ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4446/202121И от 21.06.2021 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

78RS0019-01-2020-012991-40

Дело № 2а-4446/2021 21 июня 2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,

при помощнике судьи Шлуневой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, в котором просил признать незаконным решение административного ответчика от 21.10.2020 года № КУВД-001/2020-19984701/1 об отказе во внесении изменений в выписку ЕГРН в сведения о площади квартиры по адресу: <адрес>, имеющей кадастровый номер .

В качестве меры по восстановлению нарушенного права административный истец просил обязать административного ответчика внести изменения в выписку ЕГРН в сведения о площади квартиры по адресу: Санкт-<адрес>, имеющей кадастровый номер , на основании заявления № КУВД-001/2020-19984701 от 18.10.2020 года и представленных документов.

В обоснование административного иска указано, что на основании договора участия в долевом строительстве № <данные изъяты>, заключенного между ФИО1 и ООО «Главстрой-СПб» зарегистрировано право собственности ФИО1 на квартиру по адресу: <адрес>, имеющую кадастровый номер , общей площадью 33,41 кв.м. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН от 07.04.2020 года.

23.01.2020 года ФИО1 получил заключение ООО «Центр экспертных заключений», в котором указано, что общая площадь квартиры на 1,01 кв.м меньше. Данное обстоятельство было подтверждено филиалом ГУП «ГУИОН» - ПИБ Северо-Западное. Таким образом, общая площадь квартиры составляет 32,4 кв.м.

18.10.2020 года ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением № КУВД-001/2020-19984701 о внесении изменений в выписку из ЕГРН в сведения о площади квартиры с приложением документов, подтверждающих факт несоответствия площади квартиры.

21.10.2020 года административным ответчиком принято решение № КУВД-001/2020-19984701/1 об отказе во внесении изменений в выписку ЕГРН в сведения о площади квартиры, в котором указано, что необходимые сведения для внесения изменения площади на объект не загружены.

Данное решение административного ответчика не соответствует закону и нарушает права административного истца.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 111, 112), об отложении судебного заседания не просил.

Представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явилась, требования административного искового заявления поддержала.

Административный ответчик государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д. 114), об отложении судебного заседания не просила.

Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в лице представителя ФИО4, действующего на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явился, представитель административного ответчика против удовлетворения требований административного иска возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, в которых указано, что 18.10.2020 года административный истец обратился в Управление Росреестра с заявлением № КУВД-001/2020-19984701 о внесении изменений площади в кадастр недвижимости в отношении квартиры по адресу: <адрес>, имеющей кадастровый номер .

21.10.2020 года в соответствии со ст. 25 Закона о регистрации заявителю было выдано уведомление о возврате без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав от 18.10.2020 года № КУВД-001/2020-19984701, представленных для государственного кадастрового учета в связи со следующим: документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования, а именно: не представлен технический план. Выявление иных возможных оснований для приостановления и/ или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета не проводилось в связи с отсутствием возможности проведения соответствующих проверок, поскольку необходимые для этого сведения не были загружены в Единый государственный реестр недвижимости.

В связи с тем, что заявителем не был представлен технический план и документы технического учета не были представлены в электронной форме, государственным регистратором было принято оспариваемое решение (л.д. 77-81).

Заинтересованные лица филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу, СПб ГУП «ГУИОН», ООО «Главстрой-СПб специализированный застройщик» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 115-119), об отложении судебного заседания не просили.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 07.04.2020 года Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу произведена государственная регистрация права собственности ФИО1 на квартиру площадью 32,6 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, имеющую кадастровый номер , на основании договора участия в долевом строительстве № 107/1-1-101/ЮД/ИА от 25.07.2018 года, акта приема-передачи от 13.01.2020 года, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 24.12.2019 года № 78-15-96-2019, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 07.04.2020 года (л.д. 30-33).

18.10.2020 года ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с заявлением № MFC-0575/2020-92723-1 о государственном кадастровом учете в связи с изменением основной характеристики объекта недвижимости, представив ведомость помещений и их площадей от 24.03.2020 года на бумажном носителе (л.д. 82-88).

21.10.2020 года государственным регистратором Управления Росреестра по Санкт-Петербургу ФИО2 сформировано уведомление № КУВД-001/2020-19984701/1, в котором указано, что в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявителю возвращаются без рассмотрения документы, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав от 18.10.2020 года № КУВД-001/2020-19984701, представленные для государственного кадастрового учета в связи со следующим: документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования, а именно: не представлен технический план. Выявление иных возможных оснований для приостановления и/ или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета не проводилось в связи с отсутствием возможности проведения соответствующих проверок, поскольку необходимые для этого сведения не были загружены в Единый государственный реестр недвижимости (л.д. 19).

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением 04.12.2020 года (л.д. 5).

Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Статьей 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (орган регистрации прав).

Государственная регистрация носит публичный характер, государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

Частью 1 статьи 14 названного Федерального закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно п. 9 ч. 4 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносится площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" технический план состоит из графической и текстовой частей (ч. 3).

В текстовой части технического плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения, включая сведения об использованной при подготовке технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей (ч. 7).

В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если:

1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования;

1.1) заявление о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемые к нему документы представлены в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и при этом не соблюдены требования, установленные статьей 36.2 настоящего Федерального закона;

2) такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;

3) информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем;

4) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона;

5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что административным истцом представлены документы, приложенные к заявлению от 18.10.2020 года, на бумажном носителе.

Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что у государственного регистратора не имелось оснований для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, без рассмотрения по тому основанию, что документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.

Кроме того, в оспариваемом решение указано на непредставление заявителем технического плана.

Вместе с тем данное обстоятельство является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии со ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания оспариваемого решения незаконным с возложением на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 18.10.2020 года № MFC-0575/2020-92723-1 о государственном кадастровом учете изменений основной характеристики объекта недвижимости в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

В порядке ст. 111 КАС РФ с административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в пользу административного истца следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей (л.д. 121).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.14, 62, 84, 150, 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 21 октября 2020 года № КУВД-001/2020-19984701/1 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 18.10.2020 года № MFC-0575/2020-92723-1 о государственном кадастровом учете изменений основной характеристики объекта недвижимости в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в пользу ФИО1 расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части требований административного иска ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.

В окончательной форме решение принято 30 июля 2021 г.

Судья Н.Ю. Петрова