Дело №2а-447/2022
УИД 48RS0005-01-2022-000188-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2022 года город Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе
председательствующего судьи Мартышовой С.Ю.,
при секретаре Васильевой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным бездействия, признании частично незаконным постановления об утверждении схемы земельного участка, возложении обязанности по совершению определенных действий,
установил:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении ее заявления о внесении соответствующих изменений в части указания в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 300кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала № территориальной зоны ТЗ-01/1-1660 (зона индивидуальной жилой застройки) земельного участка; признании частично незаконным указанного постановления об утверждении схемы земельного участка в части отсутствия указания на ее право, как лицу, обратившемуся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности на образуемый земельный участок, а также в части отсутствия указания территориальной зоны земельного участка ТЗ-01/1-1660 (зона индивидуальной жилой застройки); в целях устранения ее нарушенных прав, свобод и законных интересов возложить на административного ответчика обязанность указать в постановлении Администрации города Ялта Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка» на право административного истца ФИО1, обратившейся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности на образуемый земельный участок и на территориальную зону земельного участка ТЗ-01/1-1660 (зона индивидуальной жилой застройки), указывая, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также земельных участков: с кадастровым номером №, площадью 1179кв., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель- земли населенных пунктов, виды разрешенного использования- для индивидуального жилищного строительства; с кадастровым номером №, площадью 650кв., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель- земли населенных пунктов; с кадастровым номером №, площадью 514кв., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель- земли населенных пунктов; нежилого здания (погреб), расположенного по адресу: <адрес>; подпорных стен с кадастровыми номерами №, №, №, расположенными по адресу: <адрес>.
Решением Липецкого районного суда от 12.02.2021 года, вступившим в законную силу, признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым №, № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 300кв.м. на кадастровом плане территории, расположенный по адресу: <адрес> с возложением на административного ответчика обязанности в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> площадью 300кв.м., с разрешенным видом использования- для индивидуального жилищного строительства. Кадастровым инженером 25.11.2021 был подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка площадью 300 кв.м. из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного: <адрес>, в границах которого расположены объекты капитального строительства: подпорная стена, погреб, принадлежащие ей на праве собственности на основании решений судов.
Исходным документом-основанием для постановки на государственный кадастровый учет является оспариваемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Кадастровый инженер подготовила межевой план по образованию земельного участка площадью 300 кв.м., по Решению Ялтинского городского суда РК. 13.12.2021 через Липецкий отдел ОБУ «УМФЦ Липецкой области» ее доверенным лицом подано заявление о государственном кадастровом учете в отношении испрашиваемого земельного участка с приложением соответствующих документов, в том числе оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении схемы расположения земельного участка.
Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № от 21.12.2021г. приостановлен государственный кадастровый учет в отношении объекта недвижимости и рекомендовано привести решение об утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с подпунктом 4 пункта 14 статьи 11.10 Земельного Кодекса. 11.01.2022г. в адрес главы Администрации города Ялта, а также начальнику департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым ею было направлено заявление о внесении изменений в Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка в части дополнения в постановление об указании территориальной зоны расположения земельного участка ТЗ-01/1-1660.
13.01.2022 через Липецкий отдел ОБУ «УМФЦ Липецкой области» ее доверенным лицом подано повторное заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в отношении испрашиваемого земельного участка с приложением соответствующих документов. Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № от 28.01.2022г. приостановлен государственный кадастровый учет, рекомендовано привести решение об утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с подпунктом 4 пункта 14 статьи 11.10 Земельного Кодекса. 01.02.2022г. она повторно обратилась к административному ответчику с аналогичным заявлением о внесении изменений и дополнений в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени заявление не исполнено. Оспариваемыми бездействиями административного ответчика по внесению соответствующих изменений в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, а также само постановление нарушает ее права и законные интересы; в связи с чем, является незаконным, поскольку в нем в нарушение требований земельного законодательства не указано на ее право как лица, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок, а также не указана территориальная зона земельного участка ТЗ-01/1-1660 (зона индивидуальной жилой застройки).
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 административные исковые требования подержала, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, пояснив, что право собственности ФИО1 на жилой дом и объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, возникло до 18 марта 2014 года, земельный участок, на котором расположен жилой дом и объекты недвижимости находятся в фактическом владении и пользовании ФИО1 с момента открытия наследства, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, ФИО1 в силу части 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" вправе приобрести бесплатно в собственность спорный земельный участок. Оспариваемое постановление нарушает законные наследственные права ФИО1 на оформление в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие ей объекты недвижимости. При домовладении <адрес> значится земельный участок общей площадью 2630кв.м., который используется семьей ФИО1 более 25 лет; данное обстоятельство установлено судебными актами. На испрашиваемом земельном участке распложены объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу ФИО1 на основании вступивших в законную силу решений судов, а также коммуникации жилого дома, ограждения, лестница, система охраны и видеонаблюдения, телефонные кабели; в нежилом здании, расположенном на испрашиваемом земельном участке, размещена трансформаторная подстанция, которая подает электричество к жилому дому. Считает, что административный ответчик намеренно не указал в оспариваемом постановлении необходимые сведения для постановки земельного участка на кадастровый учет и регистрации права собственности ФИО1 на испрашиваемый земельный участок, что фактически свидетельствует о неисполнении вступившего в законную силу решения Липецкого районного суда Липецкой области от 12.02.2021 года, с которым административный ответчик не согласен, и на протяжении длительного времени не желает исполнять решение суда.
Административный истец ФИО1, представитель административного ответчика Администрации города Ялта Республики Крым, представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом; административный ответчик возражений на административное исковое заявление не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Администрации города Ялта Республики Крым, представителя заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, оценив достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьи 9 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со статьёй 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства.
Как следует из части 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии с п.6 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" в схеме расположения земельного участка приводятся:
условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);
сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
На основании статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 г, а также статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от N 6-ФКЗ особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N 38-ЗРК, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", устанавливается Законом Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).
Статьёй 15 Закона N 66-ЗРК определено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, до 1 января 2019 года. Основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определённых Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, также являются: несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации (пункт 1); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом (пункт 2).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 г. N 44 утверждён Порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории (далее Порядок N 44), который устанавливает особенности подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) и проекта межевания территории в Республике Крым (пункт 1).
Пунктом 12 Порядка N 44 согласование схемы расположения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с органами местного самоуправления соответствующего муниципального района и в случае, если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного или водного фонда и особо охраняемых территорий, с органами, указанными в пункте 11 настоящего Порядка, производится в порядке межведомственного взаимодействия.
Согласно пункту 13 Порядка N 44 органы, указанные в пунктах 11, 12 настоящего Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса предоставляют в уполномоченный орган ответ в форме письма, содержащего информацию относительно согласования или отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, а также информацию о соответствии или несоответствии схемы расположения земельного участка документам, указанным в пунктах 4, 5 настоящего Порядка.
Для представления в уполномоченный орган соответствующего ответа органы, указанные в пунктах 11, 12 настоящего Порядка, вправе в порядке межведомственного взаимодействия направлять запросы в исполнительные органы государственной власти Республики Крым и органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, предприятия, организации государственной и муниципальной форм собственности.
Информация на запрос представляется в течение 10 рабочих дней со дня его поступления.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 г. N 1 (далее Устав), Администрация города Ялта Республики Крым в сфере использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды: осуществляет управление и распоряжение земельными и лесными участками, водными объектами, находящимися в муниципальной собственности городского округа, а также в пределах полномочий, определённых законодательством Российской Федерации и Республики Крым, осуществляет распоряжение земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 1); принимает решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения о предоставлении земельных участков (пункт 8).
Глава администрации города Ялта в пределах полномочий издаёт муниципальные правовые акты Администрации города Ялта Республики Крым, предусмотренные настоящим Уставом ( подпункт 11 части 8 статьи 43 Устава).
