руб.- 250 000 руб.). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет - 422 500.00 руб. (3 250 000.00 руб.х13%). Налогоплательщику в рамках КНП было направлено требование о предоставлении пояснений № 9257 от 03.08.2021 г.
Отправка требования осуществлена по почте простой корреспонденцией. Требование налогоплательщиком было получено, в ответ на него, ФИО1 31.08.2021 г. было представлено пояснение, в котором налогоплательщиком отрицается правомерность начисления ему налога на доходы физических лиц за 2020 год по доходу, полученному от продажи нежилого помещения по адресу <...>, т.к. право собственности на указанный объект возникло у него в 2015 г. Моментом возникновения права собственности на образованное в результате разделения помещения считает с 22.10.2015 года.
18.10.2021 года камеральная налоговая проверка была окончена, по ее итогам составлен акт налоговой проверки № 8986 от 17.12.2021 г., по которому предложено начислить НДФЛ в размере 422 500.00 руб. и привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения по статьям 119 и 122 НК РФ.
Акт налоговой проверки № 8986 от 17.12.2021 г. и извещение о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки № 9525/1 от 17.12.2021 г. отправлены налогоплательщику заказным письмом 24.12.2021г., индекс почтового идентификатора 34790065052157.
Согласно нормам статьи 100 НК РФ, в случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
С учетом данной нормы и установленных выходных дней в декабре 2021 г., по отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 34790065052157, акт налоговой проверки и извещение получены 11.01.2022 г.
Рассмотрение материалов проверки было назначено на 21.02.2022 года.
Письменные Возражения на акт проверки налогоплательщиком не были представлены. Однако, налогоплательщик присутствовал при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки 21.02.2022 года и заявил о своем несогласии с актом камеральной налоговой проверки по доводам аналогичным письменным пояснениям от 31.08.2021 г. вх.№ 30877.
По итогам проверки в отношении ФИО1 вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 679 от 21.02.2022 г. по которому налогоплательщику начислена сумма НДФЛ в размере 422 000 руб. с учетом смягчающих обстоятельств применены меры ответственности по статьям 119 и 122 НК РФ за непредставление налоговой декларации и неуплату налога в общей сумме 52 812.50 руб., начислена сумма пени в размере 22 941.74 руб. Итого сумма к уплате по данному решению составила 498 254.24 руб.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган располагал документами налогоплательщика, сведениями органов государственной регистрации недвижимости.
Представитель УФНС России по Ростовской области ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Предоставила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором изложены доводы аналогичные доводам ИФНС по г. Таганрогу. Обратила внимание, что Управление в данном споре является ненадлежащей стороной, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном данным Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган оставляет жалобы (апелляционную жалобу) без удовлетворения, отменяет акт налогового органа ненормативного характера, отменяет решение налогового органа полностью или в части, отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение, признает действия или бездействия должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
В пункте 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в случае, если решением вышестоящего налогового органа по жалобе решение нижестоящего налогового органа в обжалованной части было оставлено без изменения полностью или частично, судам при рассмотрении дела по заявлению налогоплательщика, необходимо исходить из того, что оценке подлежит решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных вышестоящим налоговым органом изменений (если таковые имели место).
При этом решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика (как и его действия, выразившиеся в принятии решения), может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, только если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий
Решением УФНС России по Ростовской области апелляционная жалоба ФИО1 на решение ИФНС по г. Таганрогу Ростовской области №679 от 21.02.2022 г о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения. Новое решение УФНС России по Ростовской области не принималось, следовательно, Управление не является надлежащей стороной по рассматриваемому спору. В связи с чем, требования истца в указанной части подлежат отказу в удовлетворении. По существу заявленных требований, поддержала доводы ИФНС РФ по Ростовской области, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 было приобретено нежилое помещение с кадастровым номером 61:58:0002008:518 по адресу <...> по договору купли- продажи от 22.10.2015 г., общая площадь помещения составляла 590,10 кв.м., дата регистрации права 28.10.2015 г.
В дальнейшем данное помещение было разделено на два объекта, 30.05.2020 года зарегистрировано прекращение права на объект с кадастровым номером 61-58-0002008:518, и зарегистрировано два новых объекта с кадастровыми номерами 61:58:0002008:627 площадью 377.20 кв.м. и 61:58:0002008:628 площадью 212.90 кв.м. по адресу <...>.
14.07.2020 года, согласно договора купли-продажи недвижимого имущества № 13/07 ФИО1 произведена продажа нежилого помещения с кадастровым номером 61:58:0002008:627 за 3 500 000 руб. Государственная регистрация данной сделки осуществлена 16.12.2020 г.
