ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4486/2023 от 24.10.2023 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0039-01-2023-003546-93

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 октября 2023 года г.Самара

Ленинский районный суд г. Самара в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4486/2023 по административному исковому заявлению Баннова Павла Валерьевича, Чернышова Дмитрия Александровича к Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконными решений, возложении обязанности,

установил:

Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконными решений.

В обоснование заявления указано, что административные истцы являются собственниками земельного участка площадью 2066 кв.м, кадастровый , расположенного по адрес: <адрес>. Данный земельный участок относится к категории «земли населенных пунктов» и имеет целевое назначение «для ведения личного подсобного хозяйства».

Вступившим в законную силу решением Волжского районного суд г.Самара от 02.11.2012 и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 30.01.2013 по гражданскому делу № 2-1594/12 установлено, что земельный участок с кадастровым номером не пересекается с границами земельного участка, занимаемого Национальным парком «Самарская Лука»; он входит в границы сельского поселения Гаврилова Поляна муниципального района Волжский Самарской области и для него установлена категория земель «земли населенных пунктов»; к правоотношениям, связанным с передачей данного земельного участка в собственность, не могут быть применены положения Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Учитывая указанные судебные акты, в целях устранения препятствий в пользовании земельным участком истцы обратились в адрес Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования с заявлением от 25.07.202.2 (вх.№МЛХ/18033 от 26.07.2022), в котором просили исключить данный земельный участок из состава земель лесного фонда. В поданном заявлении они указали, что согласно информации, предоставляемой ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» (в том числе, в письме от 21.06.2021 №1238), принадлежащий им на праве собственности земельный участок с кадастровым номером относится к землям лесного фонда, так как расположен в выделах 13, 14 квартала 10 Подгорского участкового лесничества.

Письмом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19.08.2022 №МАХ-05-02/17677 заявители были уведомлены, что указанный земельный участок расположен в зоне деятельности ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука». ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» является ООПТ федерального значения и не входит в структуру Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, следовательно, данный вопрос не относится к компетенции Министерства. Согласно Положению о Министерстве, утвержденному Правительством Самарской области от 09.10.2013 №528, распоряжение данным земельным участком не входит в полномочия Министерства.

После получения данного ответа административные истцы обратились в адрес Рослесхоза с заявлением от 20.01.2023 в котором просили исключить земельный участок с кадастровым номером из состава лесничества «Национальный парк «Самарская Лука» или из выдела 13, 14 квартала 10 Подгорского участкового лесничества, а также исключить из материалов лесоустройства сведения о принадлежности земельного участка к составу лесничества (в зависимости от реального местонахождения земельного участка в границах того или иного лесничества)

Письмом Рослесхоза от 01.02.2023 АВ-03-50/2111 истцы были уведомлены, что Приказом Рослесхоза №59 29.02.2008 «Об определении количества лесничеств на территориях государственных природных заповедников и национальных парков и установлении их границ» на территории Национального парка «Самарская Лука» Самарской области создано лесничество «Национальный парк «Самарская Лука». Проведение мероприятий по лесоустройству на территории лесничеств, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, в настоящее время относится не к компетенции Рослесхоза, а к компетенции Минприроды России. Заявление административных истцов было направлено для рассмотрения и ответа в рамках установленной компетенции в адрес Минприроды России.

Письмом Минприроды России от 31.03.2023 №15-50/4128-ОГ административным истцам отказано в удовлетворении заявления. По мнению Министерства, при вынесении решения Волжского районного суд г.Самары от 02.11.2012 по гражданскому делу №2-1594/12 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 30.01.2013 судами не были учтены обстоятельства включения земельного участка в границы лесничества «Национальный парк «Самарская Лука». Соответственно, правовые основания для его исключения из состава лесничества отсутствуют.

