ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4470/20 от 14.12.2020 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-4470/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2020 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Кузовлевой И.С.,

при секретаре Ермолаевой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фёдорова Р.А. к Управлению Росреестра по Калининградской области, заинтересованные лица – администрация Гурьевского городского округа, Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, Правительство Калининградской области, об оспаривании отказа в государственном кадастровом учете,

УСТАНОВИЛ:

Фёдоров Р.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что он является собственником земельного участка для ведения крестьянского хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения) с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка с почтовым адресом: <адрес>. Решением 27-й сессии Гурьевского окружного Совета депутатов пятого созыва от 24.01.2019 № 190 «Об утверждении генерального плана Гурьевского городского округа» были изменены границы поселения и указанный земельный участок включен в границы п. Заозерье. Решением 37-й сессии Гурьевского окружного Совета депутатов пятого созыва от 19.12.2019 № 266 были утверждены новые правила землепользования и застройки МО «Гурьевский городской округ», согласно которым данный земельный участок относится к зоне Ж4/А – «Зона застройки индивидуальными жилыми домами». 22.04.2020 он обратился в Управление Росреестра по Калининградской области с заявлением о государственном кадастровом учете (об изменении категории земель), 29.04.2020 государственный кадастровый учет был приостановлен, а 30.07.2020 в государственном кадастровом учете было отказано. В качестве единственной причины приостановки было указано, что земельный участок располагается вне границ населенного пункта. Но данное утверждение противоречит фактам и документам, поданным административным истцом в материалы регистрационного дела (в том числе приобщенному фрагменту правил землепользования и застройки МО «Гурьевский городской округ»), и не соответствует действительности. Поэтому отказ в государственной регистрации является необоснованным и незаконным. Просит суд признать незаконным отказ Управления Росреестра по Калининградской области в государственном кадастровом учете по изменению категории земельного участка с кадастровым номером на категорию «земли поселений»; обязать Управление Росреестра по Калининградской области осуществить государственный кадастровый учет по изменению категории данного земельного участка, изменив категорию земель с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли поселений».

Административный истец Фёдоров Р.А. в суд не явился, извещен надлежаще.

Представитель административного истца по доверенности Лаврененко С.В. в судебном заседании поддержал административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что стороной административного истца в материалы дела представлены избыточные доказательства незаконности отказа в государственном кадастровом учете. Позиция Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области сводится к тому, что основания для отказа имелись, поскольку был принят Генеральный план МО «Гурьевский городской округ», но он не представлен в Управление Росреестра по Калининградской области. Официальные ресурсы заинтересованных лиц в сети «Интернет» содержат все необходимые документы, тогда как административный истец не имел никаких возможностей получить такие документы. Акты органов местного самоуправления и государственных органов являются основанием для госрегистрации. Такие документы – основания для государственного кадастрового учета административный ответчик проигнорировал. Границы населенного пункта изменились, эти границы утверждены Генеральным планом, который разрабатывался более семи лет с 2012 года. Генеральный план изменил категорию земель. Отсутствие надлежащего межведомственного взаимодействия между государственными органами не должно нарушать конституционных прав Фёдорова Р.А.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Калининградской области по доверенности Колобова А.В. возражала против удовлетворения административных исковых требований. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, и указала, что оспариваемый отказ в государственном кадастровом учете является законным и обоснованным. Перевод земель сельскохозяйственного назначения допускается только в исключительных случаях. Сведения о черте населенного пункта содержатся в ЕГРН. Самостоятельно изменить черту населенного пункта регистрирующий орган не имеет возможности. Документы для внесения в ЕГРН изменений обязаны направлять органы местного самоуправления и кроме Генерального плана в обязательном порядке предоставляется техническая документация, в том числе графическое описание границ населенного пункта с указанием координат. Администрация Гурьевского городского округа предоставила документы, на основании которых границы п. Заозерье не могли быть изменены, так как пересекают границы других населенных пунктов, поэтому органу местного самоуправления было предложено исправить недостатки. Административным истцом требования должны быть предъявлены к администрации, которая направила некорректные сведения. Никаких нарушений законодательства административным ответчиком не допущено, административный истец не указал, каким нормам права не соответствует оспариваемое решение. Без внесения изменений в границы населенного пункта в ЕГРН требования административного истца выполнить невозможно. В силу закона перевод земель считается состоявшимся с даты внесения соответствующих сведений в ЕГРН, тогда же изменится черта населенного пункта. Когда администрация предоставит необходимые документы, они скорректируют границы населенного пункта. Существует порядок изменения границ, который они не могут миновать. В удовлетворении административного иска просила отказать.

Заинтересованные лица администрация Гурьевского городского округа, Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, Правительство Калининградской области представителей в суд не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области в материалы дела представлен письменный отзыв на административное исковое заявление.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В статье 26 названного Федерального закона приведены основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, к которым в числе прочего относится несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации (п. 7 ч. 1).

В силу п. 8 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.

В соответствии с п. 18.1 указанной статьи обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 34 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, если границы населенного пункта, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы земельных участков, муниципального образования, территориальной зоны, за исключением случая, если границы населенного пункта могут быть изменены путем приведения в соответствие с границами земельных участков по правилам частей 8 - 11 настоящей статьи, а также в случае, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких муниципального образования, территориальной зоны в документах, на основании которых сведения вносились в Единый государственный реестр недвижимости.

По смыслу положений ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Фёдоров Р.А., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, адрес (местоположение): <адрес>, вид разрешенного использования «ведение крестьянского хозяйства», категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», 22.04.2020 обратился в Управление Росреестра по Калининградской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением категории земель данного земельного участка с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли населенных пунктов».

29.04.2020 государственный кадастровый учет был приостановлен на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» с указанием на невозможность изменения категории земель, поскольку спорный земельный участок не располагается в границах какого-либо населенного пункта, и административному истцу рекомендовано осуществить изменение категории земель в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

05.06.2020 административным истцом в дополнение к ранее поданным документам предоставлена выписка из правил землепользования и застройки Гурьевского городского округа, утвержденных решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 19.12.2019 № 266.

30.07.2020 в соответствии с положениями ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета было отказано, поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета.

Административный истец настаивает, что оснований для отказа в осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением категории земельного участка у административного ответчика не имелось.

Между тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что 09.09.2019 администрацией Гурьевского городского округа в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области в целях внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов, установленных Генеральным планом Гурьевского городского округа, утвержденным решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 24.01.2019 № 190, направлены некорректные сведения.

После того как программным комплексом ФГИС ЕГРН были выявлены пересечения границ населенных пунктов с границами земельных участков (в частности граница населенного пункта п. Заозерье Гурьевского городского округа пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами ), 30.10.2019 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области в адрес администрации Гурьевского городского округа было направлено уведомление о невозможности внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов по основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 2 ст. 34 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

До настоящего времени указанные недостатки органом местного самоуправления не устранены и в ЕГРН содержатся сведения о прежних границах населенных пунктов.

Тем самым, невозможность осуществления государственного кадастрового учета вызвана объективными и независящими от Управления Росреестра по Калининградской области причинами. До внесения соответствующих сведений в ЕГРН спорный земельный участок не располагается в границах какого-либо населенного пункта, тогда как законодатель связывает перевод земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию именно с изменением черты населенного пункта.

В этой связи, оспариваемое решение является законным и обоснованным и не может быть признано судом нарушающим права и законные интересы административного истца.

Учитывая, что требование об устранении предполагаемых нарушений прав производно от основного требования об оспаривании отказа в государственном кадастровом учете, в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Фёдорова Р.А. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2020 года.

Судья: