ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-444/2021 от 24.09.2021 Балтийского городского суда (Калининградская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 сентября 2021 года город Балтийск

Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Дуденкова В.В.

при секретаре судебного заседания Черновой С.С.,

с участием помощника прокурора города Балтийска Берездовца М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-444/2021 по административному иску Бондаренко Аллы Анатольевны к администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области о признании незаконными решений о резервировании земельного участка и об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов,

УСТАНОВИЛ:

Бондаренко А.А. обратилась в суд с административным иском к администрации Балтийского городского округа о признании незаконным и отмене постановления от 01.07.2021 № "О резервировании земельных участков в границах муниципального образования "Балтийский городской округ" для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам состоящих в списках очередности граждан подавших заявления о предоставлении земельных участков в садоводческих товариществах", о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером (КН) , оформленного письменным уведомлением от 06.07.2021 № , и об обязании подготовить проект договора аренды земельного участка с КН без проведения торгов на срок 3 года в трёх экземплярах, подписать их и направить ей.

Свои требования административная истица обосновала тем, что является членом СНТ <..........> и в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – "ЗК РФ") имеет право на предоставление в аренду без проведения торгов садового земельного участка. 21 декабря 2020 года она обратилась в администрацию Балтийского городского округа с заявлением о предоставлении в аренду на срок 3 года без проведения торгов земельного участка площадью 520 кв. м с КН , предназначенного для ведения садоводства и расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Балтийск, СНТ <..........>, однако решением от 21.01.2021 № административный ответчик отказал ей в удовлетворении указанного заявления. Решением Балтийского городского суда Калининградской области от 25.05.2021 отказ администрации Балтийского городского округа от 21.01.2021 № был признан незаконным с возложением на административного ответчика обязанности по рассмотрению заявления от 21.12.2020 в соответствии со статьями 39.14, 39.17, 39.18 ЗК РФ. Несмотря на это, администрация Балтийского городского округа своим решением от 06.07.2021 № вновь отказала ей в предоставлении в аренду земельного участка с КН , сославшись на то, что постановлением администрации Балтийского городского округа от 01.07.2021 № этот земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд для дальнейшего предоставления гражданам, состоящим в списках очерёдности граждан, подавших заявление о предоставлении земельных участков в садоводческих товариществах. По мнению Бондаренко А.А., постановление от 01.07.2021 № является незаконным и нарушает её право на предоставление земельного участка, поскольку названная в этом муниципальном правовом акте цель резервирования земельного участка не предусмотрена пунктом 1 статьи 70.1 ЗК РФ. Принятие административным ответчиком оспариваемого постановления направлено на уклонение от исполнения решения суда от 25.05.2021. На момент подачи заявления от 21.12.2020 у администрации Балтийского городского округа отсутствовали законные основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка с КН в аренду без проведения торгов, что следует из решения суда от 25.05.2021.

В ходе судебного разбирательства административная истица Бондаренко А.А. настаивала на удовлетворении административного иска и полностью поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что Уставом муниципального образования "Балтийский городской округ" принятие решения о резервировании земельных участков для муниципальных нужд отнесено к компетенции окружного Совета депутатов, поэтому администрация Балтийского городского округа не обладала полномочиями на принятие оспариваемого постановления от 01.07.2021 № .

Представитель администрации Балтийского городского округа Быренкова Е.Е. не признала административный иск, мотивируя своё несогласие тем, что оспариваемые решения являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы Бондаренко А.А.

СНТ "<..........>" как заинтересованное лицо не обеспечило явку в суд своего уполномоченного представителя, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения административного дела.

Выслушав объяснения участников судебного разбирательства и проверив приведённые ими доводы, исследовав письменные доказательства и заслушав заключение прокурора Берездовца М.С., полагавшего удовлетворить требование об оспаривании постановления от 01.07.2021 № , суд находит административный иск Бондаренко А.А. подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.

Бондаренко Алла Анатольевна является членом садоводческого некоммерческого товарищества "<..........>", которое создано в 2007 году и расположено на территории муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области на земельном участке, ранее предоставленном гражданам для коллективного садоводства на основании постановления главы администрации города Балтийска от 27.10.1992 № (л.д. 6, 26–29).

21 декабря 2020 года Бондаренко А.А. обратилась в администрацию Балтийского городского округа с письменным заявлением, в котором просила предоставить ей в аренду без проведения торгов на срок три года земельный участок площадью 520 кв. м с КН , расположенный по адресу: Калининградская обл., Балтийский г.о., г. Балтийск, СНТ "<..........>", для ведения садоводства и городничества (л.д. 26–29, 46).

Земельный участок с КН образован из земельного участка, ранее предоставленного в 1992 году правопредшественнику СНТ "<..........>", поставлен на государственный кадастровый учёт 11 августа 2002 года, относится к категории земель населённых пунктов, имеет вид разрешённого использования "ведение садоводства", свободен от прав третьих лиц, находится в неразграниченной государственной собственности, расположен в водоохраной зоне Балтийского моря и имеет зарегистрированные ограничения прав, предусмотренные статьями 56 и 56.1 ЗК РФ (л.д. 35–43).

По результатам рассмотрения заявления от 21.12.2020 администрация Балтийского городского округа направила Бондаренко А.А. письменное уведомление от 21.01.2021 № , которым отказала ей в предоставлении вне очереди земельного участка с КН в аренду на срок до трёх лет (л.д. 13, 48–49).

Вступившим в законную силу решением Балтийского городского суда Калининградской области от 25.05.2021 по административному делу № 2а-177/2021 частично удовлетворён административный иск Бондаренко А.А. к администрации Балтийского городского округа: признано незаконным решение администрации Балтийского городского округа за исх. № от 21.01.2021 об отказе в предоставлении Бондаренко А.А. земельного участка с КН в аренду без проведения торгов; на администрацию Балтийского городского округа возложена обязанность рассмотреть заявление Бондаренко А.А. от 21.12.2020 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с КН , расположенного в СНТ "<..........>", в порядке и сроки, предусмотренные статьями 39.14, 39.17, 39.18 ЗК РФ (л.д. 26–29).

1 июля 2021 года администрацией Балтийского городского округа издано постановление № "О резервировании земельных участков в границах муниципального образования "Балтийский городской округ" для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам состоящих в списках очередности граждан подавших заявления о предоставлении земельных участков в садоводческих товариществах", которым предписано зарезервировать для муниципальных нужд муниципального образования "Балтийский городской округ" в целях дальнейшего предоставления гражданам, состоящим в списках очерёдности граждан, подавших заявление о предоставлении земельных участков в садоводческих товариществах, сроком на три года земли в соответствии с прилагаемым перечнем кадастровых номеров земельных участков, расположенных в границах резервируемых земель. В пункте 11 приложения к этому постановлению указан земельный участок с КН (л.д. 50–54).

Вышеуказанный муниципальный правовой акт был официально обнародован 5 июля 2021 года путём размещения на официальном сайте администрации Балтийского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу <..........>, а также официально опубликован 8 июля 2021 года в газете "Вестник Балтийска" № на страницах №№ в рубрике "Официально" и вступило в силу (л.д. 55–56).

6 июля 2021 года по результатам повторного рассмотрения заявления от 21.12.2020 администрация Балтийского городского округа приняла решение, оформленное письменным уведомлением от 06.07.2021 № , об отказе Бондаренко А.А. в предоставлении в аренду земельного участка с КН , сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок является зарезервированным для муниципальных нужд в соответствии с постановлением администрации Балтийского городского округа от 01.07.2021 № (л.д. 14, 20).

Проверяя законность и обоснованность постановления администрации Балтийского городского округа от 01.07.2021 № и решения администрации Балтийского городского округа, оформленного письменным уведомлением от 06.07.2021 № , суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – "КАС РФ") с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применён этот акт.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Акт может являться обязательным для неопределённого круга лиц, в частности, в случаях, когда он издаётся в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд).

Следовательно, постановление администрации Балтийского городского округа от 01.07.2021 № является муниципальным нормативным правовым актом и может быть оспорено Бондаренко А.А. в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ, поскольку оно было применено в отношении административной истицы при рассмотрении и разрешении её заявления от 21.12.2020.

В соответствии со статьёй 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту – "Федеральный закон № 131-ФЗ") муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как следует из части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ, в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации.

Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования (часть 2 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ).

В силу части 6 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издаёт постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Решением районного Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" от 06.11.2018 № 82 принят Устав муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области (далее по тексту – "Устав Балтийского городского округа") (л.д. 82–159).

Пунктом 3 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ и пунктом 29 части 1 статьи 4 Устава Балтийского городского округа предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области в числе прочего относится резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд.

В соответствии с абзацем пятым статьи 1 Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" (далее по тексту – "областной Закон № 105") под резервированием земельных участков понимается комплекс организационных и правовых мероприятий по выбору земельных участков для муниципальных нужд, установлению ограничений для собственников, владельцев, пользователей земельных участков или ограничению оборотоспособности земельных участков.

Муниципальными нуждами признаются потребности муниципальных образований, связанные с выполнением муниципальными образованиями полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Калининградской области (абзац седьмой статьи 1 областного Закона № 105).

Согласно пункту 1 статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель для муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьёй 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Как следует из статьи 49 ЗК РФ, к муниципальным нуждам относятся необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации и строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 статьи 49 ЗК РФ объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель в числе прочего допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения муниципальных нужд территорий.

Пунктом статьи 70.1 ЗК РФ предусмотрено, что земли для муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее по тексту – "Положение от 22.07.2008").

Из абзаца второго пункта 2 Положения от 22.07.2008 следует, что решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления.

Согласно пунктам 5 и 6 Положения от 22.07.2008 решение о резервировании земель должно содержать: а) цели и сроки резервирования земель; б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Схема резервирования земельных участков представляет собой документ, в котором в графической и текстовой форме отражаются границы земельных участков, предполагаемых к резервированию земельных участков, а также перечень условий использования резервируемых земельных участков (абзац шестой статьи 1 областного Закона № 105).

В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 7 Положения от 22.07.2008 решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления, принявшего решение о резервировании земель, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".В силу пункта 22 части 1 статьи 20 Устава Балтийского городского округа в целях решения вопросов местного значения к полномочиям окружного Совета депутатов относится принятие решения о резервировании и изъятии, в том числе путём выкупа, земельных участков в границах Балтийского городского округа для муниципальных нужд.

Пунктом 32 части 1 статьи 35 Устава Балтийского городского округа предусмотрено, что к компетенции администрации городского округа относится резервирование земель и изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд в соответствии с нормами действующего законодательства и нормативными правовыми актами окружного Совета депутатов.

Системный анализ приведённых выше норм материального права позволяет суду сделать вывод о том, что администрация Балтийского городского округа могла принять решение о резервировании конкретных земельных участков для муниципальных нужд, полностью отвечающее требованиям к его виду, форме и содержанию, только при наличии оснований, предусмотренных статьями 49 и 70.1 ЗК РФ или иными федеральными законами, в случае предварительного принятия окружным Советом депутатов Балтийского городского округа муниципального правового акта о резервировании земельных участков для муниципальных нужд.

Изучение содержание оспоренного постановления администрации Балтийского городского округа от 01.07.2021 № показало, что указанная в этом муниципальном нормативном правовом акте цель резервирования земель для муниципальных нужд, а именно: дальнейшее предоставление гражданам, состоящим в списках очерёдности граждан, подавших заявление о предоставлении земельных участков в садоводческих товариществах, прямо не предусмотрена статьями 49, 70.1 ЗК РФ и иными федеральными законами в качестве допустимого основания резервирования садовых земельных участков.

Ни земельным законодательством, ни Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрены обязательный учёт граждан, претендующих на получение садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества для собственных нужд, и очерёдность предоставления гражданам земельных участков для ведения садоводства или огородничества.

Также действующее законодательство не относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов ведение учёта граждан, желающих приобрести садовые или огородные земельные участки в границах территории садоводства или огородничества для собственных нужд.

