Дело № 2а-4452/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 сентября 2016 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой М.В.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности от дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Чебоксары Чувашской Республики в лице Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары о признании отказа (решения об отказе) в формировании площади и границ земельного участка для целей обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома и его объектов озеленения и благоустройства незаконным, возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом для целей эксплуатации и размещения многоквартирного жилого дома и его объектов озеленения и благоустройства с учетом норм отвода земель,
установил:
ФИО1 с учетом последующего уточнения требований обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики в лице Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары о признании отказа (решения об отказе) в формировании площади и границ земельного участка для целей обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого адрес в адрес и его объектов озеленения и благоустройства, выраженного в письме от дата № -----, незаконным, возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом ----- по адрес в адрес для целей эксплуатации и размещения многоквартирного жилого дома и его объектов озеленения и благоустройства с учетом норм отвода земель, необходимых для эксплуатации адрес в адрес и объектов его озеленения и благоустройства.
В обоснование заявления указал, что он является собственником адрес, в адрес, расположенном на земельном участке с кадастровым номером -----. Несмотря на то, что дом был сдан в эксплуатацию еще в дата на основании Распоряжения администрации г.Чебоксары от дата----- «Об утверждении акта приемки и разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта «------ жилой дом переменной этажности со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания» по адрес и собственники зарегистрировали свои права собственности на жилые помещения (квартиры) в дата г. - границы и площадь земельного участка под их домом в нарушение требований ст.ст.44, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.ст.30, 36 - 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» № 189-ФЗ и пункта 7 Постановления Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 для целей размещения и эксплуатации жилого дома и его принадлежностей - объектов озеленения и благоустройства (размещения малых форм, детских спортивных площадок, площадок для размещения личных автомобилей и пр.) администрацией города Чебоксары не формировались и на кадастровый учет не ставились. Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером ----- площадью ------.м., расположенного под многоквартирным жилым домом ----- по адрес, вид разрешенного использования участка числится до сих пор как «под проектирование и строительство жилого дома переменной этажности (------)», а должен быть «для размещения и эксплуатации многоквартирного жилого адрес в адрес и объектов его внешнего благоустройства». То есть, администрация города Чебоксары Чувашской Республики в лице Управления архитектуры и градостроительства администрации адрес до сих пор обязанность по определению площади и границ земельного участка, как то предусмотрено ст.ст. 44, 55, 56, 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 35 и 36 (в действующей на тот момент редакции), ст.16 Федерального закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не выполнила. дата он обратился с письменным заявлением с просьбой сформировать земельный участок для целей размещения и эксплуатации многоквартирного жилого дома и его объектов благоустройства, однако письмом Управления архитектуры и градостроительства № ----- от дата ему отказано в удовлетворении его заявления. Данное решение (отказ) административного ответчика от исполнения предусмотренной законом функции считает подлежащим признанию незаконным и нарушающим его права, свободы и законные интересы, как административного истца по следующим основаниям. Земельный участок с учетом необходимости уточнения не только формулировки вида разрешенного использования, но и с учетом площади, необходимой для эксплуатации объектов благоустройства необходимо сформировать, поскольку площади для размещения площадки для стоянки автомобилей; площади для размещения детской площадки и спортивной (баскетбольной) площадки; площадки для размещения контейнеров (баков) для мусора; площади для размещения малых форм с учетом необходимых правил и норм не хватает. Это затрудняет как движение личных автомобилей по внутриквартальным дорогам, так и движение автомобилей скорой помощи, пожарных машин и машин для вывоза твердых бытовых отходов (ТБО). Не исполнение ответчиком обязанности ущемляет его право как одного из собственников (правообладателей) земельного участка, так как площади земельного участка для размещения парковочных мест и мест размещения детских и баскетбольных площадок, площадок для размещения малых форм и других объектов озеленения и благоустройства не хватает, что ущемляет его право на благоприятную и комфортную среду обитания (ст.42 Конституции РФ) и ущемляет право собственника владеть и пользоваться своим имуществом по своему усмотрению (ст.ст.1, 2, 8, 9, 261 ГК РФ). В настоящее время администрацией г.Чебоксары утверждены проект планировки и проект межевания территории «ограниченной адрес», граничащей с земельным участком, на котором расположен многоквартирный жилой адрес, а местоположение прохождения границ с собственниками помещений в многоквартирном доме не согласовывались. Поскольку границы земельного участка под домом ----- по адрес в адрес для целей размещения и эксплуатации дома и его принадлежностей - объектов озелеления и благоустройства не сформированы, администрация, как то указано в пункте 67 Постановления Пленума ----- от дата не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом для его собственников. Исходя из сопоставления норм статей 44, 55 ГрК РФ, статей 36-39 ЖК РФ и ст.16 ФЗ-189 следует, что для целей размещения и эксплуатации дома с его объектами внешнего благоустройства и озеленения согласно норм отвода земель, необходимых для размещения парковок и площадок орган местного самойправления или застройщик должен формировать земельный участок исходя из существующих норм, установленных не для целей проектирования и строительства, а для целей размещения и эксплуатации объекта.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, вновь привел их суду, просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации г.Чебоксары Чувашской Республики в лице Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары ФИО2 просил отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 по следующим основаниям. Многоквартирный жилой дом, в котором расположена адрес, принадлежащая административному истцу, расположен на земельном участке с кадастровым номером -----, с уточненной площадью ------.м.. Частью 6 ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (ред. от 29 февраля 2016 г.) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в государственный кадастр недвижимости. Доводы административного истца о том, что положения ст.48 ГрК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от дата----- «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» не применимы к рассматриваемым правоотношения, противоречат действующему законодательству. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена какая-либо документация на стадии ввода объекта в эксплуатацию. В соответствии со сводом Правил по проектированию и строительству СП 30-101-98 норма СНиП 2.07.01-89 - 0.92 м2/чел. приведена для расчетной жилищной обеспеченности ------., при другой расчетной жилищной обеспеченности расчетную нормативную земельную долю следует определять по формуле. В соответствии с пунктом 2.4.1 Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от дата----- «О местных нормативах градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка Чебоксарского городского округа» для определения объемов и структуры жилищного строительства минимальная обеспеченность общей площадью жилых помещений принимается на основании Закона Чувашской Республики «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2025 года» (таблица 4), в соответствии с которой (расчетные периоды по Закону Чувашской Республики от дата-----) до дата норматив составляет ------.. Итого расчет потребного участка в соответствии с формулой: ------. Площадь помещений в многоквартирном доме: ------ кв.м.. На основании изложенного в удовлетворении заявления просит отказать.
Представитель заинтересованного лица Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике - Чувашии, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Из письменного отзыва представителя заинтересованного лица и.о. директора филиала ФИО4 следует, что земельный участок с кадастровым номером ----- учтен в государственном кадастре недвижимости со следующими характеристиками: площадью ------.м., категорией: «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием: «под проектирование и строительство жилого дома переменной этажности (------)», расположенный по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, адрес, поставленный на государственный кадастровый учет дата. Местоположение границ данного земельного участка определено в установленном законом порядке, т.е. в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о координатах характерных точек границ указанного земельного участка. Сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ----- внесены в ГКН на основании данных межевого плана от дата, подготовленного ООО «------» в результате кадастровых работ в связи с образованием четырех земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами ----- и ----- и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. На указанном земельном участке расположен объект капитального строительства (многоквартирный дом) с кадастровым номером -----. Согласно сведениям ГКН объект капитального строительства с кадастровым номером -----, общей площадью ------.м., назначением «многоквартирный дом», наименованием: «жилой дом», количеством этажей - 9, в том числе 1 подземный, материалом стен - кирпичные, годом ввода в эксплуатацию дата г., расположенный по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, адрес, поставлен на государственный кадастровый учет дата как «ранее учтенный» объект недвижимости. С учетом положений п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером ----- принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме с кадастровым номером -----. дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером ----- зарегистрировано право общей долевой собственности за ФИО1 (доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади адрес, назначение: жилое, общая площадь ------.м., этаж ------, расположенной по адресу: адрес). При этом сведения о наличии/отсутствии зарегистрированных прав на недвижимое имущество (обременений прав) вносятся Филиалом в сведения ГКН в порядке информационного взаимодействия по данным регистрирующего органа - Управления Росреестра по Чувашской Республике.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, огласив письменные отзывы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка схема планировочной организации земельного участка (раздел) включается в состав проектной документации на основании пункта 2 части 12 статьи 48 Кодекса.
