ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4484/2022 от 11.10.2022 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0005-01-2022-004879-17

Дело № 2а-4484/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 11 октября 2022 года

Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Паньковой И.В.,

при ведении протокола помощником судьи Погодиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми дело по административному исковому заявлению Шарафутдиновой Гульсины Файзулхановны к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании решений незаконными, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Шарафутдинова Г.Ф. обратилась в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконным решений от 15.06.2022 и от 13.07.2022, возложении обязанности повторно рассмотреть заявления от 24.05.2022 и 26.06.2022.

В обоснование требований указано, что между Шарафутдиновой Г.Ф. и Департаментом земельных отношений администрации г.Перми 20.05.2019 был заключен договор аренды , предметом которого является аренда земельного участка с кадастровым , площадью 832 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов и находящегося по адресу: <адрес>, разрешенное использование: огородничество.

24.05.2022 Шарафутдинова Г.Ф. через представителя подала заявление о приоберетении земельного участка в собственность. В качестве цели использования указано: для ведения садоводства и огородничества гражданами.

15.06.2022 Департаментом земельных отношений администрации г.Перми вынесено решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов.

26.06.2022 Шарафутдинова Г.Ф. вновь через представителя подала заявление о приобретении земельного участка в собственность. В качестве цели использования указано: для ведения садоводства и огородничества гражданами.

13.07.2022 Департаментом земельных отношений администрации г.Перми вынесено решение об отказе в предоставлении земельного участка.

В обоих решениях об отказе Шарафутдиновой Г.Ф. в предоставлении земельного участка указано основание: пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ, а именно: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка.

С вынесенными решениями административный истец не согласна, считает их принятыми в нарушение положений Постановления «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году», пунктом 1 которого установлено, что в 2022 году предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом следующих особенностей: допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом РФ, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа предусмотренных ст. 39.2 ЗК РФ информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Между Шарафутдиновой Г.Ф. и Департаментом земельных отношений администрации г. Перми неоднократно заключались договора аренды спорного земельного участка. В рамках государственного земельного надзора в действиях Шарафутдиновой Г.Ф. нарушений законодательства не выявлялось.

Административный истец, представитель административного истца о месте и времени рассмотрения дела извещены судом, в судебное заседание не явились.

Административный ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, представитель в судебное заседание не явился, просит рассмотреть без участия представителя, представил письменный отзыв, из которого следует, что истец обратилась 15.06.2022 в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без предоставления торгов для развития гражданами садоводства и огородничества. На момент обращения истца согласно выписки из ЕГРН от 03.06.2022 разрешенное использование испрашиваемого земельного участка – для огородничества. Таким образом, заявленная истцом цель не соответствует виду разрешенного использования. 01.07.2022 истец повторно обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка, также указав целью использования земельного участка – для ведения садоводства и огородничества. На момент обращения истца согласно выписке из ЕГРН от 04.07.2022 разрешенное использование испрашиваемого земельного участка – для огородничества. Таким образом, в обоих обращениях заявленная цель не соответствует виду разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.

Оценив доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлены следующие обстоятельства по делу.

23.05.2019 между Департаментом земельных отношений администрации г.Перми и Шарафутдиновой Г.Ф. заключен договор аренды земельного участка , по условиям которого арендатор принимает во временное пользование на условиях аренды земельный участок, имеющий кадастровый , площадью 832,00 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов и находящийся по адресу: <адрес>, для огородничества в границах, сведения о которых содержатся в ЕГРН, и в качественном состоянии как он есть согласно приложению 1 к настоящему договору. Разрешенное использование – для огородничества, для ведения гражданами садоводства и огородничества. Земельный участок расположен в зоне с особым условием использования территорий: приаэродромная территория аэродрома аэропорта Большое Савино. Земельный участок расположен в зоне прочих ограничений: зона катастрофического затопления.

Срок договора аренды установлен с 09.04.2019 до 08.04.2022 (л.д.15-18).

Шарафутдинова Г.Ф. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением от 03.06.2022 о предоставлении земельного участка с кадастровым , площадью 832,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в собственность без проведения торгов для ведения гражданами садоводства и огородничества (л.д. 9).

Решением Департамент земельных отношений администрации г.Перми от 15.06.2022 отказано в предоставлении земельного участка без проведения торгов, поскольку в соответствии с п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. Согласно выписке из ЕГРН от 03.06.2022 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером – для огородничество, что не соответствует цели использования земельного участка, указанной в заявлении о предоставлении земельного участка (л.д. 8).

01.07.2022 Шарафутдинова Г.Ф. обратилась с повторным заявлением в Департамент земельных отношений администрации г.Перми о предоставлении земельного участка с кадастровым , площадью 832,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в собственность без проведения торгов, вновь указав цель использования земельного участка: для ведения гражданами садоводства и огородничества (л.д.10).

Решением Департамент земельных отношений администрации г.Перми от 13.07.2022 отказано в предоставлении земельного участка без проведения торгов, поскольку в соответствии с п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. Согласно выписке из ЕГРН от 04.07.2022 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером – для огородничества, что не соответствует цели использования земельного участка, указанной в заявлении о предоставлении земельного участка (л.д. 8-оборот).

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые решения являются законными и обоснованными в силу следующего.

В соответствии с п.п. 14 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.39.17 Земельного кодекса РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

7) цель использования земельного участка;

8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, возникновение исключительного права на приобретение земельного участка зависит от достижения той цели, для которой земельный участок образован или предоставлялся лицу.

В соответствии с пп. «а» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом следующих особенностей: допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Как следует из материалов дела, Шарафутдиновой Г.Ф. в заявлениях о предоставлении земельного участка в собственность в качестве цели использования земельного участка указывалось: для ведения гражданами садоводства и огородничества, тогда как согласно выписки из ЕГРН вид разрешенного испрашиваемого истцом земельного участка – «для огородничества».

Согласно классификатору видов разрешенного использования, утвержденному Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», ведение садоводства (код 13.2) - осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд.

Под ведением огородничества (код 13.1) понимается осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур

Таким образом, отличие огородничества от ведения садоводства как различных видов разрешенного использования, заключается в том, что на садовом земельном участке допускается строительство жилого дома с правом регистрации и постоянного проживания в нем, в отличие от временных хозяйственных построек на огородных участках.

Поскольку Шарафутдинова Г.Ф. просила предоставить земельный участок в собственность для ведения садоводства и огородничества, что не соответствует виду разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, решения Департамента земельных отношений администрации г.Перми об отказе в предоставлении земельного участка являются законными и обоснованными.

Доводы административного истца о несоответствии решений Департамента земельных отношений администрации г.Перми положениям Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году», судом признаются несостоятельными, поскольку основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность явилось именно несоответствие заявленной цели виду разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, а не какие-либо нарушения законодательства, выявленные при использовании спорного земельного участка.

При таких обстоятельствах, оспариваемые решения от 15.06.2022 и от 13.07.2022 являются законными и обоснованными, в удовлетворении требований о признании данных решений незаконными, возложении обязанности повторно рассмотреть заявления, следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Шарафутдиновой Гульсины Файзулхановы к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании решений от 15.06.2022 и от 13.07.2022 об отказе в предоставлении земельного участка незаконными, возложении обязанности по повторному рассмотрению заявлений – отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми

Мотивированное решение изготовлено 20.10.2022.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: