Дело № 2а-4489/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 19 июня 2018 г.
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Чижовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Огай А.И.,
с участием представителя административного истца ст. помощника прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска Васильевой Е.А., представителей административного ответчика ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Железнодорожного района города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области о признании незаконным бездействия, признании права федеральной собственности на объект культурного наследия федерального значения Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г., обязании зарегистрировать право федеральной собственности, обязании внести сведения в реестр федерального имущетсва,
установил:
Прокурор Железнодорожного района г. Хабаровска обратился в суд с указнным административным иском. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска, по поручению прокуратуры Хабаровского края, проведена проверка исполнения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в ходе которой установлено следующее. На территории Железнодорожного района г. Хабаровска, по адресу: <адрес>, между домами № и №, расположен объект культурного наследия федерального значения - Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г. Указанный объект внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации. Данная информация освещена на официальном сайте Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края - http://nasledie27.ru/. Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г. поставлен на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624. Проверкой установлено, что сохранение, использование и популяризация объекта культурного наследия не осуществляется. Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, информация об объекте культурного наследия Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г. отсутствует, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. В реестре федерального имущества объект не значится. На момент принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года №3020-1, Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г. существовал и обладал соответствующим статусом. Изложенное свидетельствует о том, что Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г. относится исключительно к федеральной собственности в силу прямого указания закона. Не оформление права собственности на объект культурного наследия более 25 лет исключает возможность осуществлять уполномоченным органом его сохранение, использование и популяризацию и не способствует реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Просит суд признать право федеральной собственности на объект культурного наследия федерального значения – Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г., признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, выраженное в не оформлении права федеральной собственности на объект культурного наследия – Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г., обязать МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО зарегистрировать в установленном законом порядке право федеральной собственности на объект культурного наследия федерального значения – Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г., обязать МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО внести сведения об объекте культурного наследия регионального значения – Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г., в реестр федерального имущества в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска Васильева Е.А. поддержала административные исковые требования в полном объеме, суду пояснила, что до настоящего времени нарушения административным ответчиком не устранены.
В судебном заседании представители административного ответчика административные исковые требования не признали, суду пояснили, что согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации относятся исключительно к федеральной собственности. Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждения Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР» с дополнениями согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624. Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.06.2002 № 79-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации определяет категории историко-культурного значения объектов культурного наследия. В соответствии с абзацем 2 статьи 4 ФЗ № 73 памятники археологии (объекты археологического наследия) относятся к объектам культурного наследия федерального значения. Согласно ч. 1 ст. 48 ФЗ № 78 объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Согласно ч. 3 ст. 49 ФЗ № ФЗ-79 объекты археологического наследия находятся в государственной собственности. Объекты археологического наследия могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации. Согласно абз. 9 ст. 3 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 05.12.2017) бесспорная принадлежность объектов культуры к государственной собственности также ставится в зависимость от их общенационального (общероссийского) значения. Объект культурного наследия федерального значения - Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г., не включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 г. № 1487, а также указанный объект не вошел в перечень утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 176, а следовательно, не может относиться исключительно к федеральной собственности.
Представитель заинтересованного лица – администрации г. Хабаровска в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела суд не просил. В связи с чем на основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие предстоятеля заинтересованного лица.
Выслушав позицию участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных отношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор наделен правом обращения в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Частью 3 статьи 44 Конституции РФ предусмотрена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 №73-ФЗ регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст.ст. 9, 9.2, 9.3 вышеуказанного Федерального закона, к полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и собственности муниципальных образований соответственно.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска проведена проверка исполнения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, на территории Железнодорожного района г. Хабаровска, по адресу: <адрес>, между домов № и №, расположен объект культурного наследия федерального значения – Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г. Указанный объект культурного наследия находится в удовлетворительном состоянии, нуждается в постоянной физической сохранности, реставрации, популяризации. Установлено, что сохранение, использование и популяризация объекта культурного наследия не осуществляется.
Объект культурного наследия федерального значения Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г. внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) РФ. Данная информация находится в общем доступе на официальном сайте Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края.
В соответствии со ст. 3 Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на виды, в том числе памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
Объекты культурного наследия подразделяются на категории историко-культурного значения, в том числе и на объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия (ст. 4 вышеуказанного ФЗ).
В соответствии со ст. 40 Закона № 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Как следует из п. 1 Постановления Верховного совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно приложению № 1 к Постановлении. Верховного совета РФ от 27.12.91 № 3020-1, к данным объектам относятся объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Объект культурного наследия федерального значения Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г., поставлен на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1974 № 624.
В соответствии со ст. 63 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при реализации пункта 4 статьи 2 настоящего Федерального закона в отношении объектов культурного наследия федерального значения, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года, Правительство Российской Федерации утверждает перечни объектов культурного наследия, которые необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации.
Указанные перечни объектов культурного наследия федерального значения (далее в настоящем пункте - перечни объектов) формируются по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия.
Указанные предложения по перечням объектов оформляются на основании данных государственного учета объектов, представляющих историко-культурную ценность, и должны быть представлены в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, не позднее 1 декабря 2007 года.
В случае, если предложения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления по перечням объектов не поступили в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, Российская Федерация вправе в установленном порядке зарегистрировать в Едином государственном реестре недвижимости право собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия, на которые не зарегистрировано право собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, а также осуществлять пользование, владение и распоряжение указанными объектами, в том числе включение таких объектов в перечни объектов, не подлежащих отчуждению из федеральной собственности.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г., является федеральной собственностью.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, до настоящего времени право собственности на объект культурного наследия федерального значения Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г., не зарегистрировано, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений.
Положением о Федеральном агентстве по Управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432, установлено, что Росимущество осуществляет полномочия по приобретению в установленном порядке имущества в федеральную собственность, осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества.
На территории Хабаровского края указанные функции и полномочия осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить заявленные прокурором Железнодорожного района г. Хабаровска требования в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск удовлетворить.
Признать право федеральной собственности на объект культурного наследия федерального значения - Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г.
Признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, выраженное в не оформлении права федеральной собственности на объект культурного наследия - Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области зарегистрировать в установленном законом порядке право федеральной собственности на объект культурного наследия федерального значения - Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области внести сведения об объекте культурного наследия федерального значения - Памятник жертвам белогвардейского террора 1960 г., в реестр федерального имущества в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 26 июня 2018 г. через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Копия верна.
Судья Н.А. Чижова