Из анализа указанных норм следует, что результатом рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка является решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, об утверждении схемы расположения земельного участка или об отказе в её утверждении.
К правообладателям земельных участков Земельный кодекс Российской Федерации относит собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов (пункт 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации (статья 36, часть 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
Такой случай предусмотрен статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также земельных участков: с кадастровым номером №, площадью 1179кв., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель- земли населенных пунктов, виды разрешенного использования- для индивидуального жилищного строительства; с кадастровым номером №, площадью 650кв., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель- земли населенных пунктов; с кадастровым номером №, площадью 514кв., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель- земли населенных пунктов.
Кроме того, административный истец ФИО1 является собственником объектов недвижимости: нежилого здания (погреб), расположенного по адресу: <адрес>; подпорных стен с кадастровыми номерами №, №, №, расположенных по адресу: <адрес>.
Решением Липецкого районного суда Липецкой области от 16.11.2018 года (с учетом определения суда от 31.01.2019 г. об исправлении описки), вступившим в законную силу, по гражданскому делу по заявлению ФИО1 об установлении факта вступления в наследство, установлен факт вступления ФИО1 в наследство после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, площадью 514 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок, площадью 650 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок, площадью 1179 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Указанным решением суда установлено, что наследодатель ФИО3 при жизни в силу положений ст. 116, 118 ЗК Украины, приобрел право собственности на земельный участок, общей площадью 2630.00кв.м., по адресу: <адрес>; земельные участки, на котором расположен жилой дом, принадлежали умершему ФИО3, поскольку его право собственности основывается на ранее действующем законодательстве, и к ФИО1 после смерти ФИО3 в порядке универсального правопреемства перешли в число прав на наследство и имущественные права на земельные участки, которыми обладал наследодатель ФИО3 при жизни. В данном случае, земельный участок, общей фактической площадью 2630 кв.м., на котором расположен жилой дом, принадлежащий наследодателю ФИО3 на праве собственности по адресу: <адрес>, с 1995 года находился в фактическом пользовании ФИО3, который был вправе получить его в собственность в соответствии со ст.20 ЗК РФ (действующего на момент смерти наследодателя). Поскольку право заявителя ФИО1 на земельный участок при доме производно от права на этот участок ее наследодателя ФИО3, то к ней перешло постоянного (бессрочного) пользования всем земельным участком, на котором расположено домовладение, и, соответственно право на приобретение его в собственность без ограничения предельными размерами.
Решением Ялтинского городского суда Автономной Республики Крым от 12 июня 2009 года за ФИО1 признано право собственности на объект недвижимого имущества- подвал, общей площадью 24,2кв.м. расположенный по <адрес>.
Указанным решением суда установлено, что спорное подвальное помещение используется ФИО1 для обслуживания жилого дома, при строительстве которого оно планировалось в качестве вспомогательного и расположено у подпорной стены, является ее конструктивным элементом, данный объект был закончен строительством до 1992 года.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 01 августа 2019 года отменено решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 09 января 2019 года с принятием нового решения; за ФИО1 признано право собственности на подпорные стены (противооползневые сооружения) с кадастровыми номерами №, №, №, расположенных по адресу: <адрес> в прядке наследования после смерти ФИО3
Указанным определением Верховного Суда Республики Крым установлено, что после смерти ФИО3 право собственности на подпорные стены переходило к его правопреемникам в том же объеме. При этом, само по себе закрепление спорного земельного участка за муниципальным образованием не может препятствовать истцу в получении права на него в собственность, в том числе, с учетом положений закона Республики Крым «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» №66-ЗРК/2015 от 15 января 2015 года, а также подпункта 5 пункта 1, ст.35 ЗК РФ, ст.552 ГР РФ.
Решением Липецкого районного суда от 12.02.2021 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным отказа об утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утверждения схемы расположения земельного участка удовлетворены административные исковые требования ФИО1, признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым №, № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 300кв.м. на кадастровом плане территории, расположенный по адресу: <адрес> с возложением на административного ответчика обязанности в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> площадью 300кв.м., с разрешенным видом использования- для индивидуального жилищного строительства.
