УИД 86RS0001-01-2019-007121-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2019 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Ахметова Р.М.
при секретаре Кыневой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № 2а-4454/2019 по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании бездействия органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих,
УСТАНОВИЛ:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой грамотности» (далее по тексту – истец) обратилось в Ханты-Мансийский районный суд с требованиями к Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее по тексту – ответчик) об оспаривании бездействия органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих.
Требования административного истца мотивированы тем, что в целях исполнения пунктов 24 и 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций истец направил в адрес ответчика обращение общественного объединения граждан в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий указанных в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом Российской Федерации от 16.01.2019 года № Пр-38ГС) и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 года № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» (приложение 1). До настоящего времени, в нарушение 30-дневного срока ответы на обращения не поступили. Таким образом, нарушены права и законные интересы истца. Просит суд обязать ответчика предоставить ответ по существу заданных в обращении вопросов.
Будучи надлежащим образом уведомленными о дне и месте судебного разбирательства представитель административного истца в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие в порядке упрощенного письменного производства.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился. О дне и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Причины не явки суду не сообщил.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В связи с указанным суд определил административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании бездействия органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, рассмотреть в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
ДД.ММ.ГГГГ истец подал обращение в Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры об определении форм и сроков взаимодействия с подведомственными учреждениями во исполнение Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года с приложением соглашения о межсекторном партнерстве в сфере повышения финансовой грамотности и развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, формуляром акцепта к Соглашению.
Из обращения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец подал обращение Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО1 о запуске благотворительной просветительной платформе УРФИНГРАМ с приложением проекта соглашения о сотрудничестве.
Департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителей органов местного самоуправления ХМАО-Югры, осуществляющие управление в сфере образования направлены письмо истца от ДД.ММ.ГГГГ№, для организации работы по информированию руководителей общеобразовательных организаций ХМАО-Югры, о чем было сообщено научному руководителю истца письмом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из устава следует, что целями движения являются оказание содействий защите прав, интересов молодых люде с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), способствованию адаптации таких молодых людей; содействия повышения уровня финансовой и юридической грамотности молодежи; содействие добровольческой деятельности и т.д.
ДД.ММ.ГГГГ письмом № истцу предоставлен ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, которое ДД.ММ.ГГГГ направлено на адрес электронной почты истца, что подтверждается выкопировкой.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В силу ч.ч.1,2 ст. 3 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Закон) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно п.п. 1,2 ст. 7 Закона гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Из п. 3 ст. 7 Закона следует, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Согласно подп. 4, 5 п. 1 ст. 10 Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Как установлено в ходе судебного заседания на основании представленных документов ДД.ММ.ГГГГ от представителя административного истца в адрес Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры по средствам электронной почты направлено письмо об определении форм и сроков взаимодействия с подведомственными учреждениями во исполнение Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года с приложением соглашения о межсекторном партнерстве в сфере повышения финансовой грамотности и развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, формуляром акцепта к Соглашению.
При этом, в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
В силу ч.1 ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, ответ на письмо представителя истца от ДД.ММ.ГГГГ представлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть в сроки установленные ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ.
Вместе с тем, согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4.1 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается.
При этом судом учитывает, что ДД.ММ.ГГГГ представителю истца направлено письмо в котором дано разъяснение о существующем региональном центре по повышению финансовой грамотности населения с рекомендацией обратиться к руководителю регионального центра развития финансовой грамотности Сургутского государственного университета для включения в региональный план мероприятий по формированию финансовой грамотности населения на 2020 год.
Таким образом, каких либо нарушений действующего законодательства по рассмотрению обращения административного истца в ходе судебного заседания не установлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца и бездействия должностных лиц Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры, а следовательно находит административные исковые требования удовлетворению не подлежащими.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового требования Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании бездействия органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подпись Р.М. Ахметов
Копия верна
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Р.М. Ахметов