Полагая, что причины отказа не основаны на законе и противоречат выводам судов, административные истцы просят:

1) признать незаконным отказ в исключении земельного участка с кадастровым номером из состава лесничества «Национальный парк «Самарская Лука», а также сведений о нем из материалов лесоустройства, содержащийся в письме Минприроды России от 31.03.2023г. № 15-50/4128-ОГ;

2) обязать Минприроды России не позднее тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить земельный участок с кадастровым номером из состава лесничества «Национальный парк «Самарская Лука»; исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером из материалов лесоустройства лесничества «Национальный парк «Самарская Лука»;

3) признать незаконным отказ в исключении земельного участка с кадастровым номером из состава земель лесного фонда Российской Федерации, содержащийся в письме Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19.08.2022 исх.№МАХ-05-02/17677;

4) обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не позднее тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить земельный участок с кадастровым номером из состава земель лесного фонда РФ.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенностям Богорадникова О.А. требования поддержала.

Представители административных ответчиков Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, заинтересованных лиц Федерального агентства лесного хозяйства, ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" не явились, о слушании дела извещены.

Министерством природных ресурсов и экологии РФ направлены письменные возражения, в соответствии с которыми просят в удовлетворении требований отказать, указывая, что территория, на которой расположен земельный участок, в настоящее время относится Подгорскому участковому лесничеству в составе лесного фонда национального парка, лесоустройство национального парка «Самарская Лука» проведено в соответствии с требованиями законодательства, доказательств наличия ошибки в материалах лесоустройства истцами не представлено, в судебных актах по делу № 2-1594/2012 оценка материалам лесоустройства не дана.

Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области представлены письменные возражения, согласно которым просят в удовлетворении требований отказать, указывая, что рассматриваемый земельный участок не относится к землям лесного фонда, расположен в особо охраняемой территории федерального значения в границах ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», в отношении которой Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не наделено какими-либо полномочиями.

Выслушав пояснения представителя административных истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что административные истцы являются собственниками земельного участка площадью 2066 кв.м, кадастровый , расположенного по адрес: <адрес>, отнесенного по категории к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Земельный участок приобретен административными истцами на основании договора купли-продажи от 22.05.2022 у Кондратьева А.Д., который, в свою очередь, приобрел данный земельный участок на основании договора купли-продажи от 25.09.2014 у Семеновой Е.В.

Решением Волжского районного суд г.Самара от 02.11.2012, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 30.01.2013, по гражданскому делу № 2-1594/12, отказано в удовлетворении иска ТУ Росимущества в Самарской области к Семеновой Е.В. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером и истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.

Судебными актами установлено, что земельный участок с кадастровым номером не пересекается с учтенными границами земельного участка, занимаемого Национальным парком «Самарская Лука»; он входит в границы сельского поселения Гаврилова Поляна муниципального района Волжский Самарской области и для него установлена категория земель «земли населенных пунктов»; к правоотношениям, связанным с передачей данного земельного участка в собственность, не могут быть применены положения Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Административные истцы обратились в адрес Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением от 25.07.202.2 (вх.№МЛХ/18033 от 26.07.2022), в котором просили исключить данный земельный участок из состава земель лесного фонда, ссылаясь на то, что земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет целевое назначение «для ведения личного подсобного хозяйства», по информации, предоставляемой ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» (в том числе, в письме от 21.06.2021 №1238), указанный земельный участок относится к землям лесного фонда и расположен в выделах 13, 14 квартала 10 Подгорского участкового лесничества, предыдущий собственник Кондратьев А.Д. приобрел земельный участок по договору купли-продажи от 25.09.2014.

Письмом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19.08.2022 №МАХ-05-02/17677 заявители уведомлены, что указанный земельный участок расположен в зоне деятельности ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука». ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» является ООПТ федерального значения и не входит в структуру Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, следовательно, данный вопрос не относится к компетенции Министерства. Согласно Положению о Министерстве, утвержденному Правительством Самарской области от 09.10.2013 №528, распоряжение данным земельным участком не входит в полномочия Министерства.