Апелляционным определением Липецкого областного суда от 28.06.2021г. решение Липецкого районного суда от 12.02.2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым без удовлетворения.
Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2021 решение Липецкого районного суда от 12.02.2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 28.06.2021г. оставлены без изменения, кассационная жалоба административного ответчика-Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г.Ялта без удовлетворения.
Указанными судебными актами, установлено, что испрашиваемый административным истцом ФИО1 земельный участок согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (карта территориальных зон), утвержденных решением 85-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, расположен в территориальной зоне ТЗ-01/1-1660 для которой установлен вид разрешенного использования земельных участков- для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), который предусматривает, в том числе, размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек. Судебными актами установлено, что в силу положений подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец ФИО1 имеет право на приобретение спорного земельного участка как собственник недвижимого имущества, расположенного на этом участке.
Указанные судебные акты в силу статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеют преюдициальное значение для настоящего спора; обстоятельства, установленные указанными судебными актами, в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом данного спора.
Как следует из представленной истцом ФИО1 схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, ею формируется земельный участок площадью 300кв.м., расположенный в территориальной зоне ТЗ-01/1-1660 для которой установлен вид разрешенного использования земельных участков- для индивидуального жилищного строительства.
Собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут приобрести такие земельные участки в собственность или в аренду. Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, до 1 марта 2015 г. регулировались статьей 36 ЗК РФ, а в настоящее время - ст. 39.20 ЗК РФ, которыми предусмотрено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же кодексом.
Указанное право в силу закона не ограничено каким-либо сроком его действия и не поставлено в зависимость от предварительного оформления принадлежности этого земельного участка собственнику строения на каком-либо ином праве, является исключительным и предполагает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приобретение в собственность земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.
Как установлено в судебном заседании, по заявлению ФИО1 от 27.07.2021 № постановлением главы Администрации города Ялта № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 300кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый квартал №), из категории земель- «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования- «Для индивидуального жилищного строительства- (код 2.1).
13.12.2021 через Липецкий отдел ОБУ «УМФЦ Липецкой области» ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 подано заявление о государственном кадастровом учете в отношении испрашиваемого земельного участка, с приложением к заявлению приложен межевого плана от 25.11.2021, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, постановления главы Администрации города Ялта от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении схемы расположения земельного участка.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии 21.12.2021г. вынесла уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости № в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, рекомендовав обратиться в орган регистрации прав на испрашиваемый земельный участок с новым заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости; привести решение об утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с подпунктом 4 пункта 14 статьи 11.10 Земельного Кодекса с указанием о том, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 26 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственная регистрация прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в случае, если с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченный органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
11.01.2022г. административным истцом ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 в адрес главы Администрации города Ялта, а также в адрес начальника департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым было направлено заявление о внесении изменений в оспариваемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка» в части дополнения в постановление об указании территориальной зоны расположения земельного участка ТЗ-01/1-1660.
13.01.2022 через Липецкий отдел ОБУ «УМФЦ Липецкой области» представителем административного истца по доверенности ФИО2 подано повторное заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в отношении испрашиваемого земельного участка, с приложением к заявлению межевого плана от 12.01.2022г., доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, постановления административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка».
Уведомлением № Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.01.2022г. приостановлен государственный кадастровый учет, с рекомендацией привести решение об утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с подпунктом 4 пункта 14 статьи 11.10 Земельного Кодекса по основаниям, указанным в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости № от 21.12.2021 г., а именно в связи с отсутствием в решении об утверждении схемы расположения земельного участка указания о территориальной зоне, в границах которой образуется земельный участок, а также в связи с тем, что с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.
01.02.2022 г. ФИО1 повторно обратилась к административному ответчику с аналогичным заявлением о внесении изменений и дополнений в оспариваемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ
Как установлено судом, все письменные обращения административного истца о внесении изменений и дополнений в оспариваемое постановление получены административным ответчиком, что подтверждается отчетами об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № (получено адресатом 18.01.2022), уведомлением о прочтении сообщения и не оспаривалось административным ответчиком в ходе рассмотрения административного дела.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 48 названного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Решения органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений (пункт 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 9-П).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законам от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (статья 1).
