ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4453/2022 от 20.09.2022 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

УИД 65RS0001-01-2022-004566-48

Дело № 2а-4453/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2022 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Еремеева О.И.,

при секретаре Зыкине Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО и ФИО о признании незаконными постановления администрации города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ и заключения межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ и признании многоквартирного дома , аварийным и подлежащим сносу,

с участием:

административных истцов - ФИО и ФИО;

представителей административных истцов (ФИО и ФИО) – ФИО и ФИО;

представителя административного ответчика (Администрации ) – ФИО;

заинтересованного лица – ФИО,

УСТАНОВИЛ:

ФИО и ФИО (далее также – истцы) обратились в суд с административным иском, в обоснование требований указав следующее. Истцы являются долевыми собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: в данном доме является муниципальной собственностью, а квартиры и находятся в частной собственности иных лиц. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано вывести указанный жилой дом из эксплуатации в установленном порядке и демонтировать, а также установлена категория технического состояния объекта - аварийное. С выводами межведомственной комиссии истцы не согласны, поскольку указанный дом не представляет угрозу жизни проживающих в нем людей. Отмечают, что письмом Администрации города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ истцам направлено постановление Администрации города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ о признании спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу и предложено на общем собрании рассмотреть вопрос и принять решение в части сноса (демонтажа) жилого дома. По изложенным основаниям истцы просят суд о признании незаконными постановления администрации города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ и заключения межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ и признании многоквартирного дома , аварийным и подлежащим сносу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ и ООО .

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены наниматели квартиры спорного жилого дома: ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники квартир и спорного жилого дома: ФИО и ФИО

Истцы и их представители в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали по основаниям, изложенным в административном иске, на вопрос суда показали, что решение Администрации города Южно-Сахалинска, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках настоящего дела ими не оспаривается.

ФИО в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований за необоснованностью.

ФИО в судебном заседании полагала требования истцов обоснованными.

Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил провести судебное разбирательство в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и показания допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО, ФИО и ФИО, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела видно, что оспариваемое заключение межведомственной комиссии вынесено ДД.ММ.ГГГГ, при этом сведений о его получении истцами материалы дела не содержат. Об оспариваемом заключении, а также о признании дома аварийным истцы узнали из письма Администрации города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ, полученного ДД.ММ.ГГГГ, в то время как в суд истец обратился с рассматриваемым административным иском ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

На основании пункта 7 указанного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 Положения).

Из содержания пункта 34 Положения следует, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (пункт 44 Положения).

По результатам работы комиссия принимает решение об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.

Основные положения, регламентирующие общий порядок подготовки, проведения, и оформления результатов обследований несущих строительных конструкций зданий и сооружений и оценки их технического состояния приведены в Своде правил «СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», принятом Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 г. № 153.

Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что при обследовании зданий объектами рассмотрения являются основные несущие конструкции: фундаменты, ростверки и фундаментные балки; стены, колонны, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе: балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны); подкрановые балки и фермы; связевые конструкции, элементы жесткости; стыки, узлы, соединения и размеры площадок опирания (пункт 4.3).

При обследовании зданий и сооружений, расположенных в сейсмически опасных регионах, оценка технического состояния конструкций должна производиться с учетом факторов сейсмических воздействий: расчетной сейсмичности площадки строительства по картам ОСР-97; повторяемости сейсмического воздействия; спектрального состава сейсмического воздействия; категории грунтов по сейсмическим свойствам (пункт 4.6).

Из материалов дела следует, что истцы с ДД.ММ.ГГГГ являются долевыми собственниками (по 1/2 доле в праве) жилого помещения – квартиры расположенной в многоквартирном доме по адресу: .

ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией составлено заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, из которого следует, что коллегиальным органом выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В обоснование вывода указано, что физический износ многоквартирного дома на момент обследования 69 %, техническое состояние большинства конструкций здания, согласно результатам проведенного обследования, оценивается как аварийное, при анализе выявленных в ходе обследования здания дефектов и повреждений основных несущих конструкций и сетей, наличие существенного физического и функционального износа конструкций здания, а также необходимости выполнения большого объема работ, необходимых для обеспечения требуемой надежности и комфортности проживания жильцов, капитальный ремонт и усиление конструкций здания экономически не целесообразны.

Указанные обстоятельства, установленные комиссией, подтвердил допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО (являющийся членом указанной комиссии).

Постановлением администрации города Южно-Сахалинска многоквартирный дом, расположенный по адресу: , признан аварийным и подлежащим сносу, а также установлен срок отселения физических и юридических лиц до ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием для принятия межведомственной комиссией решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу, согласно пояснений в судебном заседании свидетеля ФИО послужило заключение ООО от ДД.ММ.ГГГГ по результатам технического обследования технического состояния строительных и конструктивных элементов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: .

Из заключения ООО следует, что в процессе проведения технического обследования состояния строительных конструктивных элементов многоквартирного дома выявлено недопустимое состояние несущих конструкций, многоквартирный дом не соответствует предъявляемым требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47. Основными дефектами и повреждениями, влияющими на техническое состояние несущих конструкций здания, являются: наружные стены (техническое состояние – аварийное, массовые трещины в штукатурном слое, отслоение и отпадение штукатурного слоя, отсутствие теплоизоляции, выпучивание стен, отсутствие железобетонных или металлических обрамлений деревянных проемов, горизонтальные и вертикальные трещины с шириной раскрытия до 5 мм.) и крыша (техническое состояние - аварийное, прогибы стропильных ног, поражение гнилью и жучком древесины деталей крыши, массовые протечки, отслоения покрытия от основания, отсутствие частей покрытия, ограждающая решетка разрушена).

В соответствии с пунктом 3.12 «ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», и пунктом 3 «СП 13-102-2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», под аварийным состоянием понимается категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО (лицо, составившее заключение ООО по обследованию спорного жилого дома), показал, что спорный жилой дом находится в аварийном состоянии, несущие стены исчерпали свою несущую способность, в отношении дома в целом существует опасность (угроза) обрушения.

Доводы стороны истца, о том, что при проведении обследования и осуществлении оценки были нарушены правила сбора необходимой информации о состоянии несущих конструкций и крыши спорного жилого дома, опровергаются показаниями допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО и ФИО, согласно которым замеры проводились специализированными устройствами.

Таким образом, учитывая, что основные конструктивные элементы здания, в частности, несущие стены и крыша, находятся в аварийном состоянии, у административного органа имелись основания для признания дома аварийным.

Процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а также предоставленное суду постановление Администрации города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ, соответствуют требованиям Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, приняты уполномоченным органом и не нарушают прав, свобод и законных интересов административных истцов.

Доводы административных истцов об отсутствии аварийности принадлежащего им жилого помещения , судом отклоняются, поскольку они полностью опровергаются вышеназванным заключением ООО «Сахалинская геология», из которого следует, что оценке подвергался многоквартирный дом в целом, а не квартира .

Судом также установлено, что жилой дом является многоквартирным, реконструкции не подвергался.

По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемые решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием. При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судом не установлена, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.

Судом также установлено, что Администрацией города Южно-Сахалинска не принималось (не выносилось) оспариваемое истцом постановление от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в данной части требования истцов удовлетворению не подлежат.

При таких данных, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать ФИО и ФИО в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконными постановления Администрации города Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ и заключения межведомственной комиссии при Администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ и признании многоквартирного дома , аварийным и подлежащим сносу.

Настоящее решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья О.И. Еремеев

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья О.И. Еремеев