Согласно статьи 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», Если собственник здания принимает решение о выделении из состава здания одного или нескольких помещений, то при внесении в реестр записей об образовании самостоятельных объектов недвижимости прекращается право собственности на здание в целом ввиду утраты зданием правового режима объекта недвижимости, на который может быть установлено право собственности одного лица, о чем делается соответствующая запись в реестре.
Согласно п.2 статьи 217.1 НК РФ доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более. При этом по общему правилу минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.
В целях применения освобождения, предусмотренного п. 17.1 ст. 217 НК РФ, необходимо иметь в виду, что срок нахождения имущества в собственности налогоплательщика определяется за период, в котором это имущество непрерывно находилось в собственности налогоплательщика до планируемого момента его продажи. Право собственности, в том числе основания его возникновения и прекращения, регулируется Гражданским кодексом РФ.
На основании статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.При этом статьей 219 ГК РФ установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
При определении срока нахождения имущества в собственности необходимо учитывать, что согласно статьи 235 ГК РФ основаниями прекращения права собственности являются: отчуждение собственником своего имущества другим лицам отказ собственника от права собственности, гибель или уничтожение имущества, а также утрата права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В отношении правоотношений по разделу объектов недвижимого имущества, возникших до 01.01.2017, порядок регистрации права собственности на образованное недвижимое имущество определён Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
С 01.01.2017 государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 03.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, в отношении правоотношений по разделу объектов недвижимого имущества, возникших после 01.01.2017, порядок регистрации права собственности на образованное недвижимое имущество определяется Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате, в том числе раздела объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
При этом согласно части 3 статьи 41 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» снятие с государственного кадастрового учёта и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учётом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
С учётом указанных норм Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», а также положений гражданского законодательства Российской Федерации, в частности норм статей 131, 219 ГК РФ, следует, что, поскольку при разделе объекта недвижимости возникли новые объекты права собственности, а первичный объект прекратил своё существование. При этом срок нахождения в собственности образованных при разделе объектов недвижимости для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц при их продаже следует исчислять с даты государственной регистрации прав на вновь образованные объекты недвижимости.
При этом по общему правилу минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.
В связи с чем, у суда нет оснований не согласиться с доводами налоговых органов, что в результате раздела было образовано два объекта недвижимого имущества, (пункт 3 части 1 статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»), так как с учетом Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» а также положений Гражданского законодательства РФ установлено, что при разделе объекта недвижимости возникают новые объекты права собственности, а первичный объект прекращает свое существование, срок нахождения в собственности образованных при разделе объектов недвижимости для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц при их продаже следует исчислять с даты государственной регистрации прав на вновь образованные объекты недвижимости, а не с момента государственной регистрации права собственности физического лица на объекты недвижимости, прекратившие свое существование в результате раздела.
В тоже время в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, оспариваемые решения, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 2 статьи 217.1 НК РФ определено, что если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В целях настоящей статьи минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий: 1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации; 2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации; 3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением (пункт 3 статьи 217.1 НК РФ).
Пунктом 4 статьи 217.1 НК РФ установлен общий минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества - пять лет.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанностей по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2.4 и 5 статьи 224 НК РФ, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).
В силу статьи 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с названными в этой статье главами Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 249 Кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ ФИО1 (единственным учредителем и генеральным директором ООО «К-ДЕВЕЛОПМЕНТ») избрано в качестве объекта налогообложения единым налогом, уплачиваемым при применении УСН, доходы. Одним из видов деятельности в обществе значится «покупка и продажа собственного недвижимого имущества».
Между тем, налоговый орган в ходе проверки счел невозможным квалификацию продажи рассматриваемых объектов недвижимости в качестве осуществления заявителем предпринимательской деятельности и, учитывая нахождение имущества в собственности заявителя менее 5 лет, доначислил НДФЛ.
В пункте 1 статьи 39 Налогового Кодекса установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками - физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Согласно статье 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ.
Моментом определения налоговой базы, в соответствии с пунктом 1 статьи 223 НК РФ, является дата фактического получения дохода.
На основании статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитываются: доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 249 НК РФ, в целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ установлено, что в целях настоящей главы датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Таким образом, сумма выручки за реализованное имущество, использовавшееся в предпринимательской деятельности, облагаемой в соответствии с главой 26.2 НК РФ, должна включаться хозяйствующим субъектом в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по УСН.
Поскольку гражданине, вправе использовать принадлежащее им имущество как для собственных нужд, так и для предпринимательской деятельности, принципиальное значение для определения режима налогообложения при реализации такого имущества имеет его назначение и цели использования.
Суд полагает, что с целью установления реальной налоговой обязанности ФИО1 налоговому органу в ходе проведения налоговой проверки следовало определить реальный характер рассматриваемых сделок и деятельности.
