ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4459/2021 от 12.01.2022 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 12 января 2022 года

Дело № 2а-845/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта 12 января 2022 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием представителя истца – ФИО1, представителя ответчика – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 о признании незаконным решения,

у с т а н о в и л :

ФИО3 обратилась в суд с иском о признании незаконным решения государственного регистратора от 12.10.2021 года <данные изъяты> о приостановлении государственной регистрации права на земельный участок площадью 700 кв. метров, для индивидуального жилищного строительства, расположенный по <адрес> на основании решения исполнительного комитета Кореизского поселкового Совета народных депутатов № 27 от 15.03.1989 года Крымской области; возложении обязанности на ответчика осуществить государственную регистрацию права на земельный участок.

Исковые требования мотивированы тем, что решением исполнительного комитета Кореизского поселкового Совета № 27 от 15.03.1989 года истцу был предоставлен на праве постоянного пользования земельный участок площадью 700 кв. метров, расположенный по <адрес>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, который был ей передан по акту приема – передачи от <дата>. <дата> она обратилась в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок. Вместе с тем, уведомлением ответчика от 12.10.2021 года проведение государственной регистрации прав было приостановлено, в связи с непоступением ответа на направленный регистратором запрос в государственный архив Республики Крым. Считает уведомление незаконным, поскольку в соответствии с ответом государственного архива на ее заявление, запрошенная регистратором информация была направлена регистратору.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск.

Представитель ответчика Государственного комитета по госрегистрации и кадастру Республики Крым против исковых требований возражал. Возражения мотивировал тем, что регистратором в рамках компетенции органа регистрации прав был направлен запрос в Государственное казенное учреждение Республики Крым «Государственный архив Республики Крым» о получении сведений об актуальности представленного заявителем решения о выделении земельного участка и предоставлении его надлежащим образом заверенной копии. Вместе с тем, по состоянию на 12.10.2021 года ответ из Государственного архива регистратору не поступил, в связи с чем проведение регистрационных действий было приостановлено. Считает действия регистратора правомерными, а заявленные исковые требования преждевременными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Государственный регистратор ФИО4 в судебное заседание не явилась, была уведомлена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщила.

В соответствии со ст. ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, поскольку все участники процесса надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, доказательств уважительной неявки суду не представили, дело рассмотрено в отсутствие ответчика – государственного регистратора.

Выслушав пояснения представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

<данные изъяты>

29 сентября 2009 года ФИО3 обратилась в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации прав на земельный участок площадью 700 кв. метров, расположенный в <адрес>, приложив в качестве правоустанавливающего документа вышеуказанное решение исполнительного комитета Кореизского поселкового Совета народных депутатов.

В рамках проведения правовой экспертизы, государственным регистратором был направлен межведомственный запрос в Администрацию города Ялта 01.10.2021 года с просьбой подтвердить факт выдачи, актуальность постановления о предоставлении земельного участка, а также предоставить его надлежащим образом заверенную копию.

05.10.2021 года на указанный запрос был представлен ответ Департаментом имущественных и земельных отношений, в котором указано, что документы Кореизского поселкового Совета и его исполнительного комитета за период с 1944 года по 1989 год находятся на государственном хранении в ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым».

06.10.2021 года регистратором был направлен межведомственный запрос в ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» с просьбой сообщить об актуальности представленного на регистрацию решения № 27 от 15.03.1989 года «О предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства <данные изъяты>», а также предоставить его надлежащим образом заверенную копию.

В связи с направлением межведомственного запроса, проведение государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок было приостановлено уведомлением государственного регистратора № <данные изъяты>

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164.

Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости) (далее – Закон № 218-ФЗ), в соответствии со ст. 1 которого Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно п. 2 вышеуказанной статьи, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального Закона № 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Статья 26 Федерального Закона № 218-ФЗ устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в том числе если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (п.п. 9 п. 1).

Согласно ст. 29 Федерального Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства.

Из представленных представителем ответчика документов следует, что в целях подтверждения достоверности представленных истцом на регистрацию документов, а именно решения органа местного самоуправления, на основании которого истица просила зарегистрировать за ней право собственности на земельный участок, регистратором 06 октября 2021 года был направлен межведомственный запрос в ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», на хранении в котором должен находится оригинал указанного решения.

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона о государственной регистрации, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 9 части 1 настоящей статьи, приостанавливается на срок до устранения причин, препятствующих их осуществлению, но не более чем на один месяц.

Как следует из ответа ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», представленного по запросу суда, ответ на межведомственный запрос регистратора был подготовлен и направлен заявителю 08.10.2021 года.

Вместе с тем, как пояснил представитель ответчика, по состоянию на 12.10.2021 года, ответ из архива регистратору не поступил. Доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, суд считает, что у государственного регистратора имелись законные основания, как для направления межведомственного запроса в ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», так и для приостановления государственной регистрации права, в связи с не поступлением ответа на направленный запрос.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Госкомрегистр, приостановливая истцу проведение регистрационных действий по регистрации права собственности на земельный участок в связи с не поступлением ответа на межведомственный запрос регистратора, действовал в порядке и способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации с соблюдением, в том числе, требований Закона № 218-ФЗ.

Таким образом, исковые требования ФИО3 не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска ФИО3 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 о признании незаконным решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова