Административное дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 15 октября 2018 г.
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,
секретаря Бакалейниковой М.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО « Юнипро» к Енисейскому управлению Федеральной службы по экономическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Юнипро» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Енисейскому управлению Федеральной службы по экономическому, технологическому и атомному надзору (далее Енисейское управление Ростехнадзора), в котором с учетом уточнений просило признать незаконным п. 10 предписания №-Х, НХ, К, П от 20.10.2017, взыскать судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 руб.
Требования мотивированы тем, что 20.10.2017 при проведении енисейским управлением Ростехнадзора плановой выездной проверки соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного промышленного объекта «Площадка подсобного хозяйства ГРЭС (Березовская ГРЭС)» в отношении ПАО «Юнипро» было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений. Административный истец полагает, что п. 10 данного предписания является незаконным, поскольку изложенные в нем нарушения, а именно, о том, что члены нештатного аварийно-спасательного формирования не обучены и не аттестованы на статус газоспасателей, - не соответствует действительности и требованиям законодательства. Так, услуги пожарной охраны и аварийно-спасательного обслуживания на основании договора от 05.12.2016 осуществляет ООО ПАСС «Сирена», которое является профессиональным аварийно-спасательным формированием, аттестовано на право ведения аварийно-спасательных работ, включая газоспасательные работы, что было подтверждено свидетельством со сроком действия до 09.06.2019; тогда как созданное приказом директора филиала нештатное аварийно-спасательное формирование имеет свидетельство и аттестовано на право ведение аварийно-спасательных работ (поисково-спасательных работ), в связи с чем оснований для прохождения НАСФ аттестации на проведение газоспасательных работ не имеется и законодательством такого не предусмотрено. Наличие в предписании п. 10 незаконно возлагает на ПАО «Юнипро» обязанность к проведению обучения и аттестации членов НАСФ на статус газоспасателей и, соответственно, обеспечению необходимой материальной базы, что нарушает права и законные интересы административного истца. При этом в ООО «ПАСС «Сирена» имеет в своем штате специально обученных и аттестованных газоспасателей и оказывает административному истцу соответствующие услуги в силу заключенного договора, что соответствует законодательству.
В судебном заседании представитель ПАО «Юнипро» ФИО1 (доверенность от 23.06.2016) заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям, дополнительно пояснила, что незаконность привлечения ПАО «Юнипро» к административной ответственности за неисполнение оспариваемого пункта предписания подтверждается решением <адрес>вого суда.
Представитель Енисейского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения, в которых просил в иске отказать, поскольку ПАО «Юнипро» владеет и эксплуатирует опасные производственные объекты II и III класса опасности, имеет лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов, в связи с чем в силу п. 1 ст. 10 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязано обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте сотрудников, а в силу положений ст. 5 и п. 2 ст. 23 ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», п. 2 ст. 9 ФЗ «О гражданской обороне» административный истец обязан иметь нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, в задачи которых входят в том числе осуществление газоспасательных работ, на осуществление которой работники должны иметь аттестацию.
Изучив административное исковое заявление, заслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ПАО «Юнипро» эксплуатирует опасный производственный объект II класса опасности «Площадка подсобного хозяйства ГРЭС (Березовская ГРЭС)», имеет лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности от 11.02.2014 № ВХ-00-014584, выданную Ростехнадзором.
С 11 сентября 2017 по 20 октября 2017 года Енисейским управлением Ростехнадзора была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Площадка подсобного хозяйства ГРЭС (Березовская ГРЭС)» в отношении ПАО «Юнипро», по результатам которой было вынесено предписание №-Х, НХ, К, П от 20.10.2017 об устранении выявленных нарушений в установленные сроки, в т.ч. п. 10 предписания было установлено, что члены нештатного аварийно-спасательного формирования в нарушение п. 1 ст. 10 ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 2 ст. 9 ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 3 Положения о проведении аттестации АСС, АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 №, ст. 5, п. 2 ст. 23 ФЗ от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» не обучены и не аттестованы на статус газоспасателей, в связи с чем в срок до 28.02.2018 предписано устранить данное нарушение.
