Дело № 2а-444/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2017 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики
в составе судьи Потемкина О.А.
при секретаре Кадыковой Л.В.,
с участием
административного истца ФИО3,
административных ответчиков- главы администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО4, представителя администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО5, действующего по доверенности от <дата>,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к главе администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО4, администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа в перераспределении земельных участков, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов,
установил:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к должностному лицу - главе администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО4, мотивировав требования тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 21:12:120905:0227, площадью 1142+11 кв. м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. Распоряжением главы администрации <адрес> Чувашской Республики <число> от <дата> было разрешено строительство индивидуального гаража на ранее закрепленном земельном участке. Постановлением и.о. главы администрации Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики <число> от <дата> утверждена схема расположения земельного участка с условным номером 21:12:120905:ЗУ1, площадью 1180+12 кв.м, на кадастровом плане соответствующей территории по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. В целях приобретения в собственность за плату земельного участка ориентировочной площадью 27 кв.м, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером 21:12:120905:0227 путем перераспределения, он (ФИО3) обратился в администрацию Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики с соответствующим заявлением. Однако, письмом <число> от <дата> главы администрации Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики ФИО1 ему отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, обоснованный тем, что граница земельного участка выходит за "красную линию". С данным решением не согласен, полагая, что в соответствии с требованиями ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка, площадью 1180 кв.м, по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, была утверждена постановлением <число> от <дата>, которое никем не отменено и недействительным не признано; испрашиваемый земельный участок, вопреки доводам главы администрации ФИО4, территорией общего пользования, равно как и территорией, занятой линейными объектами, не является; местные нормативы градостроительного проектирования, утвержденные решением собрания депутатов Козловского городского поселения <число> от <дата>, не могут распространяться на объекты недвижимости, сформированные еще в 2005 году. Кроме того, ширина улицы от границы земельного участка <число> по <адрес> (соседнего участка) составляет 9 м 15 см, его (истца) земельный участок <число> по <адрес> расположен дальше от дороги. Ссылаясь на нормы законодательства, просит признать незаконным отказ в выкупе перераспределенного постановлением администрации Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики <число> от <дата> земельного участка, включенного в состав сформированного земельного участка с условным номером 21:12:120905:ЗУ, и обязать ответчика заключить договор выкупа спорного земельного участка; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и услуг представителя.
При подготовке дела к судебному разбирательству определением от <дата>, в соответствии с ч. 2 ст. 221 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд привлек к участию в деле в качестве административного соответчика- администрацию Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики, исполнительный орган местного самоуправления, в котором осуществляет свои обязанности административный ответчик- глава администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО4
В судебном заседании административный истец ФИО3 заявленные административные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить. Пояснил суду, с учетом дополнительно поставленных вопросов, что имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 21:12:120905:227, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства. Границы данного земельного участка определены в соответствии с требованиями действующего законодательства, закоординированы, земельный участок был отмежеван. В 2005 году после получения всех согласований и разрешений на принадлежащем земельном участке был построен гараж. Фактически для обслуживания своего домовладения дополнительно использует участок примерной площадью 27 кв.м из земель поселения. С целью узаконить использование данного земельного участка, проведя необходимые кадастровые работы, он (истец) обратился в администрацию Козловского городского поселения для утверждения схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории. Подготовленная схема была утверждена в мае 2017 года. В июне 2017 года на имя главы администрации Козловского городского поселения им было подано заявление о предоставлении в собственность земельного участка, образованного в связи с перераспределением земель. Письмом главы администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО4 <число> от <дата> ему в этом необоснованно отказано. Отказ препятствует ему в осуществлении предусмотренного земельным законодательством права на получение земельного участка в собственность.
Административный ответчик- глава администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО4 административные требования ФИО3 не признал, просил суд отказать в их удовлетворении. Пояснил, что в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики", утвержденными решением собрания депутатов Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики <число> от <дата>, ширина улицы не может быть меньше 15 метров. Испрашиваемый ФИО3 земельный участок находится в створе перспективных красных линий, заступает за границы улицы, относящейся к землям общего пользования поселения. Предоставление истцу спорного земельного участка повлечет нарушение земельного и гражданского законодательства, проведение на испрашиваемой территории реконструкции внутрипоселенческой дороги будет невозможным. Отказ ФИО3 в перераспределении земельных участков считал мотивированным, принятым с учетом местных градостроительных норм. На дополнительные вопросы суда пояснил, что распоряжение земельными участками, находящимися на территории Козловского городского поселения, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется администрацией Козловского городского поселения. Подтвердил, что ФИО3 действительно обращался в администрацию городского поселения с заявлением о предоставлении ему земельного участка, образованного в результате перераспределения принадлежащего ему земельного участка с землями, находящимися в собственности Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики.
Административный ответчик- представитель администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО5 административный иск ФИО3 не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать полностью. Пояснил, что на территории г. Козловка территорией общего пользования является территория, расположенная в границах традиционной, исторически сложившейся застройки, ограниченной линиями регулирования застройки. Линия регулирования застройки проходит по <адрес> по фасадам жилых зданий и совпадает с условной красной линией. Схема расположения земельного участка, предоставленная истцом, разработана без учета земель общего пользования, к которым относятся улицы внутри поселения. Испрашиваемый ФИО3 земельный участок относится к категории земель общего пользования. Полагал, что по существу отказ администрации поселения в перераспределении земельного участка основан на подп. 12 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ. На дополнительные вопросы подтвердил, что постановление <число> от <дата> об утверждении схемы расположения земельного участка с условным номером 21:12:120905:ЗУ1 на кадастровом плане территории вынесено компетентным органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, никем не оспорено, не отменено, в установленном законом порядке не признано недействительным.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав представленные письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Свидетель ФИО6, допрошенная судом по ходатайству стороны ответчика, показала, что занимает должность главного специалиста-эксперта администрации Козловского района Чувашской Республики, курирует вопросы градостроительной деятельности сельских и городского поселений Козловского района. На территории Козловского городского поселения красные линии, отделяющие территории общего пользования, не определены, их проект не разработан. Из схемы расположения земельного участка и топографической съемки видно, что испрашиваемый земельный участок по <адрес> находится в территориальной зоне Ж-1А. Градостроительный кодекс РФ определяет территориальные зоны как зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Решением Собрания депутатов Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики от 30.08.2011 № 48/4 утверждены Правила землепользования и застройки территории Козловского городского поселения. Приложением к указанным правилам является Карта градостроительного зонирования муниципального образования- Козловское городское поселение в части границ территориальных зон. Согласно данных указанной карты спорный земельный участок действительно расположен в территориальной зоне Ж-1А, в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Одним из основных видов разрешенного использования является отдельно стоящие одно-, двухквартирные жилые дома с приквартирными земельными участками до 1500 кв.м (ст. 43.1 указанных Правил).
<дата> на основании постановления главы администрации <адрес> Чувашской Республики <число> от <дата> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок категории земель поселений, площадью 1142 кв.м, с кадастровым номером 21:12:120905:0227, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, о чем выдано соответствующее свидетельство о государственной регистрации права <адрес>7.
Согласно кадастровому плану земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) от <дата><число>, выданного Управлением Роснедвижимости по Чувашской Республике, земельный участок с кадастровым номером 21:12:120905:0227 имеет следующие характеристики: местоположение- Чувашская Республика, <адрес>; категория земель- земли поселений; разрешенное использование (назначение)- для ведения личного подсобного хозяйства; площадь- 1142 + 11 кв.м., соответствует материалам межевания.
Распоряжением главы администрации <адрес> Чувашской Республики <число> от <дата> ФИО3 разрешено строительство индивидуального гаража на закрепленном земельном участке с его размещением согласно Плану, утвержденному главным архитектором <адрес> Чувашской Республики и согласованному представителями государственного контроля и надзора в сферах пожарной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.
По итогам обращения ФИО3 в администрацию Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики постановлением администрации Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики от <дата><число> "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории Козловского городского поселения <адрес>" утверждена схема расположения земельного участка с условным номером 21:12:120905:ЗУ1 из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1180 кв. м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, образованного путем перераспределения границ земельного участка с кадастровым номером 21:12:120905:227, площадью 1142 кв. м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, принадлежащего ФИО3, и земель, находящихся в муниципальной собственности, собственность на которые не разграничена. Зона по Правилам землепользования и застройки Козловского городского поселения Ж-1 "Зона застройки индивидуальными жилыми домами".
<дата> по результатам выполненных кадастровым инженером ООО "Центр кадастровых и землеустроительных работ" ФИО7 по заказу ФИО3 кадастровых работ в связи с образованием одного земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 21:12:120905:227 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составлен межевой план. Согласно заключению кадастрового инженера, являющегося составной частью межевого плана, площадь образуемого земельного участка составляет 1180 кв.м, из которых площадь земельного участка с кадастровым номером 21:12:120905:227 – 1142 кв.м, площадь перераспределяемого земельного участка- 38 кв.м.
Из раздела I "Сведения об основных характеристиках объекта недвижимости" выписки из Единого государственного реестра недвижимости <число> от <дата>, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике- Чувашии, следует, что <дата> в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об образовании земельного участка с кадастровым номером 21:12:120905:395, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, имеющего площадь 1180 +/- 12 кв.м.
