ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4483/20 от 09.12.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-4483/20

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

9 декабря 2020 года г.Хабаровск

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Прокопчик И.А., при секретаре судебного заседания Слончаковой А.И.,

с участием представителя административного ответчика по доверенности Гулевич В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к министерству образования и науки Хабаровского края о признании незаконным бездействия, обязании принять решение,

установил:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд к министерству образования и науки Хабаровского края о признании незаконным бездействия, в обоснование заявленных требований указав, что административный истец обратился к административному ответчику с предложением о взаимодействии в проведении патриотического благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Административный ответчик не принял решение с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в установленные сроки, что не соответствует ст. 33 Конституции РФ. Обязанность доказывания бездействия возлагается на соответствующий орган. Органом исполнительной власти в лице административного ответчика нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев г.Москвы. Благотворители г. Москвы (участники движения) могут направить пожертвования для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, вести работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков, без физического присутствия в регионе благотворителей.Благополучатели – граждане РФ, лишившиеся родителей или оставшиеся без их попечения, а также нуждающиеся в помощи и защите государства, имеют право на получение благотворительной помощи, в том числе участвовать в интерактивной форме в инклюзивном просветительском мероприятии «Военный Заём 1942-1945». Административный ответчик уклоняется от принятия решения о принятии либо отказе принятия предложения организатора добровольческой деятельности в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке. Указанное бездействие не соответствует Перечню поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета, утв. Президентом РФ от 16.01.2019 № Пр-38ГС).Просит суд признать бездействие государственного органа исполнительной власти в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности как не соответствующее Постановлению Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» незаконным.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования, просит признать бездействие министерства образования и науки Хабаровского края, выразившееся в нарушении сроков и формы принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности в проведении профориентационных мероприятий и обеспечении специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков, незаконным; обязать министерство образования и науки Хабаровского края принять решение в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями».

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Руководствуясь положениями ст.150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца.

Представитель административного ответчика Гулевич В.М. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что предложение административного истца от 05.07.2020 в адрес министерства образования и науки Хабаровского края не поступало, что подтверждается выпиской из журнала регистрации входящей корреспонденции системы электронного документооборота. Административным истцом также не представлено доказательств получения административным ответчиком указанного предложения, а представленный скриншот сообщения сервисной службы не является таковым, поскольку из указанного сообщения не следует, что письмо получено административным ответчиком.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ требования о признании действия незаконным подлежат удовлетворению в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление

Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Из материалов дела следует, что 05.07.2020 административным истцом в адрес министерства образования и науки Хабаровского края направлено обращение «Военный заем 1942-1945» с предложением провести вебинар «Военный заём 1942-1945» для целевой аудитории, определенный перечнем поручений Президента Российской Федерации, постановлением и распоряжением Правительства РФ, на безвозмездной, благотворительной, анонимной основе, продолжительностью 2 академических часа, кандидатом наук, почетным работником общего образования РФ, автором изобретений, с опытом работы в сфере добровольчества более 20 лет.

Указанное обращение (предложение) направлено в министерство образования и науки Хабаровского края по электронной почте <данные изъяты>

Как следует из искового заявления, ответ на указанное обращение административным истцом не получен.

В доказательство направления обращения (предложения) административным истцом представлен скриншот отчета о доставке по электронной почте файла <данные изъяты>», из которого следует, что: «сообщение было успешно доставлено в пункт назначения, указанный ниже (<данные изъяты> Если сообщение было доставлено в почтовый ящик, вы больше не будете получать никаких уведомлений. В противном случае вы все равно можете получить уведомление об ошибках доставки почты из других систем».

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 25.03.2020 № 125-р утверждена примерная инструкция по делопроизводству в министерствах Хабаровского края, иных органах исполнительной власти Хабаровского края (далее – Инструкция).

В соответствии с п. 4.8 Инструкции прием и первичная обработка входящих документов осуществляется централизованно службой делопроизводства.

Согласно п.п. 4.14, 4.15 Инструкции электронные документы, поступившие от других организаций по электронной почте, посредством СЭД, МЭДО, принимаются службой делопроизводства и включаются в СЭД. Индивидуальной инструкцией может быть предусмотрена возможность распечатки электронных документов с последующей организацией работы с ними как с документами на бумажном носителе.

В силу п.п. 4.17, 4.19 Инструкции регистрация входящих документов осуществляется независимо от способа их доставки один раз: в службе делопроизводства в СЭД или ином структурном подразделении органа исполнительной власти, если на него возложены обязанности по регистрации и организации работы с отдельными видами документов. Регистрация входящих документов осуществляется в день их поступления или на следующий рабочий день при поступлении документов после 15.00 часов или в нерабочее время, если законодательством РФ не установлено иное.

В соответствии с п.п. 1.10, 2.3, 3.1Приказ Минобрнауки Хабаровского края от 12.07.2018 № 26 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций, поступивших в министерство образования и науки Хабаровского края» адрес электронной почты министерства: <данные изъяты>.Обращения направляются в письменной форме почтовым отправлением, факсом или в форме электронного документа, представляются лично в приемные руководителей министерства, а также через установленный в министерстве оборудованный стационарный ящик для обращений граждан.Обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней со дня их поступления.

Как следует из представленной административным ответчиком выписки из журнала регистрации входящей корреспонденции системы электронного документооборота, поступившей в министерство образования и науки Хабаровского края за период с 04.07.2020 по 07.07.2020, в нем отсутствует информация о поступлении административному ответчику обращения (предложения) административного истца от 05.07.2020.

Суд приходит к выводу о том, что должностными лицами Министерства образования и науки Хабаровского края не было совершено неправомерноебездействие, нарушающее права административного истца, поскольку надлежащих доказательств получения административным ответчиком обращения (предложения) административного истца от 05.07.2020 не представлено.

Кроме того, суд учитывает, что обращение от 05.07.2020 не содержит вопросов, по существу которых административным истцом должен был быть дан ответ, поскольку фактически административным истцом 05.07.2020 в адрес министерства образования и науки Хабаровского края направлено предложение о проведении вебинара, содержащее сведения о том, что дополнительная информация о мероприятии и организаторе добровольческой деятельности размещена на официальном сайте организации.

Порядок взаимодействия министерства образования и науки Хабаровского края, краевых государственных казенных (бюджетных) организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями утвержден Приказом Минобрнауки Хабаровского края от 12.11.2020 № 37, то есть после направления административным истцом обращения (предложения) от 05.07.2020.

При этом административным истцом не предоставлено доказательств, свидетельствующих о нарушении каких-либо его прав и интересов либо прав и интересов иных лиц.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», в том числе об обязанииминистерство образования и науки Хабаровского края принять решениев отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями», отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к министерству образования и науки Хабаровского края о признании незаконным бездействия, обязании принять решение отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16.12.2020.

Судья И.А. Прокопчик