ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4455/2023 от 13.09.2023 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а-4455/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Адлерский район г. Сочи «13» сентября 2023 года

Адлерский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шепилова С.В.,

при секретаре судебного заседания: Бондаревой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации ФТ Сириус о признании незаконным отказа в выдаче уведомления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации ФТ Сириус о признании незаконным отказа в выдаче уведомления.

В обосновании иска административный истец указал, что он, ФИО1, в 2021 году приобрел земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: г. Сочи, <...>. Участок 2. Согласно выписки из Единого Государственного реестра недвижимости категория земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. На данный участок он получил градостроительный план, где так же вид разрешенного использования ИЖС, блокированная жилая застройка и тп. С учетом соблюдения всех норм, он заказал проект дома и подготовил документы, необходимые для получения уведомления на строительство. Начиная с марта 2022 года администрация Ф.Т. «Сириус» регулярно отказывает ему в согласовании уведомления на строительство. Поводом отказа администрации стало то, что его участок согласно ген.плана городского округа Сочи от 2009 года относиться к категории земель: «Земли обороны и безопасности». Однако согласно геп.плану и общедоступной карте видно, что «Земли обороны и безопасности» начинаются с КПП с Абхазией. Просит признать незаконным отказ администрации Ф.Т."Сириус" от 31.03.2023 в согласовании на строительство индивидуального жилого дома на участке с кадастровым номером . Обязать администрацию Ф.Т." Сириус" согласовать уведомление на строительство индивидуального жилого домана земельном участке , расположенный по адресу: г.Сочи, Адлерский район, с.Веселое, <адрес>

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался путем направления судебной корреспонденции, о причинах неявки суду не сообщил. Ходатайств об отложении дела не поступило.

Представитель административного ответчика – ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в возражениях.

Выслушав стороны, изучив материалы администратвиного дела и дав правовую оценку представленным по делу доказательствам каждому в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме по следующим основаниям.

Порядок выдачи Уведомлений о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительств или садового дома, регламентируется статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с данной нормой закона уведомление на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: г<адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Административный истец неоднакратно обращался в администрацию ФТ Сириус с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Так, уведомлениями от 27.05.2022 №01/01-12/1551, 26.04.2022 №01/01-12/1218, 06.04.2022 01/01-12/830, 01.03.2022 01/01-12/387 администратвиным ответчиком были приняты Уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Также, 23.03.2023 администаративный истец обратился в администрацию с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в отношении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>

Письмом от 31.03.2023 № 01/27-10/663 административному истцу отказано в выдаче уведомления

Причиной отказа послужило, что приложенный к заявлению проект «Индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> к. н. не соответствуют утвержденной постановлением главы администрации федеральной территории «Сириус» от 31.05.2022 № 11.1 -П форме и составу материалов архитектурно- градостроительного облика объекта капитального строительства в границах федеральной территории «Сириус».

Кроме того, согласно генеральному плану городского округа города Сочи, утвержденному решением Городского Собрания Сочи от 14.07.2009 № 89 земельный участок с кадастровым номером расположен в границах территории «земли обороны и безопасности».

Административный истец считает данные выводы незаконными и необоснованными.

С такимы выводами суд согласиться не может, ввиду нижеследующего:

Согласно пункту 8 Положения о порядке согласования архитектурно- градостроительного облика объекта капитального строительства в границах федеральной территории «Сириус», утвержденным решением Совета федеральной территории «Сириус» от 31.05.2022 № 1-12/78 (далее - Положение) выдача разрешения на строительство объектов, направление уведомления о соответствии, указанным в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в границах федеральной территории «Сириус» осуществляется при наличии решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта.

В соответствии с частью 1 статьи 40.1 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства подлежит согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства в границах территорий, предусмотренных частью 5.3 статьи 30 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 Положения согласование архитектурно- градостроительного облика объекта капитального строительства в границах федеральной территории «Сириус» осуществляется с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности в границах федеральной территории «Сириус».

Согласно пункту 5 Положения согласование архитектурно- градостроительного облика объекта требуется при строительстве объектов или их реконструкции, за исключением случаев, указанных в данном пункте.

Таким образом, согласование архитектурно-градостроительного облика объекта осуществляется до направления уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Согласно пункту 17 Положения форма и состав материалов архитектурно- градостроительного облика объекта капитального строительства в границах федеральной территории «Сириус» утверждены постановлением главы администрации федеральной территории «Сириус» от 31.05.2022 № 11.1-П.

Административным истцом в материалы дела не представлен проект «Индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> к. н.

Кроме того, согласно представленному генеральному плану городского округа города Сочи, утвержденному решением Городского Собрания Сочи от 14.07.2009 № 89 земельный участок с кадастровым номером расположен в границах территории «земли обороны и безопасности».

В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Из системного анализа названных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития.

Положения генерального плана муниципального образования первичны по отношению к правилам землепользования и застройки, что следует из системного толкования части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно- территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения, в результате которых, в том числе: нарушены права, свободы и законные интересы гражданина.

При этом частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений органов местного самоуправления возлагается на орган, принявший оспариваемые решения.

В силу п.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отказ администрации ФТ Сириус в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации ФТ Сириус о признании незаконным отказа в выдаче уведомления – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Адлерский районный суд города Сочи в течение месяца.

Судья: подпись

Копия верна: судья- секретарь-