Заявлением от <дата> ФИО3 обратился в администрацию Козловского городского поселения (вх. <число> от <дата>) с просьбой предоставить в собственность земельный участок, площадью 1180 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с перераспределением земельных участков.
Письмом и.о. главы администрации Козловского городского поселения ФИО4 от <дата><число>ФИО2 отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 21:12:120905:395, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, мотивированное тем, что согласно Местным нормативам градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики", утвержденным Решением собрания депутатов Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики <число> от <дата>, ширина улицы не может быть меньше 15 метров, а вышеуказанный земельный участок заступает за границы улицы.
Данное письмо направлено заявителю ФИО3 <дата>, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте.
За защитой своих нарушенных прав административный истец ФИО3 обратился в суд <дата>, т.е. в пределах срока обжалования.
Иные доказательства по предложению суда сторонами в материалы дела не представлены. Суд посчитал возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам (ст. 60 КАС РФ) по заявленным административным истцом требованиям (ч.1 ст. 178 КАС РФ).
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) предоставляет гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ (далее- ЗК РФ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", вступившей в силу с 01.01.2017, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Пункт 4 данной статьи предусматривает, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Суд считает установленным, что <дата> в администрацию Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики поступило заявление ФИО3 о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1180 кв.м, образованного в результате перераспределения земельных участков. Письмом и.о. главы администрации Козловского городского поселения ФИО4 от <дата><число> ему (ФИО3) в этом отказано. Следовательно, административный истец ФИО2 по существу обжалует действия главы администрации Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики, связанные с отказом в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, оформленным письмом за исх. <число> от <дата>.
Из п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 3 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно пунктам 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо, при отсутствии такого проекта,- в соответствии с утвержденной схемой расположения участка.
В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что перераспределение земель является способом образования земельных участков, но не отнесено законодателем к самостоятельным основаниям для предоставления земельного участка и не заменяет порядка и оснований их предоставления.
Как предусмотрено пунктами 1, 8 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения вышеуказанного соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований к принятию уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Согласно п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО3 является собственником земельного участка, площадью 1142 кв.м, с кадастровым номером 21:12:120905:227 по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, относящегося к землям населенных пунктов с разрешенным использованием "для ведения личного подсобного хозяйства". Намереваясь произвести увеличение площади земельного участка путем перераспределения его с землями, находящимися в муниципальной собственности, право на которые не разграничено, ФИО3 представил в администрацию Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики для утверждения схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, которая подготовлена с целью формирования границ и определения площади земельного участка с последующей привязкой к существующей опорно-межевой сети. Согласно данным, изложенным в данной схеме, перераспределяемый земельный участок расположен в той же территориально-планировочной зоне, что и исходный земельный участок с кадастровым номером 21:12:120905:227 и имеет общую с ним границу в точках н5-н1-н2-н3-н4. Перераспределяемый земельный участок с условным номером 21:12:120905:ЗУ1 обременений и капитальных сооружений не имеет, границы участка не определены и на кадастровый учет земельный участок не поставлен. Площадь земельного участка, находящегося в собственности ФИО3, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельно максимальных размеров земельного участка и составит 1180 кв.м.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики, утвержденными решением собрания депутатов Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики от <дата><число> (с изменениями, утвержденными решением собрания депутатов Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики от <дата><число>) земельный участок расположен в территориальной зоне: Ж-1А - зона застройки индивидуальными жилыми домами. Категория земель: земли населенных пунктов (http://gov.cap.ru).
Согласно ст. 43.1 Правил землепользования и застройки Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики для земельных участков, используемых в целях застройки индивидуальными жилыми домами, установлены их предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры- не менее 0,02 и не более 0,15 га.
Постановлением администрации Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики от <дата><число> утверждена схема расположения земельного участка с условным номером 21:12:120905:ЗУ1, площадью 1180 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства на кадастровом плане соответствующей территории по <адрес> Республики и образован соответствующий земельный участок. Сведений о том, что названное постановление отменено либо признано недействительным, суду не представлено. Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании также и административными ответчиками. Как подтверждается кадастровым паспортом образованного земельного участка от <дата> ему был присвоен кадастровый номер 21:12:120905:395.
Несмотря на то, что в установленном законом порядке схема расположения спорного земельного участка была утверждена, то есть уполномоченным органом принято решение о согласовании предоставления земельного участка, площадью 1180 кв.м, путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 21:12:120905:227, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, и земель муниципальной собственности, письмом и.о. главы администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО4 от <дата> за <число> в заключении соглашения о перераспределении земельных участков ФИО3 отказано.
Как объяснили в суде административные ответчики, отказ основан на положениях ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее- ГрК РФ), поскольку испрашиваемый ФИО3 земельный участок находится на землях общего пользования и нарушает красную линию застройки.
В силу ст. 42 ГрК РФ красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11 ст. 1 ГрК РФ).
В соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Красные линии отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ) и в проекте межевания территории (пункт 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ), относящихся к документации по планировке территорий.
Следовательно, из положений норм статей 41-43 ГрК РФ следует, что существующие красные линии, а также линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, подлежат нанесению и выделению на утвержденном в установленном порядке проекте планировке территории, являющимся основой для разработки проектов межевания территорий.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15.07.2010 N 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Между тем, как следует из пояснений стороны административного ответчика и допрошенного свидетеля, схема территориального планирования поселения отсутствует, границы земель общего пользования на карте границ городского поселения не определены, красные линии не вынесены.
Из исследованной судом публичной кадастровой карты видно, что испрашиваемый земельный участок не выходит за пределы существующей линии улицы, расположен в ее средней части в сложившейся линии застройки.
Таким образом, ответчиками не доказано, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, а также что данный спорный земельный участок (либо его часть) имеет правовой режим земель общего пользования.
Вопреки доводам стороны ответчика, суд не усматривает нарушения чьих-либо прав и отсутствия возможности реконструкции дороги в случае необходимости применительно перераспределяемого участка.
Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, приведенные в письме и.о. главы администрации Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики <число> от <дата> в перечень, предусмотренный п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ не входят. Фактически заявление ФИО3 с позиции материальных правовых норм Земельного кодекса РФ не рассматривалось, в связи с чем, ответ на его обращение не может быть признан законным и мотивированным.
Судом также установлено, что администрацией Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики было допущено нарушение срока рассмотрения заявления о перераспределении, предусмотренного п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ, поскольку ответ на заявление ФИО3, зарегистрированный администрацией <дата>, был дан ФИО3 лишь <дата>. Доказательств обратного администрацией Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики суду не представлено. Доводы стороны ответчика о том, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, противоречат исследованным судом письменным доказательствам.
Отказ административного ответчика в перераспределении земельного участка по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, является незаконным, вследствие чего, требования административного истца в данной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Срок обращения в суд ФИО3 за защитой своих прав не нарушен.
Вместе с тем, требования административного истца ФИО3 о возложении на администрацию Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики обязанности заключить договор выкупа земельного участка, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 21:12:120905:227, принадлежащего ФИО3, и земель, находящихся в муниципальной собственности, право на которое не разграничено, не подлежат удовлетворению. Суд считает, что рассмотрение заявления ФИО3 в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ предполагает реализацию ответчиком своих исключительных полномочий как органа местного самоуправления по вопросам, имеющим муниципальное значение. По смыслу Кодекса административного судопроизводства РФ, суд при рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) органов власти не вправе входить в обсуждение вопроса о материальных правах административного истца. С учетом конституционного принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции РФ, суд не вправе возлагать на орган местного самоуправления обязанность по осуществлению конкретных действий.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ при удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения органа суд обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Устранением нарушений прав административного истца в судебном порядке применительно к рассматриваемому делу будет понуждение административного ответчика к повторному рассмотрению заявления ФИО3 о предоставлении земельного участка путем перераспределения земель в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, требования административного истца ФИО3 подлежат удовлетворению частично.
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Статьей 106 КАС РФ определено, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
Положениями ст. 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 1 ст. 109 КАС РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 2 п. 21 указанного Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1, правило о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении, в частности, исков неимущественного характера. Поэтому, частичный отказ в иске не влечет за собой пропорциональное уменьшение размера присуждаемых к возмещению расходов.
Истец ФИО3 просил взыскать в качестве возмещения судебных издержек расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и услуг представителя.
По делу документально подтвержден факт несения административным истцом судебных расходов по оплате государственной пошлины в заявленном размере и не подтвержден факт несения и оплаты им услуг представителя, в связи с чем, суд считает возможным взыскать с администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики в пользу ФИО3 в возмещение расходов на оплату госпошлины 300 руб., отказав за необоснованностью в удовлетворении требования о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ и.о. главы администрации Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики ФИО1, выраженный в письме от <дата><число>, на заявление ФИО2 от <дата> о перераспределении земельных участков по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Возложить на администрацию Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО2 путем повторного рассмотрения его заявления о предоставлении земельного участка путем перераспределения земель.
В удовлетворении административного требования о понуждении ответчика заключить договор выкупа земельного участка отказать.
Взыскать в пользу ФИО2 с администрации Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики судебные издержки по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
В удовлетворении требования о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья О.А. Потемкин
Мотивированное решение составлено 20 октября 2017 года