ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4485/20 от 07.07.2020 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Дело № 2а-4485/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 07 июля 2020 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Жижина А.А.,

при секретаре Побережной А.А.,

с участием представителей административного ответчика Управления Росреестра по Тюменской области ФИО1, ФИО2,

представителя заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, о признании незаконным уведомления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ответа от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО4 обратилась в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее Управление Росреестра) с административным иском о признании незаконным уведомления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ответа от ДД.ММ.ГГГГ, возложении на административного ответчика обязанности внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН) в части: снятия с кадастрового учета земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером ; отображения земельного участка с кадастровым номером в качестве самостоятельных объектов права с указанием кадастровых характеристик, соответствующих указанным в договоре от ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что обжалуемым решением и ответом нарушены права административного истца, в частности создана угроза прав аренды земельного участка с кадастровым номером , в том числе право на выкуп арендуемого земельного участка.

Административный истец ФИО4, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители административного ответчика ФИО1, ФИО2, в судебном заседании с административным иском ФИО4 не согласились, просили отказать в удовлетворении его требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица ФИО3, в судебном заседании с административным иском ФИО4 не согласилась, просила отказать в удовлетворении его требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица ООО «Белый ветер» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца по следующим основаниям:

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 5 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости) ДД.ММ.ГГГГ по решению государственного регистратора прав исправлена техническая ошибка в сведениях ЕГРН, о едином землепользовании с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>

В запись о государственной регистрации ограничения (аренды - номер регистрации ) и о государственной регистрации сделки (договора аренды - номер регистрации ), в соответствии с договором аренды земельного участка (землеустроительное дело ) -сх от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения, а именно:

В запись об ограничении/обременении

: предмет ограничения/обременения «весь объект» исправлен на «Часть земельного участка с учетным номером части , площадью 203489 к.м., входящей в состав единого землепользования с кадастровым номером »; номер регистрации ограничения/обременения (аренды) «»

исправлен на «».

В запись о сделке (договоре аренды)

описание предмета сделки «Земельный участок, категория земель - категория не установлена, разрешенное использование - «не указано», расположенный по адресу: <адрес>, площадью 203489 кв.м., с кадастровым номером » исправлено на «Часть земельного участка с учетным номером части , площадью 203489 кв.м., входящая в состав единого землепользования с кадастровым номером »; номер регистрации сделки (договора аренды) «» исправлен на «

».

Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет, распоряжения Червишевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от 27.06.2005 «Об утверждении проекта границ земельных участков фонда перераспределения земель Тюменской области», описания земельного участка, подготовленного ОАО Тюменьгипрозем».

Земельный участок с кадастровым номером учтен в государственном кадастре недвижимости как единое землепользование с входящими условными земельными участками с кадастровыми номерами и

Согласно пункту 6.2.7 приказа Росземкадастра от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» (вместе с «Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел «Земельные участки») составным земельным участкам присваивается наименование «единое землепользование». Земельным участкам, включаемым в составной земельный участок (единое землепользование), присваиваются наименования:

«обособленный участок» - для участков, обособленных от других участков, входящих в «единое землепользование»;

«условный участок» - для смежных участков, входящих в «единое землепользование» и разделяемых между собой условной линией кадастрового деления.

Формируемый земельный участок с кадастровым номером в соответствии с распорядительным актом органа местного самоуправления, включенным в состав реестрового дела, образован как один земельный участок. Однако в сведениях кадастра недвижимости указанный объект недвижимости учтен как единое землепользование в связи с разделением образуемого земельного участка линией кадастрового деления (кадастровые кварталы ,

Таким образом, условный земельный участок с кадастровым номером является частью единого объекта учета - земельного участка с кадастровым номером и не может являться самостоятельным объектом недвижимости.

Закон о регистрации недвижимости указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости).

К преобразуемым земельным участкам, исходя из анализа пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельного участка образуются новые земельные участки. Такие преобразуемые земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером не является преобразуемым земельным участком, у органа регистрации прав отсутствуют основания для снятия указанного земельного участка с государственного кадастрового учета, следовательно требование снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером является необоснованным и неподлежащим удовлетворению.

По сведениям ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером имеется актуальная запись о праве собственности субъекта Российской Федерации Тюменская область.

Случаи, при которых допускается снятие земельного участка с кадастрового учета, определены положениями Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон №218-ФЗ).

Так, в соответствии с обязательными требованиями названного закона подлежат снятию с кадастрового учета:

исходный земельный участок, из которого образуется один или несколько новых участков (часть 3 статьи 41 Федерального закона №218- ФЗ), при этом в данном случае одновременно проводиться снятие с учета исходного земельного участка и прекращение на него прав и постановка на кадастровый учет и регистрация прав на новые земельные участки. С заявлением об осуществлении указанных регистрационных действий применительно к существу рассматриваемого спора обращается собственник исходного земельного участка (пункт 3 части 1 статьи 15 Федерального закона №218-ФЗ);

часть земельного участка, которая ранее была поставлена на кадастровый учет, например, для ее передачи в аренду (пункт 5 части 1, пункт 3 части 2 статьи 15 Федерального закона №218-ФЗ). С соответствующим заявлением также обращаются лица, указанные в названных нормах права.

Отдельные случаи снятия земельных участков с кадастрового учета предусмотрены статьей 70 Федерального закона №218- ФЗ, к примеру, снимается с кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до ДД.ММ.ГГГГ, в случае если сведения о правообладателях такого участка отсутствуют в ЕГРН (часть 3 Закона), и другие случаи.

Учитывая изложенное, суд полагает, что действия административного ответчика по принятию решения и дачи ответа являются обоснованными, предпринятыми уполномоченным лицом в рамках предоставленных ему полномочий и соответствуют требованиям закона, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения административного иска ФИО4 суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска ФИО4к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, о признании незаконным уведомления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ответа от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение составлено 17 июля 2020 года.

Судья А.А. Жижин