Дело № 2а-448/2019
74RS0019-01-2019-000597-58
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
23 июля 2019 года г.Касли
Каслинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,
при секретаре Тимофеевой И.В.,
с участием административного истца прокурора Каслинской городской прокуратуры Герасимчук С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каслинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Каслинского муниципального района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Каслинский городской прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Каслинского муниципального района о признании бездействия незаконным, выразившееся в не принятии административных регламентов, устанавливающих порядок и стандарт предоставления муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности, и возложении обязанности разработать, утвердить и официально опубликовать административные регламенты.
В обоснование административного искового заявления указал, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Каслинского муниципального района требований законодательства в части реализации возложенных полномочий в сфере градостроительной деятельности. Проверкой установлено, что на территории МО «Каслинский муниципальный район» отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующего порядок: согласования органом местного самоуправления соответствия (несоответствия) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; согласования органом местного самоуправления соответствия (несоответствия) построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности; приема уведомлений и планируемом сносе объекта капитального строительства, о завершении сноса объекта капитального строительства. Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления проводит проверку наличия документов, указанных в ч.10 ст.55.31 ГрК РФ, обеспечивает размещение этих уведомлений и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора. В случае не предоставления документов, указанных в ч.10 ст.55.31 ГрК РФ, данный орган самоуправления запрашивает их у заявителя (ч.11 ст.55.31 ГрК РФ). Указанные требования в сфере градостроительной деятельности установлены дополнениями в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ законом от 03 августа 2018 года №340-ФЗ. До настоящего времени администрацией Каслинского муниципального района не исполнена обязанность по разработке, утверждению, официальному опубликованию административных регламентов в указанной сфере, что нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе правообладателей земельных участок, планирующих возведение объектов капитального строительства, препятствует устойчивому развитию территории муниципального образования. В связи с чем, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Каслинского муниципального района выразившееся в не принятии административных регламентов, устанавливающих порядок и стандарт предоставления муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности, а также возложить обязанность их разработать, утвердить и официально опубликовать.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Каслинской городской прокуратуры Герасимчук С.В. заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
В судебное заседание представитель административного ответчика - администрация Каслинского муниципального района, не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав представителя административного истца, исследовав все материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокурорской проверки было установлено, что на территории МО «Каслинский муниципальный район» отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующего порядок:
- согласования органом местного самоуправления соответствия (несоответствия) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
- согласования органом местного самоуправления соответствия (несоответствия) построенных иди реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности;
- приема уведомлений и планируемом сносе объекта капитального строительства, о завершении сноса объекта капитального строительства.
В силу п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно п.14 ст.5 Устава Каслинского муниципального района к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схем территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведении информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Согласно ч.2 ст.12 Федерального закона от 27 июля 2010 горда №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:
1) общие положения;
2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах;
4) формы контроля за исполнением административного регламента;
5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, организаций, указанных в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента).
Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Статья 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливает требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги.
Федеральным законом №340 от 03 августа 2018 года в Градостроительный кодекс РФ введена ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ «Уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового или дачного дома».
В соответствии с ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Согласно ч.7 ст.51.1 Градостроительного кодекс РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
В силу ч.16 ст.55 Градостроительного кодекса РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:
1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса;
2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии ч.9 ст.55.31 Градостроительного кодекса РФ в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства.
Из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления проводит проверку, представленных документов, обеспечивает размещение уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора.
В ходе рассмотрения дела администрацией Каслинского муниципального района не было предоставлено доказательств принятия административных регламентов, устанавливающих порядок и стандарт предоставления муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности и доказательств невозможности их принятия.
Согласно письменных объяснений от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главы Каслинского муниципального района ФИО1, администрация района осуществляет полномочия в сфере градостроительной деятельности, в частности, согласование уведомлений о строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов, расположенных на территориях сельских поселений района, прием уведомлений о планируемом сносе объекта капитального строительства, о завершении сноса объекта капитального строительства. В настоящее время регламенты по указанным муниципальным услугам не разработаны. В ближайшее время планируется разработка регламентов (л.д.20).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления в нарушение норм действующего законодательства не разработан и не утвержден административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальных услуг по вопросам:
- согласования органом местного самоуправления соответствия (несоответствия) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
- согласования органом местного самоуправления соответствия (несоответствия) построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требования законодательства о градостроительной деятельности;
- приему уведомлений о планируемом сносе объекта капитального строительства, о завершении сноса объекта капитального строительства.
Следовательно, администрацией Каслинского муниципального района допущено бездействие, которое повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности.
Учитывая изложенное, суд признает незаконным бездействие администрации Каслинского муниципального района, выразившееся в не принятии административных регламентов, устанавливающих порядок и стандарт предоставления муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности, и считает необходимым обязать администрацию Каслинского муниципального района разработать и утвердить административные регламенты, устанавливающие порядок и стандарт предоставления муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что для реального исполнения решения суда в части разработки и утверждения административных регламентов, устанавливающих порядок и стандарт предоставления муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности, требуется время, исходя из целесообразности и разумности, суд считает необходимым определить административному ответчику срок для исполнения удовлетворенных исковых требований в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Каслинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Каслинского муниципального района, выразившееся в не принятии административных регламентов, устанавливающих порядок и стандарт предоставления муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности.
Обязать администрацию Каслинского муниципального района разработать, утвердить и официально опубликовать административные регламенты, устанавливающие порядок и стандарт предоставления муниципальных услуг по вопросам: согласования органом местного самоуправления соответствия (несоответствия) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; согласования органом местного самоуправления соответствия (несоответствия) построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности; приема уведомлений о планируемом сносе объекта капитального строительства, о завершении сноса объекта капитального строительства, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца с даты его вынесения в окончательной форме, через Каслинский городской суд.
Председательствующий судья: Н.М.Тропынева