РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2018 года г.Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Леонтьевой Е.В., при секретаре судебного заседания Романовой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а–4490/18 по административному исковому заявлению Антаковой Ирины Ивановны к ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары, ИФНС России по Промышленному району г. Самары о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Антакова И.И. обратилась в Октябрьский районный суд г. Самары с вышеуказанным административным иском, в обоснование заявленных требований административный истец указала, что 26.07.2017 года ИФНС по Промышленному району г. Самары вынесено решение №... о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, которым постановлено взыскать с Антаковой И.И. пеню за просрочку оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 22 060,14 руб. На основании указанного решения в отношении истицы возбуждено исполнительное производство. Задолженность по страховым взносам образовалась за период до 2017 года. Просила признать незаконными бездействие ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары в части непринятия решения о признании безнадежными ко взысканию и списании пени за просрочку оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с налогоплательщика, обязать ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары вынести решение о признании безнадежными ко взысканию и списанию пени за просрочку оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с налогоплательщика. Признать незаконным и отменить решение ИФНС по Промышленному району г. Самары от 28.07.2017 года № 63160013649. Приостановить исполнительное производство № 32840/17/63053-ИП. Вернуть излишне выплаченные денежные суммы в размере 22 060,14 руб. налогоплательщику.
В судебном заседании административный истец – Антакова И.И. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель административного ответчика – ИФНС по Октябрьскому району г. Самара Корольчук С.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца, поскольку Антаковой И.И. не был соблюден досудебный порядок разрешения административного спора, решение о взыскании налога и сборов ею не обжаловалось в вышестоящий налоговый орган – УФНС по Самарской области, кроме того срок обжалования решения был пропущен.
В судебное заседание представитель ИФНС Промышленного района г.Самары не явился, извещен надлежащим образом, причин уважительности неявки суду не представил.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст.137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Согласно ст.138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке. Акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.
Согласно ч.ч.1, 1.1. ст.138 НК РФ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
В силу ст. 140 НК РФ в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. В случае выявления в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу). Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы). По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган: 1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения; 2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера; 3) отменяет решение налогового органа полностью или в части; 4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение; 5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу. Документы, представленные вместе с жалобой на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 или 101.4 настоящего Кодекса, или вместе с апелляционной жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется. Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи. Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи. Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц. Решение по жалобе, не указанной в абзаце первом настоящего пункта, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней. Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия. Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.
Судом установлено, что Антакова И.И., ИНН №..., была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с дата по дата и состояла на регистрационном учёте в Управлении ПФР (государственном учреждении) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара (далее - Управление) в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Согласно сведений ИФНС Промышленного района г. Самары в нарушение статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), действовавшего до 31.12.2016 года, Антаковой И.И. не была исполнена обязанность по уплате страховых взносов за периоды 2005 - 2016 годы.
В соответствии со статьёй 25 Закона № 212-ФЗ в связи с неуплатой Антаковой И.И. причитающихся сумм страховых взносов за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, Управлением были начислены пени. По состоянию на 31.12.2016 года общая сумма пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляла 36 874,31 рубля.
В связи с централизацией в налоговых органах Самарской области функций по применению положений ст.47 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Приказом УФНС России по Самарской области от 30.03.2017 года №01-04/089 на базе ИФНС России по Промышленному району был сформирован отдел урегулирования задолженности №2, в обязанности которого входит вынесение решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счёт иного имущества налогоплательщика по всему региону.
ИФНС России по Промышленному району г. Самары на основании выгруженных данных Пенсионного Фонда России, по задолженности за 2016 года, в отношении Антаковой И.И. принято решение №... от 28.07.2017 года о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счёт иного имущества налогоплательщика на сумму 22 060,14 рублей.
Решение №... от дата о взыскании за счет имущества было вынесено ИФНС России по Промышленному району г. Самары по не исполненному требованию Пенсионного Фонда России.
На основании указанного решения МОСП по исполнению решений налоговых органов по г. Самаре 07.08.2018 года было возбуждено исполнительное производство №...-ИП в отношении Антаковой И.И.
В соответствии с представленным истцом уведомлением о снятии с учета физического лица в налоговом органе от дата Антакова И.И. снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя дата.
Как следует из ч. 1 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Исходя из ч. 2 ст. 139 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Из материалов дела усматривается, что в установленный законом срок Антакова И.И. в налоговый орган с заявлением и ходатайством о восстановлении срока на обжалование решения ИФНС Промышленного района не обращалась.
Доводы административного истца о том, что она обращалась дата в Управление федеральной налоговой службы по Самарской области с жалобой на решение ИФНС Промышленного района г.Самара, а также впоследствии с заявлениями в ИФНС Октябрьского района г.Самары являются несостоятельными и не свидетельствуют о соблюдении истцом вышеуказанных требований закона, поскольку, как следует из ответа руководителя УФНС по Самарской области дата истец обращалась на личный прием с устным обращением по иному вопросу, а именно по вопросу применения налоговой амнистии, обращения же истца в ИФНС Октябрьского района г.Самары помимо того, что были адресованы ненадлежащему в данной ситуации органу, не содержали доводов о необоснованности оспариваемого решения.
В судебном заседании истец заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования решения налогового органа №... от дата, указав о том, что данное решение не было ею получено до настоящего времени. Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления срока обжалования, поскольку из материалов дела усматривается, что о вынесении данного решения истцу стало известно не позднее конца марта 2018 года, когда стало производится списание задолженности, после чего истец в установленном законом порядке указанное решение на обжаловала.
При таких обстоятельствах суд полагает, что оснований для удовлетворения требований Антаковой И.И. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь, ст. ст. 179-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Антаковой Ирины Ивановны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.12.2018 года.
Судья п/п Е.В. Леонтьева
Копия верна:
Судья:
Секретарь: