ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4452/2022 от 23.06.2022 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело № 2а-4452/2022

УИД 03RS0003-01-2022-002431-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2022 года город Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,

при секретаре судебного заседания Симоновой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-4452/2022 по административному исковому заявлению Туктамышева Рафиса Рамазановича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, начальнику Управления по городу Уфе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Муллакаеву А.Н. о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Туктамышев Р.Р. обратился в суд с административным иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, начальнику Управления по городу Уфе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Муллакаеву А.Н. (с учетом уточненных требований) о:

- признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 10.09.2021 № на заявление от 10.08.2021 г. вх. -Г,

- обязании административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан осуществить действия по принятию решения о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка по заявлению вх. -Г от 10.08.2021 г.

Административный иск мотивирован тем, что Туктамышев Р.Р. обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду на том основании, что Туктамышев Р.Р. является инвалидом, нуждающимся в обеспечении жилым помещением. Между тем, ответ на обращение Туктамышева Р.Р.административным ответчиком не предоставлен до настоящего времени.

Лица, участвующие в деле, на судебное заседание не явились, извещены заранее и надлежащим образом. Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.

Суд, изучив и оценив материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.08.2021 г. Туктамышев Р.Р. обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предварительном согласовании предоставления , в соответствии с утвержденным проектом планировки и проектом межевания территории (Постановление № 195 от 21.02.2017 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицей районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан»), расположенного по адресу: для индивидуальной жилой застройки, на основании пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан отказало Туктамышеву Р.Р. в предварительном согласовании предоставления земельного участка (ответ от 10 сентября 2021 г. исх.

Отказ мотивирован следующим.

С целью установления гарантий реализации жилищных прав инвалидов частями первой и четырнадцатой ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено право инвалидов и семей, имеющих детеи- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.Вышеуказанной статьей регламентированы способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.Пунктом 5 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома. На основании приведенных законоположений следует, что обеспечение инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права в том числе на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.Законодательство связывает право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства с реализацией жилищных прав инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий.В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заключается в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.Инвалиды, не нуждающиеся в улучшении жилищных условий, не имеют правовых оснований на первоочередное получение земельных участков в аренду в целях индивидуального жилищного строительства, в порядке, предусмотренном пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 сентября 2020 № П/0321 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» для предоставления земельного участка в аренду, в порядке предусмотренном, пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин, имеющий право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков предоставляет документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.В соответствии с п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.Федеральным законом от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено право произвольного выбора земельного участка, подлежащего предоставлению.Приходя к выводу о незаконности отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Туктамышеву Р.Р. о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка по заявлению вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.

Конституцией Российской Федерации гарантирована государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и граждан (часть 2 статьи 7), при этом социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 72).

В частности, в жилищной сфере такая государственная поддержка закреплена положениями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", устанавливающей право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (часть 1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (часть 16).

Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, решение административного ответчика нарушило установленные законом социальные права гражданина Туктамышева Р.Р., относящегося к категории инвалида (справка серии ), имеющего право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Следует отметить, что положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий ("Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер" (утв. Минэкономразвития России)).

Руководствуясь названными требованиями Конституции Российской Федерации, нормами земельного, жилищного законодательства, суд пришел к выводу о том, что административным ответчиком не приведено доказательств об отсутствии бездействия с их стороны в несвоевременном предоставлении земельного участка Туктамышеву Р.Р., имеющему право на первоочередное его получение для индивидуального жилищного строительства.

В связи с этим права административного истца подлежат защите в соответствии положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В связи с этим суд обязывает Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан осуществить действия по принятию решения о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка по заявлению вх. -Г от 10.08.2021 г.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Туктамышева Рафиса Рамазановича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, начальнику Управления по городу Уфе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Муллакаеву А.Н. о:

- признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 10.09.2021 на заявление от 10.08.2021 г. вх.

- обязании административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан осуществить действия по принятию решения о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка по заявлению вх. от 10.08.2021 г. удовлетворить.

Признать отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 10.09.2021 на заявление от 10.08.2021 г. вх. незаконным.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан осуществить действия по принятию решения о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка по заявлению вх. от 10.08.2021 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 июня 2022 года.

Судья А.Р. Курамшина