Дело № 2а-526/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2021 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Котешко Л.Л.
при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.
с участием представителей административного истца – ФИО1, председателя кооператива, ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению потребительского кооператива "Гаражно-строительный кооператив "Волна-1" к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, заинтересованные лица - Акционерное общество "Автотранспортное предприятие 2628", Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, ООО «Благоустройство города Севастополь» о признании незаконным и отмене предписания органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
Потребительский кооператив "Гаражно-строительный кооператив "Волна-1" (далее по тексту - Кооператив) обратился в суд с административном иском к Департаменту городского хозяйства города Севастополя (далее по тексту - Департамент), в котором просит признать незаконным и отменить предписание № об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства от 03 сентября 2020 года (далее по тексту Предписание), которое было составлено главным специалистом-экспертом отдела инспекционной работы Управления административно-технического контроля Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО5 на основании акта обследования территории на предмет соблюдения правил благоустройства от 25 августа 2020 года.
Требования мотивированы тем, что согласно предписанию на кооператив возлагаются обязанности заключить договор на обращение с твердыми коммунальными отходами, в то время как в процессе деятельности кооператива образуются отходы производства и потребления. В свою очередь договор на обращение с отходами производства и потребления был заключен административным истцом с Акционерным обществом "Автотранспортное предприятие 2628", который выполняется сторонами надлежащим образом. Административный истец считает, что предписание принято с нарушением требований законодательства и на кооператив незаконно возложена обязанность по устранению указанных в нем нарушений – заключить с ООО «Благоустройство города Севастополь» договор на обращение с твердыми коммунальными отходами.
Представители административного истца в судебном заседании требования поддержали, просили признать недействительным и отменить ненормативный правовой акт – предписание № об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства от 03 сентября 2020 года, вынесенное в отношение ПК «ГСК «Волна-1», как незаконное.
Административный ответчик и заинтересованные лица явку своих представителей не обеспечили, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили.
29 января 2021 года о представителя Акционерного общества "Автотранспортное предприятие 2628" поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, разрешение вопроса оставили на усмотрение суда, по имеющимся в деле доказательствам.
01 февраля 2021 года от ООО «Благоустройство города Севастополь» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
С учетом изложенного, мнения представителей административного истца, а также с учетом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав представителей административного истца, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием удовлетворения заявленных требований является совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо. Указанные органы и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Таким образом, исходя из приведенных законоположений, административный ответчик должен был представить в суд доказательства, свидетельствующие о законности оспариваемого предписания.
Вместе с тем, такие доказательства Департаментом городского хозяйства г. Севастополя представлены не были.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Согласно ч. 1 Закона об отходах отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2). В свою очередь твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (абзац 20); паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (абзац 14);
Положениями статьи 14 Закона об отходах предусмотрено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 2); на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункт 3).
В соответствии с п. 3 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 (далее - Правила паспортизации), паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются соответствующие отходы.
Согласно п. 7 Правил паспортизации на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной вышеуказанным Постановлением Правительства РФ.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 25 августа 2020 года был составлен акт обследования территории на предмет соблюдения правил благоустройства, согласно которому установлено, что у кооператива отсутствует заключенный с региональным оператором договор на обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании данного акта кооперативу выдано предписание № от 03 сентября 2020 года об установлении выявленных нарушений в сфере благоустройства, из которого следует, что кооперативом нарушены п.п. д) 2.3.2, п. 10.3 Правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 03 ноября 2017 года № 844-ПП, а именно не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с преамбулой Правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 N 844-ПП (ред. от 27.02.2020) (далее Правила благоустройства) настоящие Правила регламентируют права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя, граждан в сфере благоустройства и содержания территорий, объектов и элементов благоустройства и определяют требования к благоустройству территорий предприятий, учреждений, организаций и физических лиц.
П. 2.3.2 Правил благоустройства, нарушение которого вменяется административным ответчиком, установлены обязанности граждан в сфере благоустройства, в частности, п.п. д) предусмотрена обязанность граждан обеспечивать в соответствии с законодательством заключение договоров на вывоз отходов со специализированными организациями. Вместе с тем, потребительский кооператив "Гаражно-строительный кооператив "Волна-1" не относится к числу граждан, а следовательно, обязанность, предусмотренная пп.д) п. 2.3.2 Правил благоустройства на него распространяется.
В соответствии с п. 10.3 Правил благоустройства сбор и вывоз отходов производства и потребления на территории города Севастополя осуществляются на основании договора с лицом, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели, юридические, должностные и физические лица обязаны обеспечивать своевременный сбор отходов в специальные мусоросборники, обеспечивать их вывоз, в том числе путем заключения договора на вывоз отходов со специализированной организацией, оказывающей услуги по вывозу отходов, имеющей специализированный транспорт и подготовленный персонал, или индивидуальным способом при наличии договора с организацией, обслуживающей полигон, и талонов и/или иных документов, отмеченных организацией, обслуживающей полигон.
В случае заключения договора со специализированной организацией ответственность за обеспечение своевременного вывоза отходов возлагается на организацию, оказывающую соответствующую услугу. В случае отсутствия заключенного договора ответственность возлагается на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости.
Сбор и вывоз (транспортирование) отходов I - IV классов опасности, в том числе строительного мусора от разборки зданий, осуществляются на договорной основе с лицом, осуществляющим данный вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что 01 января 2019 года между потребительским кооперативом "Гаражно-строительный кооператив "Волна-1" и Акционерным обществом "Автотранспортное предприятие 2628", имеющим необходимую лицензию № от 25 мая 2016 года, заключен договор на оказание услуг по транспортированию отходов производства и потребления. Предметом договора является транспортировка отходов производства и потребления (п.1.1 Договора).
Кроме того, суду представлен договор оказания услуг № от 26 декабря 2019 года, заключенный между Акционерным обществом "Автотранспортное предприятие 2628" и ООО «<данные изъяты>», согласно которому последний обязуется принимать и размещать (захоронять) отходы производства и потребления.
Судом исследованы паспорта отходов ПК «ГСК «Волна-1», акты выполненных работ за 2020 года по договору, заключенному с Акционерным обществом "Автотранспортное предприятие 2628", в связи с чем нарушений п. 10.3 Правил благоустройства со стороны административного истца судом не установлено.
Оценив представленные доказательства в совокупности, исходя из того, что административным ответчиком не выполнена обязанность по доказыванию, предусмотренная ч. 2 ст. 62 КАС РФ, принимая во внимание установленный факт несоответствия оспариваемого постановления административного ответчика нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие у административного истца действующего договора на оказание услуг по транспортировке отходов, суд приходит к выводу о законности заявленных требований и удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление потребительского кооператива "Гаражно-строительный кооператив "Волна-1" к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, заинтересованные лица - Акционерное общество "Автотранспортное предприятие 2628", Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, ООО «Благоустройство города Севастополь» о признании незаконным и отмене предписания органа государственной власти удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание № об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства от 03 сентября 2020 года, вынесенное главным специалистом-экспертом отдела инспекционной работы Управления административно-технического контроля Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО5, в отношении потребительского кооператива "Гаражно-строительный кооператив "Волна-1".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 12.02.2021.
Председательствующий –