К делу № 2а-4445/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 19 сентября 2018 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевелева Н.С.
при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи об оспаривании отказа в оказании муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель, находящихся в муниципальной собственности»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным иском к администрации города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи об оспаривании отказа в оказании муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель, находящихся в муниципальной собственности».
В административном иске ФИО1 просил признать незаконным решение Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО1 в оказании муниципальной услуги 6.16 «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель, находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении»; устранить допущенные нарушения закона, для чего обязать Администрацию г. Сочи и лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. Сочи утвердить схему расположения земельного участка общей площадью 64 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории, представленного ФИО1 вместе с заявлением вх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования ФИО1 мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание: 3-х этажный гаражный бокс №, 52 площадью 144,7 кв.м. кадастровый № расположенный по адресу <адрес> объект недвижимого имущества расположен в границах земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1323 кв.м., находящимся в муниципальной собственности, о чем в ЕГРН внесена запись о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок, расположенный под зданием гаража и необходимый для обеспечения его эксплуатации, на момент приобретения ФИО1 указанного здания, в установленном порядке образован не был. В связи с указанным обстоятельствам, учитывая, что ему, в силу пп. 6 п. 2 ст. 39.3 и пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ принадлежит право на приобретение в собственность за плату или в аренду земельного участка под зданием гаража и необходимого для его эксплуатации, я в порядке ст. 11.10 ЗК РФ обратился в специализированную организацию по вопросу подготовки схемы земельного участка на кадастровом плане территории. По его заданию, специализированной организацией, с учетом площади земельного участка необходимого для эксплуатации здания гаража, была подготовлена схема расположения земельного участка общей площадью 64 кв. м. на кадастровом плане территории, образуемого путём раздела земельного участка с кадастровым номером № на два обособленных земельных участка общей площадью 1259 кв.м. и 64 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 64 кв.м. на кадастровом плане территории, представив пакет документов, предусмотренный действующим земельным законодательством РФ. Решением Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 было отказано в оказании муниципальной услуги 6.16 «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель, находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении». Как следует из названного отказа, основанием для отказа в оказании муниципальной услуги послужили следующие обстоятельства: в нарушение пп. 10 п. 29 Административного регламента «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель, находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении», утвержденного постановлением администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Регламент) отсутствует обоснование образования земельного участка; в нарушение пп. 1 п. 29 Регламента отсутствует согласие в письменной форме всех собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке подлежащего разделу. Административным истцом обжалуется решение Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ как несоответствующее закону и нарушающее мое прав на приобретение земельного участка. До обращения в суд с настоящим административным иском, право на обращение в вышестоящий орган государственной власти с жалобой на решение Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. Сочи мною реализовано не было. Указанное решение органа государственной власти, подлежит признанию незаконным. Для целей образования земельного участка, в том числе необходимого для обеспечения эксплуатации здания, строения, сооружения, собственнику такого объекта недвижимого имущества, каковым, применительно к настоящему спору, является ФИО1, которому принадлежит безусловное право на подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В обжалуемом решении указано на необходимость получения согласия правообладателя земельного участка на его раздел, однако пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ не содержит такого основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Перечень оснований указанных в пункте 16 ст. 11.10 ЗК РФ не подлежит расширенному толкованию. Кроме того, поскольку получение данного согласия не предусмотрено Земельным кодексом РФ, постольку требование административного ответчика, в предоставлении данного документа, как необходимого условия оказания муниципальной услуги противоречит положениям пункта 19 ст. 11.10 ЗК РФ. Согласование вопросов раздела земельного участка может быть произведено самим собственником земельного участка в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. Сочи на последующих стадиях раздела и не может служить основанием для отказа в утверждении схемы. В данном случае, уполномоченный орган власти лишён законных оснований для перекладывания разрешения данного вопроса на лицо, испрашивающее оказание ему муниципальной услуги. Иной довод административного ответчика об отсутствии обоснования образования земельного участка путем его раздела не соответствует действительности, поскольку как видно из заявления, и иных документов, которые к нему прикладывались, целью раздела земельного участка находящегося в муниципальной собственности являлось получения данного земельного участка для эксплуатации, принадлежащего мне на праве собственности объекта недвижимого имущества - нежилого здания. Административный истец настаивает на том обстоятельстве, что оспариваемое мною решение органа государственной власти противоречит закону, нарушает мои права и охраняемые законом интересы, а так же создает препятствия в осуществлении иных прав.
В судебное заседание административный истец не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, для участия в деле направил своего представителя – ФИО2, действующего на основании доверенности, который в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административном иске, на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель административного ответчика администрации города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи – ФИО3, действующий на основании доверенности, административный иск не признал, возражал против его удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица ГСК № в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело без его участия не просил.
На основании ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Поскольку суд не признал обязательной явку заинтересованного лица ГСК №, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее административное дело без его участия.
Заслушав доводы и пояснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое здание: гаражный бокс № площадью 144,7 кв.м. кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>.
Указанный гаражный бокс расположен в границах земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1323 кв.м., находящимся в муниципальной собственности, о чём в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
По заданию ФИО1 специализированной организацией, с учетом площади земельного участка необходимого для эксплуатации здания гаража, была подготовлена схема расположения земельного участка общей площадью 64 кв.м. на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером № на два обособленных земельных участка общей площадью 1259 кв.м. и 64 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец через МАУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Сочи» обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 64 кв.м. на кадастровом плане территории, то есть с заявлением о предоставлении муниципальной услуги 6.16 «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении».
