ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4456/16 от 23.08.2016 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-4456/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 августа 2016года г.Бийск

Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи С.А. Сухаревой,

при секретаре В.В. Цын,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю и Республике Алтай, отделу Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю и Республике Алтай в г. Бийске о признании незаконным и отмене решения о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации, признании права на временное проживание в Российской Федерации, возложении обязанности выдать (восстановить) разрешение на временное пребывание в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 к. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит восстановить срок на обжалование решения, признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю и Республике Алтай №6 от 16 июня 2016 года о сокращении срока временного пребывания на территории Российской Федерации; признать право на временное проживание на территории РФ; возложить на УФМС по АК и Республике Алтай обязанность выдать (восстановить) разрешение на временное пребывание в РФ.

В обоснование требований указано, что административный истец ФИО1 к.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Азербайджана. Ей было выдано разрешение на временное проживание сроком действия с 31.07.2012 по 31.07.2015. В дальнейшем административный истец намерена была получить вид на жительство в РФ, так как ее супруг и сын являются гражданами РФ. Однако ей в устной форме было отказано в приятии документов по вопросу оформления вида на жительство. 17.11.2015 решением УФМС истцу было отказано в выдаче разрешении на временное проживание в РФ. В этой связи с отношении истца было принято решение о не разрешении въезда на территорию РФ. 26.11.2015 данное решение истцом было обжаловано. 11.02.2016 решение было отменено и истцу разрешен въезд на территорию РФ. Согласно отметки в паспорте, истцом была пересечена граница РФ 06.06.2016. Однако 16.06.2016 начальником ОУФМС России по Алтайскому карюю и Республике Алтай в г. Бийске принято решение №6 о сокращении срока временного пребывания в РФ.

Данное решение было направлено истцу по почте, поступило на почтовое отделение 25.06.2016, истцом получено 27.06.2016, в связи с чем истец считает срок для обжалования ею не пропущен согласно п.4.ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», устанавливающей срок для обжалование решения миграционной службы об отказе в выдаче разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения в течение 3-х рабочих дней с момента получения уведомления о принятом решении.

Решение №6 от 16.06.2016 административный истец считает незаконным, поскольку с момента пересечения границы РФ 06.06.2016 90 суток пребывания на территории РФ не истекли согласно положениям п. 1 ст. 5 ФЗ «О правом положении иностранных граждан ив Российской Федерации».

Кроме того, истец на протяжении одного года к административной ответственности не привлекалась.

В РФ проживают родственники истца муж ФИО2 и сын ФИО3

Принятым решением нарушаются права истца согласно ст. 8 Конвенции «О защите прав человека и основанных свобод », ст. 46 Конституции РФ, поскольку нарушается право личной и семейной жизни, право проживать вместе с родственниками, которые являются гражданами РФ.

В судебном заседании административный истец ФИО1 к. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Суду дополнительно пояснила, что ее семья длительное время проживает в г. Бийске. После окончания срока действия разрешения на временное проживание в РФ она дважды выезжала из РФ 03.08.2015 и 06.06.2016 в Казахстан в гости. В Азербайджан она не выезжала, места жительства там не имеет. В г. Бийске она проживает с мужем и сыном по <адрес> не работает, занимается домашним хозяйством. Вид на жительство она не получала, так как в устной форме ей сотрудниками миграционной службы было отказано. С заявлением о продлении срока временного пребывания на территории РФ она в миграционную службу не обращалась.

Представитель административного ответчика УФМС России по Алтайскому краю по доверенности ФИО4 возражал против удовлетворения требований в связи с нарушением срока временного пребывания ФИО1 к. на территории РФ. Указал на то, что в отдел УФМС в г. Бийске ФИО1 к после окончания срока действия разрешения на временное проживание в РФ с заявлением о выдаче вида на жительство, а также о продлении срока временного пребывания не обращалась. Просил в иске отказать.

Административные ответчики, их представители, представитель заинтересованного лица –ГУ МВД по АК в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представили, от представителей УФМС России по Алтайскому краю и республике Алтай и ГУ МВД по АК поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

От представителя административного ответчика - УФМС России по АК и Республике Алтай поступили письменные возражения на административное исковое заявление, в которых представитель ответчика выразил несогласие с требованиями истца, указал на необходимость проверки сроков обращения в суд, просил в удовлетворении требований отказать.

От представителя заинтересованного лица- ГУ МВД России по АК поступили письменные возражения, в которых представитель указывает на то, что в настоящее врем полномочия по вопросам миграции к ГУ МВД России по АК не перешли, УФМС является действующим органом до завершения ее ликвидации. По существу заявленных требований просил в удовлетворении требований административному истцу отказать, так как оспариваемое решение вынесено в соответствии с требованиями ст. 5 ФЗ «О правом положении иностранных граждан в РФ» в связи с нарушением срока временного пребывания административного истца на территории РФ.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы административного дела, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложена какая-либо обязанность. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ определено, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Порядок вынесения решения о сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ регламентируется Порядком принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 29 июня 2015 №321. Данный порядок не предусматривает специальных сроков для обжалования решения о сокращении срока временного пребывания на территории РФ.

При этом, в соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения. В период рассмотрения жалобы данного иностранного гражданина он не утрачивает право на временное пребывание в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Копии решения федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по жалобе данного иностранного гражданина в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения направляются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, вынесший обжалуемое решение, и данному иностранному гражданину.

Судом установлено, что уведомление ОУФМС о принятом решении о сокращении срока временного пребывания на территории РФ поступило на почтовое отделение 25.06.2016, получено истцом 27.06.2016, в суд истец обратилась 30.06.2016, то есть, в установленный законом срок.

Административными ответчиками не представлено суду ходатайств о пропуске срока обращения в суд истцом, а также доказательств пропуска указанного срока.

Согласно ст. 27 Конституции РФ, право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В статьей 62 Конституции РФ определено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Абзацем вторым пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно п. 3, п. 4 ст. 5 названного Закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.

Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (п. 4).

Приказом ФМС России от 29.06.2015 N 321 утвержден "Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации".

Согласно п.п. 14, 14.1 Порядка срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случаях, если иностранный гражданин превысил срок пребывания в Российской Федерации в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток.

Решение о сокращении срока временного пребывания принимается не позднее трех рабочих дней со дня установления фактов, предусмотренных пунктами 14.1 - 14.5 Порядка, подписывается руководителем (начальником) территориального органа ФМС России или его структурного подразделения либо его заместителем в соответствии с полномочиями, предусмотренными должностным регламентом (должностной инструкцией).

В миграционной карте иностранного гражданина, в отношении которого принято решение о сокращении срока временного пребывания, проставляется отметка о сокращении срока временного пребывания (приложение N 5 к Порядку).

При неявке иностранного гражданина в территориальный орган ФМС России уведомление о принятии решения о сокращении срока временного пребывания (приложение N 6 к Порядку) направляется почтовым отправлением по истечении семи рабочих дней со дня принятия решения по адресу места пребывания иностранного гражданина.

Согласно пункту 3 Порядка для продления срока временного пребывания в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона иностранный гражданин или принимающая его сторона в течение срока временного пребывания подает в территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление о продлении срока временного пребывания в произвольной форме.

Пунктом 9 установлено, что решение о продлении срока временного пребывания по заявлению иностранного гражданина или принимающей его стороны о продлении срока временного пребывания принимается не позднее трех рабочих дней со дня принятия данного заявления к рассмотрению.

После принятия решения о продлении срока временного пребывания по заявлению, поданному в соответствии с пунктом 3 Порядка, в миграционной карте иностранного гражданина проставляется отметка о продлении срока временного пребывания (п. 11).

Судом установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, что ФИО1 к. является гражданином республики Азербайджан.

ФИО1 к выдано разрешение на временное проживание на территории РФ в период с 31.07.2012 по 31.07.2015.

После окончания срока действия разрешения УФМС принималось решение о неразрешении въезда на территорию РФ, которое вышестоящим органом миграционной службы отменено, ФИО1 к был разрешен въезд в РФ с 11.02.2016.

Вместе с тем, из представленных документов, пояснений истца следует, что после окончания срока действия разрешения на временное проживание в РФ, ФИО1 к. выехала из РФ 03.08.2015, въехала в РФ вновь 03.08.2015, выехала из РФ 06.06.2016, въехала в РФ в этот же день -06.06.2016.

Таким образом, ФИО1 к. пробыла на территории РФ более 90 суток в период 180 суток (с августа 2015 по февраль 2016), которые закончились с 03.08.2015 -31.10.2015.

На момент разрешения на въезд истца в РФ в период следующих 180 суток –с 11.02.2016, истец фактически находилась на территории РФ. Выехав и вновь заехав в РФ 06.06.2016, она пробыла в суммарном исчислении в РФ более 90 суток с 11.02.2016, которые истекли в мае 2016 года.

Инспектором ОУФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай в г. Бийске ФИО4 вынесено решение №6 от 16 июня 2016, утвержденное начальником ОУФМС России по АК и Республике Алтай в г. Бийске, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации гражданке Азербайджан ФИО1 к., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящей на миграционном учете по адресу : <адрес>.

Таким образом, решение начальника ОУФМС России по АК и Республике Алтай в г. Бийске №6 от 16.06.2016 принято после истечения разрешенных истцу 90 суток пребывания на территории РФ в следующие 180 суток.

Доводы истца о том, что течение срока пребывания истца в РФ должно начаться с 06.06.2016 основано на неверном толковании закона. В частности, в приведенной выше ст. 5 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" указано, что срок пребывания в каждые 180 суток исчисляется суммарно, а не непрерывно. В связи с чем выезд и одновременный въезд в РФ 06.06.2016 не прерывает срок пребывания в РФ в следующих 180 сутках, которые начались с 11.02.2016., а исчисляется суммарно.

Таким образом, оспариваемое решение государственного органа было принято при наличии к тому установленных законом оснований, а именно, в связи с тем, что суммарный период пребывания истца в РФ превысил разрешенный срок временного пребывания на территории РФ.

Предусмотренных законом оснований для продления срока пребывания истца на территории РФ не имелось, с заявлением о продлении срока временного пребывания истец не обращалась, доказательств наличия иных оснований, препятствующих принятию оспариваемого решения, истцом суду не представлено.

Решение миграционного органа вынесено в пределах полномочий должностных лиц ОУФМС России по АК и Республике Алтай в г. Бийске, в установленном законом порядке, по существу является законным и обоснованным.

Ссылки истца на то, что принятым решением нарушается ее право проживать на территории РФ вместе со своей семьей, а также на отсутствие административных наказаний в течение одного года не могут являться основанием для отмены спариваемого решения, поскольку сроки временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ, предусмотренные ст. 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», действуют вне зависимости от наличия указанных обстоятельств.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив представленные по административному делу доказательства, суд не усматривает оснований для признания незаконным решения ОУФМС России по Алтайском краю и Республике Алтай №6 от 16 июня 2016 года, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к. в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО8 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья С.А. Сухарева