Суд полагает, что инспекцией вопрос о характере деятельности по приобретению и реализации объектов недвижимости не исследовался, отнесение деятельности по реализации недвижимого имущества как реализации именно физическим лицом осуществлено исключительно на основании представления декларации 3-НДФЛ, представленных в ходе проведения проверки.
Между тем, в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями статей 15 и 18 Конституции Российской Федерации механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно - надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения.
Учитывая изложенное и, принимая во внимание положения пункта 2 статьи 22 НК РФ, устанавливающие обязанность налоговых органов обеспечивать права налогоплательщиков, налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону.
Соответственно, недопустим отказ в осуществлении прав налогоплательщиков только по формальным основаниям, не связанным с существом реализуемого права, и по мотивам, обусловленным лишь удобством налогового администрирования.
Указанная позиция, изложенная в пункте 32 Обзора судебной практики ВС РФ N 2(2019), утвержденного Президиумом ВС РФ 17.07.2019, ранее нашла отражение в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 16.02.2018 N 302-КГ17-16602, от 03.08.2018 N 305-КГ18-4557, пункте 35 Обзора судебной практики ВС РФ N 4(2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 26.12.2018, в целях обеспечения единства судебной практики.
Именно налоговый орган уполномочен на контроль в области налогов.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.06.2013 N 18384/12, о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности может свидетельствовать изготовление (приобретение) имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации, хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок, взаимосвязанность всех совершенных гражданином в определенный период времени сделок. В отношении деятельности по приобретению и реализации объектов недвижимости вывод о ее предпринимательском характере также может быть сделан с учетом множественности (повторяемости) данных операций, непродолжительного периода времени нахождения имущества в собственности гражданина.
Одним из признаков отнесения к предпринимательской деятельности реализации помещения является предназначение этого помещения (невозможность его использования для личных потребительских нужд предпринимателя, исходя из его характеристик). Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 18384/12.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 13 постановления от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что предпринимательской деятельностью является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состава правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.
При разрешении данной категории споров помимо учета прав собственника - физического лица, устанавливаются обстоятельства, связанные с систематичностью (на протяжении длительного периода и неоднократность) получения такого дохода, возможность использования имущества в личных целях, поскольку при невозможности использования имущества в личных, семейных целях, иного, помимо применения в предпринимательской деятельности, такое имущество предназначения не имеет.
Квалификация доходов, относящихся к предпринимательской деятельности, зависит от совокупности факторов, составляющих суть конкретного вида предпринимательской деятельности.
При этом существенным фактором для определения целей приобретения и использования имущества в предпринимательских целях является изначальное предназначение имущества, исключающее возможность использования в личных, семейных целях.
Судом установлено, что предметом договора купли-продажи были нежилые помещения, доказательств использования спорного имущества в личных целях налоговым органом не представлено. Достоверно установлено, что приобретенное и реализованное заявителем недвижимое имущество, исходя из его назначения, не может быть использовано в личных и семейных целях. Исходя из характеристик, данное имущество относится к категории нежилых помещений, расположенных в цокольном этаже.
То есть, характеристики реализованного помещения не позволяли его использовать в личных потребительских целях, помещение приобреталось для использования в предпринимательской деятельности.
По общему правилу, при реализации предпринимателем, находящимся на УСН, недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, доходы от такой сделки подлежат включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Соответственно, сумма выручки за реализованное имущество, предназначенное для использования в предпринимательской деятельности, облагаемой в соответствии с главой 26.2 НК РФ, должна включаться индивидуальным предпринимателем в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по УСН. Доходы, полученные от продажи недвижимого имущества, в данном случае не подлежат обложению НДФЛ.
Не вызывает сомнений подсудность данного спора суду общей юрисдикции, так как в данном случае рассматривается вопрос о решении, принятом в отношении физического лица по факту незаконности доначисления НДФЛ.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Инспекции Федеральной Налоговой Службы по г.Таганрогу, УФНС России по Ростовской области, о признании действий (бездействия) незаконным – удовлетворить.
Признать незаконным решение ИФНС РФ по г.Таганрогу от 21.02.2022г № 679 о привлечении административного истца к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ и п.1 ст. 122 НК РФ.
Признать незаконным Решение УФНС РФ по Ростовской области от 26.05.2022г № 15-20/2179@ об оставлении без удовлетворения апелляционной жалобы на решение ИФНСРФ по РО по г. Таганрогу от 21.02.2022 № 679 в отношении ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Таганрогский городской суд Ростовской области.
Председательствующий: Е.М. Фатыхова
Решение в окончательной форме изготовлено 19.08.2022 года.