ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-447/20 от 16.04.2020 Ленинскогого районного суда (Республика Крым)

Дело № 2а-447/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего Верескуна В.Г.,

при секретаре Алиевой А.Э.,

с участием:

представителей административных ответчиков Л., Я., П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым административное дело по административному исковому заявлению В. к администрации города Щелкино Ленинского района Республики Крым, Щелкинскому городскому совету Ленинского района Республики Крым о признании незаконным действий и решений органа местного самоуправления, -

УСТАНОВИЛ:

В. обратилась в Ленинский районный суд Республики Крым с указанным выше административным иском.

Административным истцом 20.02.2020 подано уточненное административное исковое заявление, в котором она просит признать незаконными действия по проведению публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым с 25.11.2019-25.12.2019, по результату которых составлен Итоговый протокол публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым от 26.12.2019 и Заключение о результатах публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым от 26.12.2019. Просит признать незаконными и отменить результаты публичных слушаний по вышеуказанному вопросу.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что в ноябре 2019 года Щелкинским городским советом Ленинского района Республики Крым и администрацией города Щелкино Ленинского района Республики Крым принято решение о проведении публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино, что оформлено постановлением администрации города Щелкино № 664 от 25.11.2019 «О проведении публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым», постановлением администрации города Щелкино № 663 от 25.11.2019 «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым» и постановлением Щелкинского городского совета Ленинского района Республики Крым № 9 от 25.11.2019 «О назначении публичных слушаний по внесению изменений в утвержденные Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым». По результатам публичных слушаний оформлены Итоговым протоколом публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым от 26.12.2019 и Заключением о результатах публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым от 26.12.2019.

Истец не согласен с указанными действиями по проведению публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым с 25.11.2019-25.12.2019, а также результатами таких публичных слушаний в связи с тем, что при проведении публичных слушаний допущены многочисленные нарушения норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ). Административный истец является участником таких публичных слушаний, чьи права такими слушаниями затрагиваются.

Административный истец в судебное заседание не явился, направила телефонограмму о рассмотрение дела в её отсутствие, на удовлетворении административного иска настаивает по изложенным в нём основаниям.

Представители административного ответчика администрации города Щелкино Ленинского района Республики Крым в судебном заседании возражали против удовлетворения требований истца, предоставили письменный отзыв.

Представитель административного ответчика Щелкинского городского совета Ленинского района Республики Крым в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца, предоставила письменный отзыв.

Выслушав представителей административных ответчиков, изучив материалы дела, письменные отзывы, исследовав предоставленные доказательства и оценивая их с позиции полноты, достоверности и объективности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Как следует из ч. 8 ст. 226 КАС РФ суд при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействий) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что постоянной депутатской комиссией по вопросам территориального планирования, архитектуре, градостроительства, использованию земли, окружающей среды Щелкинского городского совета и землеустроителем администрации г. Щелкино в адрес главы администрации г. Щелкино от 25.11.2019 исх. № 1549/02-5 для принятия решения о подготовке проекта изменений в текстовую часть Правил землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым.

Постановлением администрации города Щелкино Ленинского района Республики Крым № 663 от 25.11.2019 «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым» принято решение о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым.

Щелкинским городским советом Ленинского района Республики Крым 25.11.2019 вынесено постановление № 9 «О назначении публичных слушаний по внесению изменений в утвержденные Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым». Публичные слушания назначены с 24.11.2019 по 25.12.2019.

Администрацией города Щелкино Ленинского района Республики Крым 25.11.2019 вынесено постановление № 664 «О проведении публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым».

Результаты публичных слушаний оформлены Итоговым протоколом публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым от 26.12.2019 и Заключением о результатах публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым от 26.12.2019.

Суд считает, что основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований отсутствуют на основании следующего.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (абзац 1). Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (абзац 2). Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации; абзац 3).

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов).

Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии с апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 4-АПГ18-33 публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.

Таким образом, Итоговый протокол публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым от 26.12.2019 и Заключение о результатах публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Щелкино Ленинского района Республики Крым от 26.12.2019, имеют рекомендательный характер, не содержат правовые нормы, порождающие для третьих лиц какие-либо права и обязанности, поэтому не могут быть предметом самостоятельного оспаривания.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска В. к администрации города Щелкино Ленинского района Республики Крым, Щелкинскому городскому совету Ленинского района Республики Крым о признании незаконным действий и решений органа местного самоуправления, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Ленинский районный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья В.Г. Верескун

Решение суда в окончательной форме составлено 20.04.2020.

Судья В.Г. Верескун