Дело № 2а-445/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2019 года село ФИО1
Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Карачурина Т.Ш.,
при секретаре Султангареевой Р.И.,
с участием:
административного истца – ФИО2,
административного ответчика - зам. прокурора Куюргазинского района РБ Гареева Ф.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к прокурору Куюргазинского района РБ Мурзабаеву Р.Р., зам. прокурора Куюргазинского района РБ Гарееву Ф.Б. об обжаловании решений,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к зам. прокурора Куюргазинского района РБ об отмене решений <...> от <...>, <...> от <...>, указав, что <...> в процессе ознакомления с материалами надзорного производства по делу <...> зам. прокурора Куюргазинского района РБ Гареев Ф.Б. отказал истцу в повторном ознакомлении с материалами за <...> г., а также в ознакомлении с показаниями свидетелей, ссылаясь на ст. 7 ФЗ РФ «О персональных данных». Не согласившись с данным решением, истец обжаловал его прокурору Куюргазинского района РБ Мурзабаеву Р.Р., подобное решение получено от <...><...> С данными решениями ФИО2 не согласен, считает их незаконными и необоснованными.
В ходе судебного разбирательства в дело в качестве административного соответчика привлечен прокурор Куюргазинского района РБ Мурзабаев Р.Р.
В судебном заседании ФИО2 требования административного иска поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Зам. прокурора Куюргазинского района РБ Гареев Ф.Б. в судебном заседании в удовлетворении административного иска просил отказать.
Прокурор Куюргазинского района РБ Мурзабаев Р.Р. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.
Выслушав лица, участвующие в судебном заседании, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что <...>, а затем повторно <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> ФИО2 обращался в прокуратуру Куюргазинского района РБ с заявлениями, обращениями, жалобами, телефонными обращениями, которыми просил провести проверку по факту освещения, водоснабжения и сбора денежных средств <...> РБ, в связи с чем прокуратурой Куюргазинского района РБ было сформировано надзорное производство <...>.
По обращениям ФИО2 прокуратурой Куюргазинского района РБ проводились проверки, о результатах которых ему направлялись соответствующие сообщения от <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>.
Судом также установлено, что ФИО2 неоднократно обращался в прокуратуру Куюргазинского района РБ с заявлениями об ознакомлении с материалами надзорного производства <...>.
С заявлением об ознакомлении с надзорным производством ФИО2 обращался <...>, ознакомлен в том же день с использованием фотосъемки, о чем зам. прокурора Гареевым Ф.Б. составлена соответствующая справка с указанием документов, с которыми ФИО2 ознакомился.
<...> ФИО2 вновь обратился с заявлением об ознакомлении с надзорным производством, ознакомился <...> с использованием видео- и фотосъемки, имеется справка зам. прокурора Гареева Ф.Б. об ознакомлении и перечнем документов, представленных ФИО2 к ознакомлению.
<...> ФИО2 вновь обратился с заявлением об ознакомлении с надзорным производством.
Согласно справке от <...>, составленной зам. прокурора Куюргазинского района РБ Гареева Ф.Б., с надзорным производством ФИО2 ознакомлен не в полном объеме. На основании п. 14.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 г. № 45, п. 1 ст. 3, ст. 7 ФЗ РФ «О персональных данных» ФИО2 отказано в ознакомлении с документами, содержащими персональные данные физических лиц, на распространение которых отсутствует согласие субъекта персональных данных, а именно: копией постановления мирового судьи от <...>, объяснением главы Администрации СП Таймасовский сельсовет МР <...> РБ от <...>, объяснениями жителей <...>.
Не согласившись с предоставлением на ознакомление надзорного производства не в полном объеме, ФИО2 обратился с жалобой к прокурору Куюргазинского района РБ.
Обжалуемым настоящим административным исковым заявлением письмом <...> от <...> прокурор Куюргазинского района РБ Мурзабаев Р.Р. сообщил ФИО2, что отказ в ознакомлении с документами, содержащими персональные данные физических лиц, является правомерным, соответствует требованиям федерального законодательства и ведомственной инструкции.
Также, ФИО2 обжалуется ответ зам. прокурора Куюргазинского района РБ Гареева Ф.Б. <...> от <...>, согласно которому проведена проверка по обращению ФИО2 о несогласии с решением начальника ОМВД России по <...> об отказе в ознакомлении с материалами служебной проверки. Зам. прокурора Куюргазинского района РБ Гареевым Ф.Б. разъяснено, что в материалах служебной проверки содержатся персональные данные сотрудников полиции, в связи с чем в ознакомлении с ними ФИО2 отказано правомерно.
Оснований для признания незаконными решений прокурора Куюргазинского района РБ Мурзабаева Р.Р., зам. прокурора Куюргазинского района РБ Гареева Ф.Б., изложенных в сообщениях <...> от <...>, <...> от <...>, незаконными суд не находит на основании следующего.
В соответствии со ст. 10 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Согласно п. 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 г. № 45, заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право на обжалование принятого решения вышестоящему прокурору и (или) в суд. Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя либо его представителя с документами, составляет и приобщает к надзорному (наблюдательному) производству справку о том, с какими материалами заявитель (его представитель) ознакомлен.
Кроме того, ч. 4 ст. 5 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» установлено, что ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
Из содержания приведенных норм следует, что законодательством предусмотрено право гражданина на ознакомление с материалами проверки, проведенной по его обращению, в случае, если указанные материалы затрагивают его права, свободы и законные интересы и не содержат сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 3 ФЗ РФ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными
Согласно ст. 7 ФЗ РФ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, из совокупности указанных правовых норм следует, что законодательством предусмотрено право гражданина на ознакомление с материалами проверки, проведенной по его обращению, в случае, если указанные материалы затрагивают его права, свободы и законные интересы и не содержат сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, к каковым, в частности, относятся персональные данные.
Копия постановления мирового судьи от <...>, объяснения главы Администрации СП Таймасовский сельсовет МР <...> РБ от <...>, объяснения жителей <...>, в ознакомлении с которыми ФИО2 было отказано, содержат персональные данные указанных лиц – фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, адрес регистрации и проживания, паспортные данные, в связи с чем прокурором Куюргазинского района РБ ФИО2 правомерно было разъяснено о недопустимости их распространения без согласия субъекта персональных данных.
Кроме того, изучив указанные документы, суд приходит к выводу, что информацию, непосредственно затрагивающую права и законные интересы ФИО2, они не содержат.
Правомерно и разъяснение зам. прокурора Куюргазинского района РБ Гареева Ф.Б. об обоснованности отказа ФИО2 в ознакомлении с материалами служебной проверки в отношении сотрудников ОМВД России по <...>, содержащееся в обжалуемом ФИО2 письме <...> от <...>, поскольку в указанном материале также имеются персональные данные о сотрудниках полиции. Поскольку служебная проверка проводилась в отношении сотрудников полиции, то материалы служебной проверки затрагивают их права и законные интересы, а потому они не могут быть представлены на ознакомление ФИО2 Доказательств, подтверждающих нарушение прав в результате отказа в предоставлении материалов служебной проверки, административным истцом суду не представлено.
Таким образом, оснований для признания решений <...> от <...><...> от <...> незаконным суд не находит, в удовлетворении административного иска ФИО2 следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО2 к прокурору Куюргазинского района РБ Мурзабаеву Р.Р., зам. прокурора Куюргазинского района РБ Гарееву Ф.Б. об обжаловании решений – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.Ш. Карачурин