Следовательно, постановление администрации Балтийского городского округа от 01.07.2021 № содержит недопустимую цель резервирования земельных участков, не обусловленную муниципальными нуждами муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области, и не соответствует ЗК РФ, Положению от 22.07.2008, областному Закону № 105.

Также оспоренное постановление не содержит конкретные ограничения прав на зарезервированные земельные участки, и не имеет в качестве обязательного приложения схему резервируемых земель (схемы резервирования земельных участков), что свидетельствует о его несоответствии Положению от 22.07.2008 и областному Закону № 105.

На момент издания постановления от 01.07.2021 № отсутствовало решение окружного Совета депутатов Балтийского городского округа о резервировании земельных участков для муниципальных нужд, поэтому указанный муниципальный нормативный правовой акт принят администрацией Балтийского городского округа с превышением полномочий, предоставленных статьёй 35 Устава Балтийского городского округа.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Поскольку на дату издания постановление администрации Балтийского городского округа от 01.07.2021 № не соответствовало нормам ЗК РФ, Положения от 22.07.2008 и областного Закона № 105, оно подлежит признанию не действующим со дня его принятия, то есть с 1 июля 2021 года.

С учётом установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к окончательному выводу о том, что постановление администрации Балтийского городского округа от 01.07.2021 № не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права Бондаренко А.А. и подлежит признанию не действующим со дня его принятия, а потому удовлетворяет как обоснованное соответствующее требование административной истицы.

Ввиду признания не действующим со дня принятия постановления администрации Балтийского городского округа от 01 07.2021 № суд в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ возлагает на администрацию Балтийского городского округа обязанность по опубликованию (размещению) сообщения о принятом в этой части решении в газете "Вестник Балтийска" и на официальном сайте администрации Балтийского городского округа в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Из части 1 статьи 218 КАС РФ следует, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решения органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 9 статьи 226 и части 2 статьи 227 КАС РФ в их системной взаимосвязи, административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух обязательных условий: 1) несоответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам; 2) нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду на основании договора аренды.

Как следует из абзаца второго пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления садового земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного садоводческому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества.

Поскольку Бондаренко А.А. является членом СНТ "<..........>", а садовый земельный участок с КН образован из земельного участка, ранее предоставленного правопредшественнику СНТ "<..........>", и не является земельным участком общего назначения, административная истица имеет право на предоставление указанного земельного участка в аренду без проведения торгов.

Подпунктами 6 и 7 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предусмотрено, что процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляемого без проведения торгов, включает подачу в уполномоченный орган гражданином заявления о предоставлении земельного участка и заключение договора аренды земельного участка.

В силу подпунктов 11, 13, 17 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается: на срок от трёх до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства; на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд; на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в иных случаях, не предусмотренных пунктом 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

Заявление Бондаренко А.А. от 21.12.2020 в полной мере соответствует требованиям, установленным пунктами 1 и 2 статьи 39.17 ЗК РФ, а указанный в нём срок аренды садового земельного участка с КН не превышает предельных сроков аренды, определённых пунктом 8 статьи 39.8. ЗК РФ.

Указанное заявление не возвращалось администрацией Балтийского городского округа применительно к пункту 3 статьи 39.17 ЗК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьёй 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трёх экземплярах и их подписание, а также направляет проект указанного договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьёй 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В статье 39.16 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В соответствии с подпунктом 7 статьи 39.16 ЗК РФ основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является резервирование земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка, для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.

В качестве единственного основания для отказа в предоставлении Бондаренко А.А. в аренду без проведения торгов земельного участка с КН административный ответчик в оспоренном решении указал резервирование этого земельного участка для муниципальных нужд в соответствии с постановлением администрации Балтийского городского округа от 01.07.2021 № .

Однако ранее суд сделал вывод о незаконности этого муниципального нормативного правового акта и признал его не действующим со дня принятия.

