Дело № 2а-4465/2017
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2017 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Матвеевой Л.Н.,
при секретаре Камаевой Г.Р.,
при участии представителя административного истца, представителя административного ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет особо охраняемой природной территории,
установил:
Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет особо охраняемой природной территории.
В обоснование указано, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти законодательства об особо охраняемых территориях регионального значения.
Проверкой установлено, что Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (Министерством) не реализуются требования федерального законодательства об установлении границ особо охраняемой природной территории - памятника природы «Винновская роща».
Просит признать незаконным бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области по неустановлению границ особо охраняемой природной территории — памятника природы «Винновская роща», не представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы «Винновская роща».
Обязать Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в течение 24 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда: установить и описать границы особо охраняемой природной территории - памятника природы «Винновская роща», с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы «Винновская роща».
В судебном заседании помощник прокурора на административном иске и его доводах настаивал.
Представитель административного ответчика в судебном заседании иск не признал и пояснил, что парк «Винновская роща» имеет кадастровый номер, стоит на кадастровом учете, границы его описаны.
Представитель заинтересованного лица, Управления Росреестра по Ульяновской области, в судебном заседании не присутствовал, в отзыве на иск указал, что в ЕГРН содержатся актуальные сведения о земельном участка с кадастровым номером 73:24:010510:13, расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, район Железнодорожный, проспект Гая, дом 1, категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под парком «Винновская роща», с уточненной площадью 66 171 кв.м., поставленном на кадастровый учет 01 ноября 2006 года. На данный земельный участок осуществлена государственная регистрация права собственности МО «город Ульяновск»
Таким образом, в данном случае, возможно, необходимо рассматривать вопрос о подготовке документации по формированию соответствующей территориальной зоны с особым режимом использования.
Представитель заинтересованного лица, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в судебном заседании не присутствовал, в отзыве на иск указал, что сведения об особо охраняемой природной территории - памятника природы «Винновская роща» в реестре границ отсутствуют. Документы, необходимые для внесения сведений о границах особо охраняемой природной территории - памятника природы «Винновская роща» в орган регистрации права до настоящего времени не поступали, следовательно, заявленные требования Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры являются обоснованными
Суд определил, рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Памятник природы «Винновскя роща» образован и утвержден Решением сессии Ульяновского областного совета народных депутатов № 296 от 15 марта 1961 года, Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области № 30/333 от 27.11.1997 г. и расположен в южной части г. Ульяновска на территории Железнодорожного района. С северной, западной и южной сторон граничит с жилой застройкой г. Ульяновск, с восточной стороны – с «Рыбзаводом» и побережьем Куйбышевского водохранилища. Имеет общую площадь 122 га.
Статьей 27 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяется режим особой охраны территорий памятников природы. Так, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Пункт 3 статьи 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Согласно ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» о гос.регистрации единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с Приказом Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделяется отдельными полномочиями органа регистрации прав, в частности полномочиями по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях и границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий.
В соответствии со ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в РФ, игорных зон, лесничеств, лесопарков, Государственная граница РФ, границы между субъектами РФ, границы муниципальных образований, Границы населенных пунктов, береговые линии, сведения о которых внесены в ЕГРН, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ идентификационный реестровый номер (далее - реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).
Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений.
Статьей 32 указанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории (п.п. 8,10 ч.1).
Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности.
Статьей 32 Закона о гос.регистрации утверждены правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, в порядке межведомственного электронного взаимодействия.
Согласно ч. 18 ст. 32 Закона о гос.регистрации обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года, № 78-ФЗ "О землеустройстве".
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 г. № 621 утверждена форма карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее содержанию.
Сведения об особо охраняемой природной территории - памятника природы «Винновская роща» в реестре границ отсутствуют. Доказательств направления документов, необходимых для внесения сведений о границах особо охраняемой природной территории - памятника природы «Винновская роща» - в орган регистрации права суду не предоставлены.
В соответствии со статьями 56, 94, Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории.
В соответствии с п.6 ст.56 Земельного кодекса ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случае и порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст.44 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Кроме того, Приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о границах особо охраняемых природных территорий (приводится описание утвержденных границ ООПТ с указанием реквизитов документов об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка.
В судебном заседании установлено, что в государственном кадастре недвижимости сведения о памятнике природы «Винновская роща», как об особо охраняемой природной территории, отсутствуют.
Данное обстоятельство подтверждается информацией филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ульяновской области.
Таким образом, органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями. Соответственно при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В силу пункта 5 статьи 5 Закона Ульяновской области от 09.07.2007 N 96- 30 (ред. от 02.02.2016) "Об особо охраняемых природных территориях областного значения в Ульяновской области" Правительство Ульяновской области в пределах своей компетенции: принимает решения об организации (упразднении) охранных округов особо охраняемых природных территорий, определяет границы и устанавливает режим особой охраны охранных зон или округов особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области.
В соответствии с Положением о министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утвержденном Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды.
Министерство в соответствии с п. 2.5. Положения в сфере охраны окружающей среды: участвует в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление в сфере охраны и использования таких территорий; разрабатывает и реализует государственные программы в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения; разрабатывает и утверждает положения об особо охраняемых природных территориях регионального значения; представляет справки, содержащие сведения о наличии или отсутствии особо охраняемой природной территории регионального значения в пределах земельного участка и (или) характере ограничений хозяйственной деятельности и иных обременении в связи с их наличием; проводит инвентаризацию и ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Исходя из вышеизложенных норм, определяющих компетенцию Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, установление и описание границ особо охраняемых природной территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы входит в компетенцию Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.
Однако до настоящего времени, несмотря на внесенное ранее представление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора от 20.11.2013 № 03-02-2013/258, установление границы особо охраняемой территории ответчиком в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона.
Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду.
Доводы представителя административного ответчика, что на кадастровый учет поставлен земельный участок под парком «Винновскя роща», поэтому бездействие со стороны административного ответчика отсутствует, заявлены без оснований .
Действительно в ЕГРН содержатся актуальные сведения о земельном участка с кадастровым номером 73:24:010510:13, расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, район Железнодорожный, проспект Гая, дом 1, категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под парком «Винновская роща», с уточненной площадью 66 171 кв.м., поставленном на кадастровый учет 01 ноября 2006 года. На данный земельный участок осуществлена государственная регистрация права собственности МО «город Ульяновск»
Однако регистрация в ЕГРН осуществлена МО «город Ульяновск» под парком площадью 66 171 кв.м., общая площадь памятника природы «Винновская роща» составляет 122 га.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области по неустановлению границ особо охраняемой природной территории — памятника природы «Винновская роща», не представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы «Винновская роща».
Обязать Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в течение 24 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда: установить и описать границы особо охраняемой природной территории - памятника природы «Винновская роща», с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы «Винновская роща».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.Н.Матвеева