Требования к содержанию данного раздела установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Пункт 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 предусматривает что должен содержать раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» в текстовой части и в графической части.
Из содержания п.12 постановления № 87 прямо следует, что схема планировочной организации земельного участка должна быть выполнена непосредственно в отношении земельного участка, предоставленного для строительства объекта.
Аналогичное требование содержится также в п.п. «б» пункта 3 ч.7 ст.51 ГрК РФ, а именно: к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается «схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка».
Раздел «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать:
в текстовой части
а) характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
б) обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент);
г) технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
д) обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод;
е) описание организации рельефа вертикальной планировкой;
ж) описание решений по благоустройству территории;
з) зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения) объектов капитального строительства - для объектов производственного назначения;
и) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешние и внутренние (в том числе межцеховые) грузоперевозки, - для объектов производственного назначения;
к) характеристику и технические показатели транспортных коммуникаций (при наличии таких коммуникаций) - для объектов производственного назначения;
л) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения;
в графической части
м) схему планировочной организации земельного участка с отображением:
мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним;
границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии);
зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии);
решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории;
этапов строительства объекта капитального строительства;
схемы движения транспортных средств на строительной площадке;
н) план земляных масс;
о) сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;
п) ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с отображением проектируемых транспортных и инженерных коммуникаций с обозначением мест их присоединения к существующим транспортным и инженерным коммуникациям - для объектов производственного назначения.
В соответствии с частью 1 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. При этом для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (п.6 ч.3 указанной статьи).
Согласно ч.6 ст.16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником адрес, расположенной по адресу: Чувашская Республика, адрес, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от дата (л.д. ------).
Согласно сведениям ГКН объект капитального строительства (многоквартирный дом) с кадастровым номером -----, общей площадью ------.м., назначением «многоквартирный дом», наименованием: «жилой дом», количеством этажей ------, в том числе ------ подземный, материалом стен - кирпичные, годом ввода в эксплуатацию дата г., расположенный по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, адрес, поставлен на государственный кадастровый учет дата как «ранее учтенный» объект недвижимости.
Указанный многоквартирный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером -----, учтенном в государственном кадастре недвижимости со следующими характеристиками: площадью ------.м., категорией: «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием: «под проектирование и строительство жилого дома переменной этажности (------)», расположенным по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, адрес, который поставлен на государственный кадастровый учет дата. Местоположение границ данного земельного участка определено в установленном законом порядке, т.е. в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о координатах характерных точек границ указанного земельного участка. Сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ----- внесены в ГКН на основании данных межевого плана от дата, подготовленного ООО «------» в результате кадастровых работ в связи с образованием четырех земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами ----- и ----- и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером ----- зарегистрировано право общей долевой собственности за ФИО1 (доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади адрес, назначение: жилое, общая площадь ------.м., этаж ------, расположенной по адресу: адрес).
В соответствии с п.4 частью 1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Обязанность администрации сформировать границы земельного участка предусмотрена пунктами 2 - 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. При этом земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и который сформирован после введения в действие Жилищного кодекса, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Согласно статье 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и Жилищным кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.
Из содержания части 2 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Вводный закон) следует, что для перехода в собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под ним требуется установление границ такого участка, поскольку без этого признание его объектом гражданских прав невозможно. Такой вывод содержится в пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12-П.
Земельное законодательство не содержит определения термина «формирование земельного участка», однако для целей применения части 2 статьи 16 Вводного закона речь идет об определении границ участка, т.е. возникновении его как объекта права, в том числе права собственности. О том, что статья 16 Вводного закона отождествляет формирование земельного участка и определение его границ свидетельствует и часть 6 указанной статьи.
Из материалов дела следует, что дата административный истец ФИО1 обратился в администрацию города Чебоксары Чувашской Республики с письменным заявлением с просьбой сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом ----- по адрес для целей размещения и эксплуатации многоквартирного жилого дома и объектов его благоустройства (л.д.------).