Статьёй 14 указанного Федерального закона установлены требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги. Из пункта 4 части 1 данной нормы следует, что указание срока предоставления государственной или муниципальной услуги является обязательным.
Срок внесения изменений и дополнений в постановление об утверждении схемы расположения земельного участка законодательством не установлен. Между тем, принимая во внимание, что стандартом предоставления муниципальной услуги является её совершение в определённый срок, суд приходит к выводу, что временной промежуток с момента поступления заявления административного истца о внесении изменений и дополнений в оспариваемое постановление и до его рассмотрения по существу должен быть разумным, обеспечивающим баланс интересов гражданина, обратившегося с таким заявлением, и уполномоченного органа, на рассмотрении которого такое заявление находится.
Как следует из материалов дела, административным ответчиком до настоящего времени не принято в установленном порядке решение по заявлению административного истца ФИО1 о внесении соответствующих изменений в постановление Администрации города Ялты Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 300кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №», поступившему в Администрацию г.Ялта Респбулики Крым 18.01.2022 года, что свидетельствует о допущенном административным ответчиком бездействии.
С учётом установленных по делу обстоятельств и приведённых выше норм права, суд приходит к выводу о бездействии Администрации города Ялты Республики Крым, выразившемся в не рассмотрении заявлений ФИО1 от 11.01.2022 года, от 01.02.2022 года о внесении соответствующих изменений в постановление Администрации города Ялты Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем указанное бездействие подлежит признанию незаконным.
Частью 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок (пункт 18 статьи 11.10 ЗК РФ).
Таким образом, с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка или о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности на образуемый земельный участок вправе обратиться лицо, чье правомочие на обращение с соответствующим заявлением указано в Решении об утверждении схемы.
Вместе с тем, в оспариваемом постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ не указано на право административного истца ФИО1 обратившейся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права на вышеуказанный земельный участок, а также отсутствует указание территориальной зоны земельного участка ТЗ-01/1-1660 (зона индивидуальной жилой застройки), что противоречит действующему законодательству и нарушает права административного истца ФИО1; в результате чего административный ответчик лишил ее возможности реализовать свое право собственности на указанный земельный участок, поскольку без внесения указанных дополнений в оспариваемое постановление административный истец ФИО1 лишена возможности поставить земельный участок на кадастровый участок для последующего переоформления его в собственность.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление об утверждении схемы расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям действующего земельного законодательства, а также должного исполнения решения Липецкого районного суда Липецкой области от 12 февраля 2021 года, нарушают права административного истца ФИО1 на оформление земельного участка в собственность.
При этом суд принимает во внимание, что Администрацией города Ялта Республики Крым не выполнена процессуальная обязанность по доказыванию отсутствия незаконного бездействия и наличия законных оснований для принятия оспариваемого постановления, отсутствие нарушения прав административного истца принятием оспариваемого постановления, редакция которого не позволила административному истцу ФИО1 осуществить государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка с целью дальнейшего оформления земельного участка в собственность.
Суд считает необходимым отметить, что оспариваемое постановление принято административным ответчиком в рамках исполнения вступившего в законную силу решения Липецкого районного суда Липецкой области от 12.02.2021 года; в данном случае принятие ненормативного правового акта с нарушением норм действующего законодательства преследует цель создать препятствия к исполнению вступившего в законную силу судебного решения, что противоречит как публичным, так и частным интересам, представляет собой злоупотребление правом, что не допускается статьей 10 Гражданского кодекса российской Федерации и частью 7 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, материалами административного дела подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности принятого административным ответчиком решения и реального нарушения при этом прав административного истца, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным бездействия, признании частично незаконным постановления об утверждении схемы земельного участка, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьёй 1 Протокола N1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ETS N 9) (Париж, 20 марта 1952 года) предусмотрено, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Европейским судом по правам человека введено понятие правомерного ожидания, приравненного к праву собственности, которое подлежит защите на основании указанной нормы. Обычно под "правомерным ожиданием" понимается наличие у заявителя веских оснований полагать, что имеющееся у него имущественное право будет впоследствии реализовано.
При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
В связи с указанным, принимая во внимание, что суд пришел к выводу о незаконности бездействия административного ответчика и незаконности постановления Администрации города Ялта Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №» в части отсутствия указания на право ФИО1 на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности на образуемый земельный участок, а также в части отсутствия указания территориальной зоны земельного участка ТЗ-01/1-1660 (зона индивидуальной жилой застройки), административные исковые требования ФИО1 к Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным бездействия, признании частично незаконным постановления об утверждении схемы земельного участка подлежат удовлетворению.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым в целях восстановления прав административного истца возложить на Администрацию города Ялта Республики Крым в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о внесении изменений в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, указав на право ФИО1 на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности на образуемый земельный участок, а также указав территориальную зону земельного участка ТЗ-01/1-1660 (зона индивидуальной жилой застройки).
Административным истцом заявлены требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Как предусмотрено частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Согласно статье 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из материалов дела усматривается, что интересы административного истца ФИО1 представляла по нотариально оформленной доверенности ФИО2 по договору на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 20 000 руб.
Факт несения указанных судебных расходов административным истцом подтверждается: кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ, товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием; недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (пункт 10); разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ); вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (пункт 11).
Из содержания указанных норм следует, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.
Вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного в суд требования непосредственно связан с выводом суда, содержащимся в резолютивной части вступившего в законную силу решения о том, подлежит ли заявление удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов ( ч. 4 ст. 2 КАС РФ).
Учитывая приведенные нормы права, принимая во внимание категорию настоящего спора, уровень его сложности, а также затраченное время на его рассмотрение, совокупность представленных сторонами в подтверждение своей правовой позиции доказательств и фактические результаты рассмотренных административных исковых требований, конкретных обстоятельств дела, длительность его рассмотрения, участие представителя истца в одном судебном заседании и его продолжительность, при этом суд учитывает объем (консультация, составление административного искового заявления, изготовление копий документов, ознакомление с материалами дела, заявление ходатайств, представление доказательств, изготовление процессуальных документов) и сложность выполненной представителем административного истца работы, в том числе объем фактически понесенных интеллектуальных и организационных затрат представителя, установив баланс между правами лиц, участвующих в деле, нарушенными правами и объемом защиты, а также с учетом принципов разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика Администрации города Ялта Республики Крым в пользу административного истца ФИО1 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб., считая, что данная сумма обеспечит восстановление нарушенных прав административного истца, имеющего право на справедливое и разумное возмещение понесенных расходов соразмерно ценности и объему защищенного (оспоренного) права с учетом фактического процессуального поведения административного ответчика, а также будет способствовать достижению публично-правовой цели- стимулированию участников гражданского оборота к добросовестному, законопослушному поведению, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., подтвержденные документально.
При этом, в отсутствие со стороны административного ответчика заявления и доказательств чрезмерности судебных расходов, суд не находит оснований для их снижения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации города Ялты Республики Крым по не рассмотрению заявления ФИО1 от 11 января 2022 года, от 01 февраля 2022 года о внесении соответствующих изменений в части указания в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 300кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №» территориальной зоны ТЗ-01/1-1660 (зона индивидуальной жилой застройки) земельного участка.
Обязать Администрацию города Ялта Республики Крым в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о внесении изменений в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, указав на право ФИО1 на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности на образуемый земельный участок, а также указать территориальную зону земельного участка ТЗ-01/1-1660 (зона индивидуальной жилой застройки).
Взыскать с Администрации города Ялта Республики Крым в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., а всего 20 300 руб.
В соответствии с ч.9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд.
Судья С.Ю.Мартышова
Мотивированное решение
Изготовлено 11.03.2022