В связи с выявленными нарушениями ПАО «Юнипро» постановлением Енисейского управления Ростехнадзора от 04.12.2017 было привлечено к административной ответственности по ч. 1 п. 9.1 КоАП РФ – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Решением Шарыповского районного суда <адрес> от 19.03.2018 с изменениями, внесенными решением <адрес>вого суда от 04.05.2018, из постановления от 04.12.2017 по делу об административном правонарушении исключено указание о признании ПАО «Юнипро» виновным в том, что члены нештатного аварийно-спасательного формирования не обучены и не аттестованы на статус газоспасателей.
Дав оценку установленным судом обстоятельствам, суд находит требования о признании незаконным п. 10 предписания Енисейского управления Ростехнадзора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно- спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников…
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационо опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Пунктом 3 «Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1091, предусмотрено, что граждане, приобретающие статус спасателя, и спасатели аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя и класса квалификации. При проведении аттестации гражданина, приобретающего статус спасателя, или спасателя определяется его соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к исполнению обязанностей спасателя, установленных законодательством Российской Федерации.
К аварийно-спасательным работам в силу статьи 5 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151 ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» относятся в том числе газоспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам…
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.
Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержден Приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 (далее – Порядок), п. 5 которого предусмотрено, что основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются: проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению); санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий; участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения; обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.
Во исполнение требований Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» приказом ПАО «Юнипро» №-пр от 17 февраля 2017 года создано нештатное аварийно-спасательное формирование филиала «Березовская ГРЭС» ПАО «Юнипро» (далее - НАСФ), утверждено Положение о НАСФ, в соответствии с п. 2 которого НАСФ предназначено для участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами; участия в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения.
Исходя из задач, организационно-штатной структуры филиала, рекомендованного примерного перечня создаваемых НАСФ, в филиале создано формирование: сводное звено (п.3 Положения), которое аттестовано на право ведения поисково-спасательных работ, что подтверждается свидетельством об аттестации от 22.08.2017.
Во исполнение указанных выше требований законодательства между ПАО «Юнипро» и обществом с ограниченной ответственностью пожарная аварийно-спасательная служба «Сирена (далее - ООО ПАСС «Сирена») заключен договор на оказание услуг пожарной охраны и аварийно-спасательному обслуживанию № Б-16-1818/905 от 05.12.2016 сроком оказания услуг по 31.12.20017, в соответствии с п.2.3.1.2 которого ООО ПАСС «Сирена» обязывалось в том числе в области аварийно-спасательного обслуживания проводить газоспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим при взрывах, пожарах, загазованиях в зоне ЧС).
Наличие у ООО «ПАСС «Сирена» аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, включая газоспасательные работы подтверждается свидетельством от 09.06.2016, выданным Ростехнадзором сроком действия до 09.06.2019.
Таким образом, принимая во внимание наличие действующего на момент проверки договора на оказание услуг пожарной охраны и аварийно-спасательному обслуживанию, в том числе на газоспасательных работ, заключенного со специализированной организацией, имеющей соответствующие разрешительные документы на осуществление данных видов услуг, в частности, аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ, включая газоспасательные работы, а также учитывая, что в приведенных выше правовых нормах прямого указания на необходимость наличия у членов нештатного аварийно-спасательного формирования аттестации на статус газоспасателей не имеется, то выводы должностных лиц Енисейского управления Ростехнадзора о необходимости прохождения сотрудниками НАСФ ПАО «Юнипро» обучения и получения аттестации на статус газоспасателей – не соответствуют требованиям законодательства.
При таких обстоятельствах, суд находит п. 10 выданного административным ответчиком предписания незаконным, нарушающими права и законные интересы административного истца, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 111 КАС РФ за счет административного ответчика подлежат возмещению судебные расходы административного истца по уплате госпошлины (платежное поручение от 18.01.2018).
Руководствуясь ст. ст. 175, 178, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать п. 10 предписания об устранении выявленных нарушений №-Х, НХ, К, П от 20.10.2017, вынесенного Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, незаконным.
Взыскать с Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу ПАО «Юнипро» расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Т.В. Ковалева