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи ФИО1 отказано в предоставлении муниципальной услуги 6.16 «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении» (письменный отказ №).
Данный отказ мотивирован тем, что в заявлении об утверждении схемы расположения земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером № отсутствует обоснование образования земельного участка или земельных участков. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, полученной в рамках межведомственного взаимодействия земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности муниципального образования город-курорт Сочи и в пределах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами: №. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, полученной в рамках межведомственного взаимодействия в здании с кадастровым номером № расположены гаражные боксы № находящиеся в собственности ФИО1 Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, полученной в рамках межведомственного взаимодействия в здании с кадастровым номером 23:49:0205027:2102 указаны следующие кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании: №<данные изъяты><данные изъяты> выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, полученной в рамках межведомственного взаимодействия в здании с кадастровым номером № указаны следующие кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании: №. Отсутствует согласие в письменной форме всех собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках. Отказывая административному истцу в
Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Порядок и основания предоставления земельных участков установлены Земельным Кодексом РФ и административными регламентами предоставления муниципальных услуг, и зависят от целей использования земельных участков, в зависимости от имеющихся оснований.
Статьей 39.1 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (часть 1 ст. 39.1 ЗК РФ).
Постановлением администрации города Сочи от 07.09.2015 № 2612 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении».
На основании ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Оценка возможности раздела или изменения земельного участка должна решаться с учетом требований статьи 11.9 ЗК РФ, а именно: предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами; предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами; границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами; не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
При обращении в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО1 представлена на согласование схема расположения земельного участка общей площадью 64 кв.м. на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 1323 кв.м. на два обособленных земельных участка общей площадью 1259 кв.м. и 64 кв.м.
в соответствии с п. 6 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", в схеме расположения земельного участка приводятся:
условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);
сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
На основании п. 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении", утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования город Сочи от 7 сентября 2015 г. N 2612 получателями муниципальной услуги являются физические и юридические лица, заинтересованные в образовании земельного участка (земельных участков) путем раздела земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, либо предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а так же физические и юридические лица при объединении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, принадлежащих им на правах аренды, а так же предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования одному лицу (далее - заявители).
Согласно пп. 10 п. 29 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении", утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования город Сочи от 7 сентября 2015 г. N 2612, Департамент до 1 января 2020 года вправе принять решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, если в заявлении об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории не указаны цель использования и способ образования земельного участка или земельных участков.
Из материалов дела следует, что в заявлении об утверждении схемы расположения земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, поданного ФИО1, отсутствует обоснование образования земельного участка или земельных участков, что в соответствии с п.п. 10 п. 29 административного регламента «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении», утвержденного постановлением администрации города Сочи от 07.09.2015 № 2612 является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Доказательств, подтверждающих обратное административным истцом суду не представлено.
На основании пп. 1 п. 29 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении", утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования город Сочи от 7 сентября 2015 г. N 2612, Департамент до 1 января 2020 года вправе принять решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, если отсутствует согласие в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении образуются земельные участки, а также собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках, за исключением случаев образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, либо образования таких земельных участков на основании решения суда.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, полученной Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в рамках межведомственного взаимодействия, земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности муниципального образования город-курорт Сочи и в пределах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами: №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, полученной Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в рамках межведомственного взаимодействия, в здании с кадастровым номером № указаны следующие кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании: №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, полученной Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в рамках межведомственного взаимодействия, в здании с кадастровым номером № указаны следующие кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании: №.
При обращении ФИО1 с заявлением о предоставлении ему муниципальной услуги 6.16 «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель, находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении» не были представлены согласия в письменной форме всех собственников указанных объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, что в соответствии с п.п. 1 п. 29 административного регламента «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении», утвержденного постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании доказательств, представленных сторонами, суд приходит к выводу, что отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО1 в оказании муниципальной услуги 6.16 «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности, при разделе, объединении», является законным и обоснованным, а доводы, приведенные административным истцом, не являются основанием для признания данного отказа незаконным, что исключает возможность удовлетворения требований административного истца.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении заявленных требований, суд учитывает также то обстоятельство, что отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № вынесен ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С административным иском ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть, пропустив установленный ст. 219 КАС РФ, срок на подачу административного искового заявления о признании незаконным отказа Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ч. 5 ст. 219 КАС РФ причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. В силу ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Административным истцом заявлено о восстановлении срока на обжалование решения Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, административный истец ссылался на то, что он обращался в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, которое было возвращено определением Центрального районного суда города Сочи было возвращено. С определением ФИО1 ознакомился ДД.ММ.ГГГГ, когда оно было получено вместе с исковым материалом. Данное определение в установленном законом порядке не было обжаловано ФИО1
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на предъявление административного иска в суд, административным истцом не представлено, а приведенные административным истцом доводы, не свидетельствуют об уважительности причин пропуска установленного законом срока на подачу административного искового заявления о признании незаконным отказа Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, каких-либо причин, объективно исключавших возможность своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением и не зависящих от истца, в судебном заседании не установлено.
На основании ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При изложенных обстоятельствах, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд находит необходимым отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи об оспаривании отказа в оказании муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель, находящихся в муниципальной собственности» – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.С. Шевелев
Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей 21.09.2018 года.
«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»
"Согласовано"