Далее административные истцы обратились в адрес Рослесхоза с заявлением от 20.01.2023 в котором просили исключить земельный участок с кадастровым номером из состава лесничества «Национальный парк «Самарская Лука» или из выдела 13, 14 квартала 10 Подгорского участкового лесничества, а также исключить из материалов лесоустройства сведения о принадлежности земельного участка к составу лесничества (в зависимости от реального местонахождения земельного участка в границах того или иного лесничества)

Письмом Рослесхоза от 01.02.2023 АВ-03-50/2111 истцы были уведомлены, что Приказом Рослесхоза №59 29.02.2008 «Об определении количества лесничеств на территориях государственных природных заповедников и национальных парков и установлении их границ» на территории Национального парка «Самарская Лука» Самарской области создано лесничество «Национальный парк «Самарская Лука». Проведение мероприятий по лесоустройству на территории лесничеств, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, в настоящее время относится не к компетенции Рослесхоза, а к компетенции Минприроды России. Заявление административных истцов направлено для рассмотрения и ответа в рамках установленной компетенции в адрес Минприроды России.

Письмом Минприроды России от 31.03.2023 №15-50/4128-ОГ административным истцам отказано в удовлетворении заявления. В письме сообщается, что при создании национального парка «Самарская Лука» территория, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером , относилась к Волжскому лесничеству Рождественского мехлесхоза (выдел 12 квартал 10) и вошла в состав национального парка. По материалам лесоустройства 1995-1996 гг, землеустройства и аэрофотоснимков было проведено лесоустройство лесничества «Национальный парк «Самарская Лука», при этом земельный участок с кадастровым номером остался в составе земельных участков национального парка. При вынесении решения Волжского районного суд г.Самары от 02.11.2012 по гражданскому делу №2-1594/12 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 30.01.2013 указанные обстоятельства не рассматривались и не исследовались.

С решением об отказе в исключении земельного участка из состава лесничества «Национальный парк «Самарская Лука» нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. К данным категориям относятся в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда (подпункты 1, 2, 5).

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

Поскольку действующим законодательством не допускается отнесение одного земельного участка к нескольким категориям земель, для взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости принят Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ).

В редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ (статья 5) в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ указано, что в случае, если земельный участок согласно сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости относится к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила упомянутой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г.

Особенности регулирования возникших правоотношений изложены в частях 6 и 8 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ положения части 3 данной статьи не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий.

Однако часть 8 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ) предусматривает, что положения части 3 названной статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 данной статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 упомянутой статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.

Вступившим в законную силу решением Волжского районного суд г.Самара от 02.11.2012, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 30.01.2013, по гражданскому делу № 2-1594/12, исковые требования ТУ Росимущества в Самарской области к Семеновой Е.В. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером и истребовании земельного участка из чужого незаконного владения оставлены без удовлетворения.

Оставив без удовлетворения иск ТУ Росимущества в Самарской области, суды первой и апелляционной инстанций признали, что земельный участок относится к категории земель населенных пунктов.

В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 08.10.2010, право предыдущего собственника на земельный участок возникло до 1 января 2016 г., по сведениям ЕГРН земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, у Министерства природных ресурсов и экологии РФ отсутствовали основания для отказа в исключении его из состава лесничества «Национальный парк «Самарская Лука».

В соответствии с информацией Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 22.08.2023 на запрос суда земельный участок с кадастровым номером в соответствии со сведениями Государственного лесного реестра не относится к землям лесного фонда, но расположен в зоне особо охраняемой территории федерального значения, относящейся к сфере деятельности ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука».

При таких обстоятельствах, учитывая, что земельный участок не относится к землям лесного фонда и в соответствии с Положением о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденным Правительством Самарской области от 09.10.2013 №528, полномочиями в отношении особо охраняемой территории федерального значения Министерство не обладает, требования административных истцов к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ в целях восстановления нарушенных прав административных истцов на Министерства природных ресурсов и экологии РФ следует возложить обязанность исключить земельный участок с кадастровым номером из состава лесничества «Национальный парк «Самарская Лука» и исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером из материалов лесоустройства лесничества «Национальный парк «Самарская Лука».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Баннова Павла Валерьевича, Чернышова Дмитрия Александровича удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.03.2023 об отказе в исключении земельного участка с кадастровым номером из состава лесничества «Национальный парк «Самарская Лука».

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии РФ в течение тридцати дней после вступления решения суда в законную силу исключить земельный участок с кадастровым номером из состава лесничества «Национальный парк «Самарская Лука» и исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером из материалов лесоустройства лесничества «Национальный парк «Самарская Лука».

В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 08.11.2023.