Письмом от дата № ----- Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары сообщило, что заявление ФИО1 не может быть удовлетворено на основании следующего. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата----- земельный участок с кадастровым номером ----- по адрес поставлен на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования «под проектирование и строительство жилого дома переменной этажности (------)». В соответствии с ч.6 ст.16 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома. ------ жилой дом переменной этажности, со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания по адрес расположенный на земельном участке с кадастровым номером -----, сдан в эксплуатацию (распоряжение администрации адрес от дата-----). Размер и границы земельного участка с кадастровым номером ----- под многоквартирным жилым домом, с элементами озеленения и благоустройства установлены, данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет дата (л.д.------).
Вопреки доводам иска, из материалов дела усматривается, что многоквартирный жилой адрес введен в эксплуатацию в дата г.. Земельный участок с кадастровым номером -----, на котором расположен указанный многоквартирный жилой дом, сформирован, то есть его площадь, границы установлены, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет дата. С учетом требований действующего законодательства земельный участок, на котором расположен данный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах административным ответчиком обоснованно отказано в формировании земельного участка.
Фактически административный истец ФИО1 просит сформировать земельный участок в увеличенном размере, то есть изменить его границы, и изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером -----.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности урегулированы Законом № 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с ч.2 ст.1 Закона № 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости, в том числе является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч.3 ст.1 Закона № 221-ФЗ).
В силу ч.4 ст.1 Закона № 221-ФЗ кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
Основания кадастрового учета указаны в статье 16 Закона № 221-ФЗ, а именно, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости (часть 1).
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ сведений (учет изменений объекта недвижимости), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Пунктом 2 ч.1 ст.22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что если иное не установлено Законом о государственном кадастре недвижимости, с заявлением в орган кадастрового учета для кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Частью 3 ст.20 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Из вышеуказанного следует, что изменение разрешенного вида использования земельного участка, границ земельного участка возможно только путем внесения изменений в Единый государственный реестр прав на основании заявления правообладателя, в данном случае - всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, либо лица, уполномоченного на совершение таких действий решением общего собрания жильцов многоквартирного дома собственников помещений в многоквартирном доме, с приложением документов, перечень которых указан в ст.22 Закона о кадастре.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Бесспорных, допустимых и достаточных доказательств нарушения прав истца в материалы дела административным истцом не представлено.
С учетом вышеизложенного, с учетом приведенных норм, доводы административного истца, изложенные в исковом заявлении, судом не принимаются во внимание, как не основанные на законе.
Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения закону и нарушения таким решением прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Однако, проверив оспариваемый отказ администрации города Чебоксары в формировании площади и границ земельного участка для целей обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого адрес в адрес и его объектов озеленения и благоустройства, выраженный в письме от дата № -----, суд наличия совокупности этих правовых условий не установил.
Следовательно, учитывая вышеизложенное, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая требования действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца ФИО1 о признании отказа (решения об отказе) в формировании площади и границ земельного участка для целей обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого адрес в адрес и его объектов озеленения и благоустройства, выраженного (изложенного) в письме от дата № -----, незаконным.
Поскольку заявленные административным истцом требования о возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом ----- по адрес в адрес для целей эксплуатации и размещения многоквартирного жилого дома и его объектов озеленения и благоустройства с учетом норм отвода земель, необходимых для эксплуатации адрес и объектов его озеленения и благоустройства, являются производными от основного требования - о признании отказа (решения об отказе) в формировании площади и границ земельного участка незаконным, в связи с отказом в удовлетворении основных требований, требования в этой части не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации города Чебоксары Чувашской Республики в лице Управления архитектуры и градостроительства администрации адрес о признании отказа (решения об отказе) в формировании площади и границ земельного участка для целей обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого адрес в адрес и его объектов озеленения и благоустройства, выраженного (изложенного) в письме от дата № -----, незаконным, о возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом ----- по адрес в адрес для целей эксплуатации и размещения многоквартирного жилого дома и его объектов озеленения и благоустройства с учетом норм отвода земель, необходимых для эксплуатации адрес и объектов его озеленения и благоустройства - отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Н.В. Архипова
Мотивированное решение составлено 29 сентября 2016 года.