ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-445/2022 от 23.06.2022 Бессоновского районного суда (Пензенская область)

Дело №2а-445/2022

УИД58RS0005-01-2022-000800-57

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бессоновка 23 июня 2022 года

Бессоновский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Рязанцевой Е.А.,

с участием помощника прокурора Бессоновского районаПензенской области Елисеевой Д.В.,

при помощнике Дементьевой А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации о признании незаконным бездействия администрации и возложении обязанности размещения информации на официальном сайте администрации в сети «Интернет»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд в порядке ст. 39 КАС РФ с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальном контроле в деятельности администрацией .

В ходе проверки установлено, что на официальном сайте администрации сельсовета всети «Интернет» в нарушение положений ч. 3 ст.46 Закона № 248-ФЗ в разделе «Муниципальный контроль» отсутствует перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.

Просил признать незаконным бездействие администрации , выразившееся в неисполнении обязанности по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: /информации, предусмотренной ч. 3 ст.46 Закона № 248-ФЗ, в разделе «Муниципальный контроль» перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов контроля к категориям риска; сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий(бездействия) его должностных лиц.

Обязать администрацию разместить на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: информацию, предусмотренную предусмотренной ч. 3 ст.46 Закона № 248-ФЗ, в разделе «Муниципальный контроль»: перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 заявленные требования поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика - администрации в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении глава администрации ФИО4 выразил согласие с иском, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав помощника прокурора, изучив представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями быть оспорены в суде.

Согласно ч. 2 ст. 4, ч 2 ст. 15 Конституции РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ч. 6 ст.1 Федерального закона от 31.07.2021 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ) муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 6 Закона № 248-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области муниципального контроля относятся: участие в реализации единой государственной политики в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля при осуществлении муниципального контроля; организация и осуществление муниципального контроля на территории муниципального образования; иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Отнесение осуществления соответствующих видов муниципального контроля к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, муниципальных округов осуществляется в пределах установленного перечня вопросов местного значения.

Контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие профилактические мероприятия (ст. 45 Закона № 248-ФЗ):

  1. информирование;
  2. обобщение правоприменительной практики;
  3. меры стимулирования добросовестности;
  4. объявление предостережения;
  5. консультирование;
  6. самообследование;
  7. профилактический визит.

Согласно частям 1, 2 ст. 46 Закона № 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

Частью 3 вышеназванной статьи Закона № 248-ФЗ предусмотрен перечень информации, которой контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Так, контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":

1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;

3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;

4) утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;

5) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";

6) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

7) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

8) программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий);

9) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;

10) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

11) сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц;

12) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;

13) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;

14) доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;

15) информацию о способах и процедуре самообследования (при ее наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информацию о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами;

16) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.

Установлено, что решениями КМС утверждены Положения о муниципальном контроле: от 06.10.2021 о муниципальном контроле на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве; от 06.10.2021 о муниципальном контроле в сфере благоустройства; от 06.10.2021 о муниципальном жилищном контроле на территории Кижеватовского сельсовета (далее- Положения).

Согласно п. 3.1 раздела III каждого Положения к профилактическим мероприятиям муниципального контроля относится информирование по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере благоустройства, муниципального жилищного контроля и контроля за сохранностью автомобильных дорог.

В соответствии с п. 3.1.1 раздела III каждого Положения контрольный орган осуществляет информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам обязательных требований посредством размещения сведений, определенных ч. 3 ст.46 Федерального закона № 248-ФЗ, на своем официальном сайте в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

Однако, при изучении официального сайта администрации сельсовета в сети «Интернет» прокуратурой установлено, что в нарушение положений ч. 3 ст.46 Закона № 248-ФЗ в разделе «Муниципальный контроль» отсутствует перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.

Указанный факт подтверждается актом осмотра официального сайта в сети «Интернет» администрации от 28 мая 2022 г.. Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, что не оспаривается административным ответчиком.

В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится созданиеусловий для развития малого и среднего предпринимательства.

Отсутствие на официальном сайте администрации информации, предусмотренной ч. 3 ст.46 Закона № 248-ФЗ противоречат целям и принципам законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение предусмотренной законом информации.

При таких обстоятельствах, поскольку обязанность по опубликованию и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет информации указанной в ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 31.07.2021 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» возложена на органы местного самоуправления, каковым в рассматриваемом случае в силу вышеприведенных правовых норм является администрация , административный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации о признании незаконным бездействия администрации и возложении обязанности размещения информации на официальном сайте администрации в сети «Интернет» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации , выразившееся в неисполнении обязанности по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: информации, предусмотренной ч. 3 ст.46 Федерального закона от 31.07.2021 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в разделе «Муниципальный контроль» перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов контроля к категориям риска; сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий(бездействия) его должностных лиц.

Обязать администрацию разместить на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: / информацию, предусмотренную предусмотренной ч. 3 ст.46 Федерального закона от 31.07.2021 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в разделе «Муниципальный контроль», а именно: перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, в срок до 01.09.2022 года.

Об исполнении данного решения сообщить суду и прокурору в течение месяца по истечении срока, указанного в решении суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья Е.А. Рязанцева