Дело № 2а-4481/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 28 апреля 2018 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Готовцевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая, что как многодетная мать нашла свободный земельный участок и обратилась к административному ответчику о предоставлении его ей в собственность, однако ответчик необоснованно отказал. Просила признать незаконным отказ Окружной администрации г. Якутска и обязать ее согласовать границы земельного участка ориентировочной площадью ___ кв.м.
В судебное заседание административный истец не явилась, извещена, направила своего представителя ФИО2, которая иск поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что руины сарая, которые находятся на испрашиваемом участке, относятся к бараку, где ранее проживали работники туберкулезного санатория, он несколько лет назад сгорел. Данная территория не относится к ДСК «Алаас-1», границы ДСК на сегодняшний день не установлены.
Представитель административного ответчика Окружной администрации (далее – ОА) г. Якутска ФИО3 в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность оспариваемого решения органа местного самоуправления. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании земельный участок полностью пересекает границы ДСК «Алаас-1», на участке установлены красные линии, земельный участок на момент рассмотрения дела не соответствовал проекту межевания территории, распоряжением от 13 апреля 2018 года изменена только территориальная зона. Также на испрашиваемом участке находятся руины сарая, то есть участок, возможно, кому-либо уже принадлежит.
Представитель заинтересованного лица ДСК «Алаас-1» - председатель ФИО4 в судебном заседании административный иск поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что испрашиваемый земельный участок не относится к территории ДСК «Алаас-1», расположен на территории бывшего туберкулезного санатория, а в бараке жили его работники.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что административный истец ФИО1 является многодетным гражданином.
Исходя из п.2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.1 Земельного Кодекса Республики Саха (Якутия) земельные участки предоставляются бесплатно гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, или жилищно-строительным кооперативам (в случае объединения таких граждан на основе членства) гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, - в собственность или аренду (по их выбору) для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства. Указанные земельные участки предоставляются на территории муниципального района или городского округа, в котором граждане поставлены на регистрационный учет по месту жительства, в случае их проживания на территории данного муниципального района или городского округа не менее пяти лет непрерывно.
25 января 2018 года ФИО1 обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений (далее – ДИЗО) ОА г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей земельного участка, расположенного по адресу: ____, под индивидуальное жилищное строительство.
15 февраля 2018 года ДИЗО ОА г. Якутска направило ей уведомление № 1349-ДИЗО/18 о невозможности предварительного согласования предоставления данного земельного участка.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемый отказ изложен в уведомлении от 15 февраля 2018 года, а административный иск поступил в суд 04 апреля 2018 года.
В качестве оснований отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка орган местного самоуправления указал, что испрашиваемый земельный участок не соответствует проекту межевания территории квартала «100» и находится на территории общего пользования, также он не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красным линиям), кроме того, его границы расположены на территории некоммерческой организации ДСК «Алаас-1».
Статьей 56 ЗК РФ предусмотрена возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным ЗК РФ, иными федеральными законами. Так, согласно пункту 2 данной статьи могут устанавливаться в качестве ограничения прав на землю особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны определены как зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Судом установлено, что истец испрашивает земельный участок, расположенный в территориальной зоне Ж-2А: для индивидуального жилищного строительства, которой цель ее использования соответствует.
Из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИСОГД) от 02 февраля 2018 года № 07-047621 и от 13 апреля 2018 года № 07-048962 следует, что испрашиваемый земельный участок расположен по проекту планировки территории (далее – ППТ) на территории общего пользования, сведения о проекте межевания территории (далее – ПМТ) в ИСОГД отсутствуют, ограничениям по красным линиям участок не соответствует.
Вместе с тем судом установлено, что распоряжением ОА г. Якутска от 13 апреля 2018 года № 602р внесены изменения в ПМТ квартала «100», в соответствии в границах испрашиваемого административным истцом земельного участка образован земельный участок под индивидуальное жилищное строительство (п. 46 приложения № 1 к распоряжению). Приложением № 47 к данному распоряжению является схема образования земельного участка под индивидуальное жилищное строительство площадью 670 кв.м, при этом сведений о наличии каких-либо красных линий, пересекающих территорию данного участка, в данной схеме не имеется. Соответственно, при образовании в ПМТ данного испрашиваемого земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, данная территория уже не относится к землям общего пользования. Административным ответчиком доказательств того, что в связи с образованием данного земельного участка красные линии и территория общего пользования на этом месте остались в прежнем виде, не представлено.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Таким образом, судом установлены существенные несоответствия в представленных административным ответчиком сведениях о территориальной зоне и красных линиях на момент рассмотрения данного дела, которые влекут возможность вынесения различных, противоположных решений по заявлению административного истца и не могут быть устранены судом при рассмотрении настоящего административного дела.
Поскольку административным ответчиком в нарушение ст. 62, ч. 11 ст. 268 КАС РФ не доказана законность оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, не представлены достоверные сведения о расположении линий градостроительного регулирования (красных линий) относительно испрашиваемого земельного участка, о наличии или отсутствии на испрашиваемом земельном участке территории общего пользования в связи с внесением изменений в ПМТ, то такие основания отказа как несоответствие земельного участка красным линиям и его расположение в месте общего пользования, судом признаются незаконными и нарушающими права и законные интересы административного истца.
Доводы административного ответчика о расположении испрашиваемого земельного участка на территории ДСК «Алаас-1» судом отклоняются, поскольку согласно сведениям официального издания «Эхо столицы» по состоянию на 09 февраля 2018 года границы данного ДСК не установлены, на государственных кадастровый учет не поставлены, иных доказательств расположения данного земельного участка в пределах земель СОТ административным ответчиком в нарушение правил распределения бремени доказывания не представлено. При этом представитель ДСК «Алаас-1» в судебном заседании представив схемы территории ДСК «Алаас-1», подтвердила расположение испрашиваемого земельного участка за пределами земель, предоставленных данной некоммерческой организации граждан.
При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает действия органа местного самоуправления незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы административных истцов.
Вместе с тем ввиду невозможности устранения всех неясностей при рассмотрении настоящего административного дела нарушенные права истцов подлежат восстановлению путем повторного рассмотрения ДИЗО ОА г. Якутска в установленные порядке и сроки, согласно требованиям действующих нормативным правовых актов заявления ФИО1 о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. При этом органу местного самоуправления необходимо принять во внимание вышеизложенные выводы суда, в том числе о необходимости установления наличия или отсутствия на день повторного рассмотрения заявления на испрашиваемом земельном участке красных линий, территории общего пользования ввиду внесения изменений в ПМТ и образования данного участка под индивидуальное жилищное строительство.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в предварительном согласовании предоставления ФИО1 для использования под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, расположенного по адресу: ____, изложенный в уведомлении от 15 февраля 2018 года № 1349-ДИЗО/18.
Обязать Окружную администрацию города Якутска в установленные порядке и сроки, в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 25 января 2018 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ____.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: М. А. Кузьмина