В любом случае резервирование земельного участка с КН для муниципальных нужд на срок три года не могло служить законным основанием для отказа административной истице в предоставлении этого земельного участка в аренду на срок, не превышающий трёхлетний срок действия постановления администрации Балтийского городского округа от 01.07.2021 № .

Администрация Балтийского городского округа в нарушение требований подпунктов "б", "в" пункта 3 части 9 и части 11 статьи 226 КАС РФ не представила суду допустимых и убедительных доказательств, подтверждающих соблюдение требований земельного законодательства, устанавливающих порядок и основания принятия оспариваемого решения.

Напротив, по итогам судебного разбирательства установлено отсутствие у административного ответчика основания для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренное подпунктом 2 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, что влечёт незаконность оспоренного Бондаренко А.А. решения, оформленного письменным уведомлением от 12.04.2021 №

Иных оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов из числа предусмотренных статьёй 39.16 ЗК РФ, из материалов административного дела не усматривается и в судебном заседании не выявлено.

Вступившим в законную силу решением Балтийского городского суда Калининградской области от 25.05.2021, имеющим преюдициальное значение для настоящего административного дела в соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ, установлено отсутствие подобных оснований для отказа в предоставлении Бондаренко А.А. в аренду без проведения торгов земельного участка с КН .

Незаконное решение администрации Балтийского городского округа, несомненно, нарушило право Бондаренко А.А. на предоставление ей в аренду без проведения торгов земельного участка с КН .

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, наделённого государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным, если признает решение не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

С учётом всех установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к окончательному выводу о незаконности решения администрации Балтийского городского округа об отказе Бондаренко А.А. в предоставлении в аренду без проведения торгов на срок три года земельного участка с кадастровым номером , оформленное письменным уведомлением от 06.07.2021 № , и удовлетворяет соответствующее требование административной истицы.

Принимая во внимание правовое регулирование, содержащееся в пункте 5 статьи 39.17 ЗК РФ в целях устранения допущенных нарушений и восстановления нарушенных прав и законных интересов административной истицы суд полагает необходимым возложить на администрацию Балтийского городского округа обязанности по подготовке проекта договора аренды земельного участка с КН со сроком действия три года в трёх экземплярах, их подписанию и направлению для подписания Бондаренко А.А.

Статьёй 187 КАС РФ суду предоставлено право указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения незаконным орган, наделённый государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспоренное решение, обязан устранить допущенные нарушения прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения в суд и гражданину, в отношении которого допущены нарушения.

Учитывая наличие в распоряжении административного ответчика заявления Бондаренко А.А. от 21.12.2020 и полного комплекта необходимых документов, виды и объёмы подлежащих совершению действий, исходя из требования разумности, суд полагает целесообразным установить администрации Балтийского городского округа для исполнения решения в части восстановления нарушенного права Бондаренко А.А. срок, равный тридцати календарным дням с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175–180, 215, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить административный иск Бондаренко Аллы Анатольевны.

Признать не действующим со дня принятия постановление администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области от 01.07.2021 № "О резервировании земельных участков в границах муниципального образования "Балтийский городской округ" для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам состоящих в списках очередности граждан подавших заявления о предоставлении земельных участков в садоводческих товариществах".

Обязать администрацию муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области опубликовать (разместить) сообщение о принятом решении в вышеуказанной части в газете "Вестник Балтийска" и на официальном сайте администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Признать незаконным решение администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области об отказе Бондаренко Алле Анатольевне в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , оформленное письменным уведомлением от 06.07.2021 № .

Обязать администрацию муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и законных интересов Бондаренко Аллы Анатольевны путём подготовки проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером со сроком действия три года в трёх экземплярах, их подписания и направления для подписания Бондаренко Алле Анатольевне.

Обязать администрацию муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области сообщить в Балтийский городской суд Калининградской области и Бондаренко Алле Анатольевне об исполнении настоящего решения в этой части в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Взыскать с администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области в пользу Бондаренко Аллы Анатольевны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (трёхсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Балтийского городского суда

Калининградской области В.В. Дуденков

Мотивированное решение изготовлено 8 октября 2021 года на 11-ти страницах.